Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели:
• выявить на основе практической работы свойства льда и снега;
• сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
• воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование:
• для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
Тип урока: ознакомление с новым материалом, урокисследование.
Цели:
Тема: Снег и град
выявить на основе практической работы свойства льда и снега;
сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере
сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование:
для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда
берутся снег и лёд», интерактивная доска.
Ход урока:
Этапы
урока
Планируемая
деятельность учителя
Предполагаемая
деятельность
учащихся
Учащиеся выполняют
упражнение из программы
BG: осторожно разминают
ушные раковины.
Слушают учителя, смотрят
слайды презентации.
СНЕГ (ответ детей)
ЛЁД (ответ детей)
I. Организационны й
момент.
( Учащиеся
сидят группами).
II. Актуализа-
ция знаний и
постановка
проблемной
ситуации.
одеваем
Сегодня на уроке нам предстоит узнать
много интересного.
Давайте поможем себе:
«Шапочку для размышления» (BG).
Мудрая
Наступила зима.
черепаха крепко спала под
корягой, зарывшись в сухие
листья.
Муравьишка выбрался из
муравейника, огляделся и
увидел, что землю покрыл…..
а реку сковал……
Холодно стало Вопросику,
вернулся он домой, оделся
потеплее и в Интернете
нашёл информацию о том, что
на севере местные жители
зимой строят дома из снега :
ИГЛУ.
Ему
построить себе зимний дом.
Он задумался о том, какой
материал выбрать: снег или
лёд?
захотелось
тоже
-Ребята! Давайте поможем
Муравьишке
выбрать
материал для строительства
зимнего дома.
Назовите тему урока.
-Что для этого нам надо
знать?
- На какие вопросы предстоит
ответить?
Изуче-ние
III.
нового
Методический
комментарий
Психологический
настрой.
Обострение
восприятия.
Мотивационное начало
урока.
(слайд 1)
Учитель в процессе
разговора прикрепляет
на доску таблички со
словами: снег, лёд.
(Тема урока).
(слайд 2,3,4)
(слайд 5)
Выход на тему урока.
Вопросы записываются
на доске в виде плана:
Откуда?
Как?материала.
1.Формировани
е знаний о
свойствах
снежинки.
На уроке вам предстоит работа в
парах и группах. Давайте
вспомним правила, которые надо
соблюдать для того, чтобы
удалось выполнить всё, что мы с
вами запланировали.
Для того, чтобы понять
откуда берутся снег и лёд, я
предлагаю вам отгадать
загадки.
На каждом столе есть
карточка с текстом загадки.
Попробуйте её отгадать.
(Текст загадок на с. 68.
учебника «Окружающий мир»
А.А.Плешакова 1 класс).
1.Летели серые гуси,
нароняли белого пуха.
(Тучи и снег).
2. Всю зиму лежит,
а весной убежит.
(Снег).
3. Не драгоценный камень,
а светится.
(Лёд).
- Как вы думаете, где
образуется снег и из чего он
состоит?
(Из снежинок.)
- Рассмотрите снежинки. Что
заметили?
(Каждая снежинка имеет 6
лучей).
- Сегодня я хочу вам
рассказать тайну снежинки.
Тайна снежинок.
Раньше думали, что снег-
это замерзшие капельки
воды. Только недавно была
разгадана тайна снежинок.
Снег никогда не родится из
капелек воды. Водяные пары
поднимаются высоко-высоко в
небо, где очень холодно и
сразу же, из водяных паров,
образуются
крошечные
льдинки-кристаллики. Но это
Какие?
Используются
сигнальные карточки
для выражения
согласия с мнением
одноклассников.
3 группы3 загадки.
(слайд 6)
(слайд 7)
Учащиеся предлагают
вопросы:
Откуда берутся снег и
лёд?
Как образуются снег и
лёд?
Какие свойства имеют
снег и лёд?
Учащиеся вспоминают
правила работы в группе и
в парах.
Работа в группах.
Договариваются о том, кто
будет читать текст
загадки.
Совещаются и говорят
отгадку.
