Жители крпайнего севера
Оценка 4.9

Жители крпайнего севера

Оценка 4.9
docx
15.06.2020
Жители крпайнего севера
Правильный.docx

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытое воспитательное занятие

«Путешествие на Север»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования

Власова Елена Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Александровское

Январь 2019г.

 

 

 

Цели: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно нахо­дить информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; комму­никативные — осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — анализи­ровать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Программное содержание (задачи):

- обучающие: 

ü     Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.

- развивающие:

ü     Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;

ü     развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;

ü     развивать речь детей, обогащать их словарь.

- воспитательные: 

ü     Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе;

ü     воспитывать любознательность.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный.

Материалы к образовательной деятельности: глобус, самолет, макеты животных, макет снежных сугробов

Ожидаемые результаты. По окончании образовательной деятельности дети:

ü     Расширили кругозор и обогатили словарный запас по теме «Животные Севера» (северный олень, белый медведь, морж);

ü     Расширили представления о внешнем виде, образе жизни и повадках северного оленя, моржа, белого медведя;

ü     У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

ü     К детям пришло понимание о необходимости бережного и заботливого отношения к природе;

ü     Появилось желание получить информацию и о других животных Севера.

Ход занятия:

1.     Организационные момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь.

Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

(Дети: Сейчас время года зима)

Назовите приметы зимы.

(Дети: Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло).

А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?(Ответы детей). 

На Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно.  Ребята, что такое север? (Север – это та часть света).

Каковы природные условия в этой зоне? ( Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура понижается до –60°…)

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает на 10- 50см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

- что такое снежная часть года – это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лёт оттаивают, превращаются в воду, а в земле вечная мерзлота и воде некуда уходить и она остаётся на поверхности земли и таким образом появляются болота.)

Какие растения характерны для этой зоны? Животные?( К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы мхи, полярный мак, лишайники, водоросли; Больше всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.)

Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? (на оленях, на снегоходе).

Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс, так давайте же туда и отправимся, а на чем туда можно добраться? А добраться до него можно на самолете или ледоколе. Так давайте же мы с вами туда и полетим на нашем волшебном самолете, а пока будем лететь мы послушаем песню про …..

2.Физкультминутка.

Здесь всюду холод, лед и тень,                         дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                              закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                                 Выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,                   Соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.                         Разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.        Ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.                  Делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,           Подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                              Руки на поясе, стоят смирно

 

А вы знаете, какие животные там живут? (ответы детей)

Вот мы сейчас и узнаем, каких животных севера вы знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы? (Дети: Да, мы готовы).

3.     Загадки о животных.

 1. Где сугробы, стужа, лёд,

Где пурга снега метёт,

Там хозяин в шубе снежной.

Ходит по снегам безбрежным.

Весь он белый от зимы,

От метельной кутерьмы.

Так давно живёт он здесь,

Потому и белый весь.

Лишь черны глаза и нос:

Пощадил их злой мороз.

(Дети: Это белый медведь. Среди хищных зверей  Севера самым крупным является он – белый медведь)( ставим изображение  белого медведя).

Правильно. Молодцы. Полярный, арктический, белый медведь

- Что вы знаете о нем? Что он ест?

- Чем отличается от бурого медведя?

Белые медведи – неутомимые странники, бродят по бескрайним просторам, переплывают через разводья в студеной воде, мех у них густой и теплый, не намокает, мороз им не страшен. Белый медведь хорошо ныряет. Он и бегает неплохо. У белого медведя большую роль играет подкожный жир, который греет медведя, и помогает ему переносить бескормицу.

Они весят до 700 кг при длине тела более 3 м. Медведица рождает в декабре слепых беспомощных медвежат. В апреле они вместе с матерью начинают совершать регулярные прогулки. После того, как были приняты меры по охране белого медведя (он занесен в «Красную книгу»), численность его значительно выросла.

 

2.     Кто без компаса и карты.

Мчится в тундре, тянет нарты.

В ночь полярную и в день?

Это?

(Дети: Северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.) (ставим изображение северного оленя)

Молодцы, это тоже правильный ответ.

 

3. Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усаты?

Морж(ответы детей)

Моржи, как они хорошо загорают на солнышке. Что же вы знаете о них? Ярко блестят белые стрелки могучих бивней, а сами темно-коричневые, как будто и вправду загорели. Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. (ставим изображение моржа)

А сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

– Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

– Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?

– Берёза также карликовая ива, морошка, брусника

- В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека.

«Особенности растений»

· короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота,

· растения низкорослые, т.к. сильные ветры,

· короткий период цветения и созревания плодов,

· мелкие листья.

Не смотря на такие суровые условия в тундре живут и люди.

В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. А жилье их называется Чум.

Главное занятие населения –оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.

Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. местность загрязняется нефтью во время ее добычи.

Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы.

· белый журавль или стерх,

· малый или тундровый лебедь,

· краснозобая казарка, кречет.

Все они внесены в красную книгу России.

В тундре создан Таймырский заповедник в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан.

Еще чем славится тундра это Полярная ночь!

Звучит загадочно и необычно. Одни люди говорят, что это очень красиво, другие жалуются, что в Полярную ночь обостряются различные недуги. Что же это за явление такое – полярная ночь?

Полярная ночь – это такой период, когда более суток Солнце не выходит из-за горизонта. На полюсе полярная ночь – самая длинная, ее продолжительность составляет шесть месяцев.

Таким образом, во время полярной ночи люди вовсе не видят Солнце на небе. Даже тогда, когда на часах полдень и на улице едва светлеет, это совсем несолнечный свет, а только лишь отсветы.

Полярная ночь не обязательно означает полную темноту в течение всех 24 часов, главная её особенность заключается в том, что Солнце не поднимается над горизонтом. Если наблюдатель находится недалеко от полярного круга, весь день будет состоять из  сумерек.

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет.

Огоньки играют, переливаются всеми цветами радуги. (Включается подсветка – имитация северного сияния).

— Это северное сияние. Такое явление природы можно наблюдать только здесь. А вокруг простирается белая пустыня.

Рефлексия:

· Природные условия тундры менее суровы, чем …

· В тундре много различных мхов и …

· Кроме того здесь растут …, …, …, …

· Растения тундры …, многие стелются по земле.

· А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …

· Самым главным животным тундры является северный …

· Основное занятие населения тундры – …

Итог урока

Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Мы возвращаемся, а красоту Севера уносим с собой в своем сердце. До встречи!


 

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Цели: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека

Цели: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека

А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (Ответы детей)

А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (Ответы детей)

От метельной кутерьмы. Так давно живёт он здесь,

От метельной кутерьмы. Так давно живёт он здесь,

Особенности растений» · короткие корни, т

Особенности растений» · короткие корни, т

Никого за тучей нет. Это с неба льется свет

Никого за тучей нет. Это с неба льется свет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020