Учебное моделирование является одной из важнейших операций в структуре учебной деятельности. На уроках русского языка есть множество тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где образная (живая) модель облегчит путь познания и позволит целостно представить явление или систему образов. Данная технология иллюстрируется на примере изучения темы "Знаки препинания при причастном обороте" в 7 классе.
живые модели.docx
«Живые модели» на уроках русского языка
Жерноклеева Е.А.
Моделирование - это замещение реального объекта другим
объектом, сохраняющим существенные признаки замещаемого объекта
в контексте решаемой задачи, это важнейшая операция в структуре
учебной деятельности. Использование живых моделей на уроке
повышает интерес учащихся, придает задаче осмысленность. Особенно
эффективно этот приём работает на трудных темах, на объяснении
нового материала в слабом классе. Одна из возможностей, которую
предоставляет моделирование - это создание игровой ситуации на
уроке.
На уроках гуманитарного цикла моделирование может быть
применено для решения разнообразных задач. Как на уроках русского
языка, так и на уроках литературы есть множество теоретических
понятий, тем, требующих структурирования материала, выстраивания
причинно-следственных связей, где образная модель облегчит путь
познания и позволит целостно представить явление или систему
образов. Использование «живых моделей» позволяет преодолеть
элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать
мыслительную деятельность учащихся. Содержание и форма
моделирования зависят от того, что именно моделируется, что
является предметом моделирования на конкретном рассматриваемом
этапе
обучения.
Под моделью при этом понимается система объектов или знаков,
воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала,
способная замещать его так, что его изучение даёт новую информацию
об этом объекте.
Продемонстрируем использование данного приёма на примере
изучения темы «Знаки препинания в предложении с причастным
оборотом» в 7 классе.
Описательная модель
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он
выделяется запятыми. Если причастный оборот стоит перед
определяемым словом, то запятая не ставится.
Живая модель
Для моделирования нужно раздать 4 учащимся карточки с
следующими символами:
запятая (2 шт.), определяемое слово, причастный оборот
,
,
х
П
О Учитель диктует предложения с причастными оборотами, учащиеся,
принимающие участие в моделировании пунктуационной ситуации,
занимают позицию по отношению друг к другу таким образом, чтобы
подсказать расстановку знаков препинания в данном предложении.
Например:
Девочка, вошедшая в класс, сделала объявление.
х
П
О
,
х
х
П
О
,
Вошедшая в класс девочка сделала объявление.
Объявление сделала девочка, вошедшая в класс.
,
П
О
"Живые модели" на уроках русского языка
"Живые модели" на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.