Цели урока.
1.Активизировать познавательную деятельность
учащихся, воздействовать на каждого из них;
продолжить знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века, систематизировать знания учащихся понятия теории «чистого искусства», познакомить детей с биографией А.А.Фета, показать сложность жизненного и творческого пути поэта.
2.Прививать любовь к русской поэзии, развивать способность учащихся к сопереживанию, стремиться к созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, к созданию ситуации успеха и положительного эмоционального настроя на работу.
3.Совершенствовать речь учащихся, поощрять высказывание учащимися оригинальных идей, развивать творческое воображение у ребенка творческие способности средствами нестандартных заданий.
Перед вами строки стихотворений А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. На какие из них могли ссылаться чистые лирики?
а) Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
б) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Я пришел к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой;Рассказать, что с той же страстью,Как вчера, пришел я снова,Что душа все так же счастьюИ тебе служить готова;Рассказать, что отовсюдуНа меня весельем веет,Что не знаю сам, что будуПеть. – Но только песня зреет.
Трагическая любовь Фета и Марии Лазич.
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые,
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, -
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.
50-е годы – вершина поэтической славы Фета.
Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, - это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, - свойство великих поэтов?»
Жизнь поэта в 60-70-е годы.
В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета, подготовленный Тургеневым.
В 1857 году Фет выгодно и удачно женится.
В 1858 году Фет оставляет службу в армии, так и не добившись дворянского звания.
Год 1859. Жизнь Фета перешла за свою середину.
В 1863 году как итог 25-летней творческой деятельности выходит двухтомное собрание стихотворений поэта.
В 1873 году вышел императорский указ о «возвращении» родового имения Шеншина.
В 1877 году Фет-Шеншин приобретает богатейшую усадьбу Воробьевку под Курском.
Ты отстрадала, я еще страдаю,Сомнением мне суждено дышать,И трепещу, и сердцем избегаю,Искать того, чего нельзя понять.А был рассвет! Я помню, вспоминаюЯзык любви, цветов, ночных лучей. –Как не цвести всевидящему маюПри отблеске родном таких очей!Очей тех нет – и мне не страшны гробы,Завидно мне безмолвие твое,И, не судя ни тупости, ни злобы,Скорей, скорей в твое небытие!
Последние годы жизни поэта.
В 80-е годы Фет создает четыре поэтических сборника «Вечерних огней».
Вторая половина жизни представляет собой чередование практического и литературного поприща.
В 1886 году Фет избирается членом Петербургской академии наук, а в 1889 году ему
присваивается звание придворного камергера.
21 ноября 1892 года в собственном доме в Москве после неудавшейся попытки самоубийства Фет скончался.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.