Дети совещаются и
отвечают.и,
звёздочку,
ещё не снежинки. Кристаллик
растёт,
постоянно
развивается,
наконец,
превращается в удивительно
красивую
у
которой шесть хрупких,
нежных
Эти
снежинки собираются вместе
в одну дружную семью-тучку,
медленно-медленно
опускаются
землю.
и падают на
лучиков.
2.Образова
ние
льда(обобщени
е опыта детей)
IV. Физкульт
минутка.
- О какой тайне снежинок вы
узнали?
-Почему хрустит снег под
ногами?
Давайте попробуем
восстановить форму
снежинок.
-Где вы видели лёд? Можно
ли дома увидеть лёд?
-Как в домашних условиях
приготовить лёд?
-Какой же вывод мы сделаем?
---Что такое снег и лёд?
(Снег и лёд –это замёрзшая
вода).
Давайте проверим наши
предположения.
Верно ли мы сделали вывод?
VОрганиза
ция исследова
тельской
работы.
Постановка
познавательной
задачи.
Давайте мы с вами
подвигаемся и слепим
снеговика.
Можем ли мы сделать выбор
материала для строительства
зимнего дома Муравьишки?
(Нет !Не знаем свойств снега
и льда).
Проведём исследование
Интерактивная доска,
электронное
приложение к уроку
«Окружающий мир» по
теме «Откуда берутся
снег и лёд?».
(3ий фрагмент к теме)
(слайд 8)
Рассуждения
ответы.
детей,
на
Учащиеся
интерактивной
доске
восстанавливают форму
снежинок.
Интерактивная доска,
электронное
приложение к уроку
«Окружающий мир» по
теме «Откуда берутся
снег и лёд?».
(1ый фрагмент к теме)свойств снега и льда с
помощью опытов.
Работать вы будете
группами.
Каждая группа- научная
лаборатория готовит свой
проект.
1 группа- 2 опыт.
2 группа-3 опыт.
3 группа-4 опыт.
Изучите
разработки
лабораторий.
материалы
проектов
По каким критериям будем
оценивать
проекты
лабораторий?
Учитель фиксирует критерии
кратко на доске.
1.Описание опыта проекта.
2.Наблюдение.
3.Вывод.
-Руководители лабораторий,
возьмите
необходимые
материалы для проведения
опытов.
Звонок колокольчика- сигнал
завершения работы .
здоровьесбережение
(Приложение)
Учащиеся
смотрят
материал на интерактивной
доске
слушают
сообщениевывод.
и
Дети двигаются по кругу и
выполняют упражнения за
учителем.
Обеспечение, принятие
детьми учебной задачи,
понимание
плана
решения этой задачи.
Мотивация.
Эффективной формой
организации учебного
процесса
является
создание парной и
групповой
работы.
Распределение позиций
эффективное
–
средство
обучения
умениям
сотрудничества.
(Текст практической
работы на с. 45.
тетради к учебнику
«Окружающий мир»
А.А.Плешакова 1
класс).
Рассуждения и ответы
детей
следующее
Спрячьте
снегу.
каком
Проведём
исследование.
в
пуговицу
О
Получилось?
свойстве это говорит?
(Снег рыхлый).
- Посмотрите, что я сейчас
сделаю
(разбиваю лёд
молотком). Что произошло со
льдом? О каком свойстве льда
это говорит?
- Сделайте вывод.
Вывод: снег рыхлый, а лёд
хрупкий.
VI.Усвоение
новых знаний и
способов
действий.
1.Формиро
вание знаний о
свойствах снега
и льда.
Исследова-ние
1.
Исследова-ние
2.
Руководитель 1ой лабораторииа лёд
состоит
снег белый,
представляет проект по плану.
Вывод:
бесцветный.
Оцените работу своей группы по
шкале достижений по критериям,
которые вы предложили.
Причина того, что снег белый
состоит в том, что каждая
снежинка
из
большого количества
ледяных кристалликов. Но
они не гладкие, а с гранями.
Отражение света от граней
этих кристалликов и делает
снег белым.
Руководитель 2ой лаборатории
представляет проект по плану.
Вывод: снег непрозрачный, а лёд
прозрачный.
Учащиеся также изучают в
группах описание опытов
на с.68 учебника
«Окружающий мир»
А.А.Плешакова 1 класс).
