Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, -
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
Осип Мандельштам
В конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. Красивое слово, загадочное. С французского impression-впечатление… Своим названием он обязан картине Клода Моне, впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году. Она называлась «Впечатление. Восход солнца».
«Зарождение импрессионизма
было радостно, как ранняя весна.
Первые импрессионисты вышли
на свет из темной комнаты и
по-детски радовались свету,
краскам».
Максимилиан Волошин
«Салон Отверженных»
Париж, 1863 год, Дворец промышленности…Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ. В разразившийся скандал вмешался Наполеон III, который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца промышленности. Так 15 мая 1863 года была открыта выставка, получившая выразительное название «Салон Отверженных».
Годами приученная к официальному академическому искусству, публика пребывает в полном недоумении… Взрыв хохота вызывает «неприличная» картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Художников –импрессионистов объединяло
субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на
поверхности предметов
Клод Моне. Цветущий сад.
Эдуард Мане. Сирень.
Клод Моне. Руанский собор.
Камиль Писсарро. Мороз.
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже.
Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного.
Клод Моне.
Здание парламента в Лондоне.
Интересные находки были сделаны импрессионистами в технике
передачи света, который у них различен по интенсивности, чистоте, прозрачности. С его помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни.
Огюст Ренуар. Качели.
Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены.
Клод Моне. Осень.
Огромные возможности в использовании цвета открывала техника пастели (фр. pastel) – живописи цветными карандашами или красочным порошком.
Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри.
Эдгар Дега
Голубые танцовщицы.
Танцовщицы
на поклонах.
Танцовщицы в зале
для занятий.
Говоря о творчестве
импрессионистов,
нельзя
не отметить их поиски
в области живописных
композиций.
Эти художники во многом
обновили
принципы их построений,
отказавшись от академических
требований
неподвижности,
симметрии,
порядка и четкости.
К.Моне. Тюльпаны Голландии
К.Моне. Пруд в Монжероне
К.Моне. Мост Ватерлоо.
О.Ренуар. Лодки на Сене.
К.Моне. Эртрет. Закат.
Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.
Э.Мане. Весна.(Жанна)
А.Сислей. Лужайки весной.
А.Сислей. Регата.
Пейзажи впечатления.
Реалистическим пейзажам художники-импрессионисты предпочли пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы, пытаясь запечатлеть ее «душу»
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар.
Огюст Ренуар.
«Ренуар превосходен
в портретах. Он не
только схватывает
внешние черты,
но и детально
воссоздает их
характер и внутренний
мир. Я сомневаюсь, что какой-либо художник может передать образ женщины в более соблазнительной
манере».
Теодор Дюре.
Прогулка
Портрет Жанны Самари.
Дама с веером.
Спящая купальщица
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.