Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
Оценка 5

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Оценка 5
docx
08.07.2024
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
11.01 Урок Обзор жизни и творчества М.Лермонтова.docx

Тема урока: Обзор жизни и творчества М.Ю. Лермонтова с обобщением изученного в предыдущих классах

Задачи урока:

Предметные:

·         создать условие для формирования знаний детей об основных фактах биографии Лермонтова;

·         обеспечить усвоение учащимися умения различать основные темы и мотивы лирики поэта, понимать своеобразие художественного мира поэта;

·         развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

·         помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала;

·         развивать аналитические способности и наблюдательность, прививать любовь к классической поэзии;

·         развивать эмоционально-ценностные компетенции.

Метапредметные:

·         познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

·         коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

·         личностные:  готовить к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Оборудование урока: тетради, учебники, компьютер, видеоролик, кластер, анкета биографии.

Ход урока:

1.Этап актуализации имеющихся знаний.

Определение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы поговорим о жизни поэта, о его личности, определим основные темы его творчества.

Беседа о жизни и творчестве  М.Ю.Лермонтова.

а) Слово учителя:

- Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы. Биографию Лермонтова вы изучали в 6-8 классе, а сегодня, готовясь к уроку, вы ее повторяли.

- Давайте вспомним основные этапы жизни и творчества Лермонтова.

- Предлагаю вам прослушать сообщение учеников о биографией писателя. Возможно вы откроете что-то новое для себя (выступление группы искусствоведов по следующему плану)

1. Детство и юность поэта (происхождение, семья, воспитание, образование);

2. В гвардии. Стихотворение «Смерть поэта»;

3. Первое пребывание Лермонтова на Кавказе и его влияние на творчество.

4. Первая дуэль;

5. Вторая дуэль и гибель поэта;

6. Лермонтов – художник;

7. Музы любовной лирики Лермонтова

 

1–ый ученик

Гениальный русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов, родился в Москве. Считается, что род Лермонтовых ведет свое начало от выходца из Шотландии Георга Лермонта, но есть и другие версии, например, что семья состояла в родстве с испанским герцогом Лерма.

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, был бедным капитаном в отставке, мать, Мария Михайловна Арсеньева, происходила из родовитой и гордой семьи. Родители были счастливы в браке, но трагедия ворвалась незвано - в 1817 году Мария Михайловна умерла. Маленького Михаила забрала к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Распри между ней и Юрием Петровичем заставили последнего покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева же переехала вместе с внуком в свое имение "Тарханы", Пензенской губернии. Там поэт провел свое детство).

Десятилетним мальчиком он впервые попал на Кавказ, где испытал сразу две влюбленности, одну - в девочку девяти лет, другую - в горы Кавказа, могучие и величественные. С тех пор он считал Кавказ своей второй, поэтической родиной).

С 1828 по 1830 год Лермонтов учится в Московском университетском Благородном пансионе, где он расширил свои познания в литературе, ближе познакомился с произведениями Пушкина, Шиллера .

Осенью 1830 года Лермонтов поступает в Московский университет на "нравственно-политическое отделение", где учился в течение двух лет . Юноша не смог сдать публичных экзаменов, так как профессора, помня его дерзкий характер и неприязненное отношение к ним, "срезали" его. Оставаться на второй год Лермонтов не захотел и вместе с бабушкой они переехали в Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало, и он, под влиянием петербургских родственников, прежде всего Монго-Столыпина, наперекор собственным планам, поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала и желаниям бабушки.

Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания».

В лермонтоведении существует мнение о том, что за два юнкерских года ничего существенного Лермонтов не создал. Действительно, в томике стихотворений за эти годы мы найдём только несколько «Юнкерских молитв». Но не нужно забывать о том, что Лермонтов так мало внимания уделяет поэзии не потому, что полностью погрузился в юнкерский разгул, а потому, что он работает в другом жанре: Лермонтов пишет исторический роман на тему пугачёвщины, который останется незаконченным и войдёт в историю литературы как роман «Вадим». Кроме этого, он пишет несколько поэм и всё больше интересуется драмой. Жизнь, которую он ведёт и которая вызывает искреннее опасение  его московских друзей, даёт ему возможность изучить жизнь в её полноте. И это знание жизни, блестящее знание психологии людей, которым он овладевает в пору своего юнкерства, отразится в его лучших произведениях.