Учащиеся
критерии оценки.
предлагают
Руководители лабораторий
берут
Стаканы со снегом и льдом
и необходимые материалы
из конвертов на столах.
Исследова-ние
3.
Исследова-ние
4.
Руководитель 3ей лаборатории
представляет проект по плану.
Вывод: в тепле снег и лёд тают,
образуется вода.
итогов
2.Подведе
ние
исследова
ния
снега и льда.
свойств
- Молодцы! Вы отлично
справились
с
исследованиями!
-Какие открытия мы сделали
в процессе работы над
проектами?
Рассуждения и ответы
детей
Учащиеся отмечают это
свойство в электронной
таблице приложения.
VII.
Закрепление
изученного.
1.Проверка
Давайте проверим свои
знания и сообщим
Муравьишке о своём
решении.
Исследование,
открытие нового –
один из
методов
стимулирования
интереса к учению.
Интерактивная доска,
электронное
приложение к уроку
«Окружающий мир» по
теме «Откуда берутся
снег и лёд?».
(2ой фрагмент к теме)
Создание ситуаций, в
которых
учащиеся
являются субъектом
деятельности.
Обеспечение
оптимальных условий
для
активной
самостоятельной
творческой работы:
мышления, восприятия
и воображения.Обратить внимание на
осторожное поведение
на льду.
Интерактивная доска
Сборник тестов
к учебнику
«Окружающий мир»
А.А.Плешакова 1
класс)с.60.
Эталон оценивания
(варианты ответов в
виде геометрических
фигурок синего цвета).
здоровьесбережение
(Приложение)
Интерактивная доска
Изображение
уровня веток)
ели(3
Самооценка работы на
уроке.
знаний.
-Сравните свои результаты с
эталоном.
шкалу
-Начертите
достижений в конце теста и
отметьте на ней свой
результат.
2.Физминутка
для глаз
«Снежинка»
Снежинка поможет вашим
глазам отдохнуть.
Учащиеся отмечают это
свойство в электронной
таблице приложения.
Ответственный
от группыруководитель
лаборатории отмечает на
шкале уровень работы
группы.
Учащиеся выражают своё
мнение
помощью
сигнальных карточек.
с
Ответственный
от группыруководитель
лаборатории отмечает на
шкале уровень работы
группы.
Учащиеся выражают своё
мнение
помощью
сигнальных карточек.
с
Ответственный
от группыруководитель
лаборатории отмечает на
шкале уровень работы
группы.
Учащиеся выражают своё
мнение
помощью
сигнальных карточек.
с
Подведение итогов по
таблице
электронного приложения
к уроку «Окружающий
мир» по теме «Откуда
берутся снег и лёд?».
(2ой фрагмент к теме)
Учащиеся выполняют тест.
VIII. Решение
проблемной
ситуации.
IX. Творческая
работа.
X. Итог урока.
Рефлексия.
в
целей
-Ответили ли мы на вопросы,
которые ставили перед собой
в начале урока?
-Достигли
исследованиях?
-Какой же материал выбрать
Вопросику? Снег или лёд?
(Не подходит ни снег и ни
лёд).
-Что посоветуем муравьишке?
(Зимовать в муравейнике, а
зимний домик построить
только для игры из снега.В
тёплую погоду играть в нём
нельзя.)
А сейчас вы выполните
творческое задание.
Давайте подарим Вопросику
наши снежинки и устоим
снегопад.
Предлагаю создать их на
компьютерах.
Покажите друг другу свои
снежинки.
Вот
получился!
снегопад
такой
Снежинки
падают
иустраивают хоровод вокруг
ёлки.
Поделитесь с нами оценкой
своей работы.
Поместите
свою снежинку на ветках ели
по уровням.
-Что у нас получилось?
Почему?
- Когда вы придёте домой, то
расскажете все, о чём узнали
на уроке, о том какие
открытия сделали.
Спасибо за общение! Давайте
поблагодарим друг друга.
(Аплодисменты).
Проверка по эталону.
Рассуждения детей.
Рассуждения и ответы
детей.
Работа в парах.
Обсуждение с учителем
порядка действий.
Домашняя работа стр. 28-30, вопросы