В 1832 году в манеже Школы гвардейских подпрапорщиков лошадь ударила Лермонтова в правую ногу, расшибив её до кости. Лермонтов лежал в лазарете, его лечил известный врач Н.Ф. Арендт. Позже поэт был выписан из лазарета, но врач навещал его в доме Е.А. Арсеньевой.

2 – ой ученик

Выйдя из школы корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, Лермонтов по-прежнему живёт среди увлечений и упрёков совести, среди страстных порывов и сомнений, граничащих с отчаянием.

Люди, близко знающие его, были уверены в его «добром характере» и «любящем сердце»; но Лермонтов считал для себя унизительным явиться добрым и любящим перед «надменным шутом» — «светом». Напротив, он хочет показаться беспощадным на словах, жестоким в поступках, во что бы то ни стало прослыть неумолимым тираном женских сердец.

 

До сих пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати, — «Хаджи Абрек», попало в «Библиотеку для чтения» без его ведома, и после этого невольного, но удачного дебюта, Лермонтов долго не хотел печатать своих стихов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Лермонтов был болен, когда совершилось страшное событие. До него доходили разноречивые толки; «многие», рассказывает он, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», потому что Пушкин был дурён собой и ревнив и не имел права требовать любви от своей жены.

В конце января тот же врач Н.Ф. Арендт, побывав у заболевшего Лермонтова, рассказал ему подробности дуэли и смерти Пушкина.

Невольное негодование охватило Лермонтова, и он «излил горечь сердечную на бумагу»

Стихотворение «Смерть Поэта» оканчивалось сначала словами: «И на устах его печать». Оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю в высшем обществе, новые похвалы Дантесу; наконец, один из родственников Лермонтова, Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому джентльмену, как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк «А вы, надменные потомки…»…

(прослушивание аудиозаписи «Смерть поэта»).

Учитель:

- Какое впечатление вызвало у вас это стихотворение?

- Какова композиция стихотворения?

- Каким настроением проникнуто оно?

 - Какие черты характера Лермонтова проявились в этом стихотворении?

Как известно, после появления стихотворения «Смерть поэта» последовали арест и судебное разбирательство. За Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий Императорской семье. Кроме этого,  бабушка, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. Некоторое время спустя корнет Лермонтов был переведён «тем же чином», т.е прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

3 – ий ученик

Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведён с возвращённым чином корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом — в апреле 1838 года — переведён в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. С полком Лермонтов проехал также по территории Азербайджана.

Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении

Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Природа приковала всё его внимание; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой; общество будто утратило для него привлекательность, юношеская весёлость исчезла и даже светские дамы замечали «чёрную меланхолию» на его лице. Инстинкт поэта-психолога влёк его, однако, в среду людей. Его здесь мало ценили, ещё меньше понимали, но горечь и злость закипали в нём, и на бумагу ложились новые пламенные речи, в воображении складывались бессмертные образы.

Лермонтов возвращается в петербургский «свет», снова играет роль льва, тем более, что за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывает могучий образ, ещё в юности волновавший его воображение. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри».

 И та, и другая поэма задуманы были давно. О «Демоне» поэт думал ещё в Москве, до поступления в университет, позже несколько раз начинал и переделывал поэму; зарождение «Мцыри», несомненно, скрывается в юношеской заметке Лермонтова

Будучи в Тифлисе, Лермонтов принялся учить азербайджанский («татарский», по тогдашней терминологии) язык. В 1837 году в своем письме С.А. Раевскому Лермонтов пишет: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе, — да жаль, теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться…». Азербайджанскому Лермонтова учил известный азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, служивший в то время переводчиком в канцелярии кавказского наместника.

 

4 – ый ученик

Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта.

16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную ещё в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да ещё будто бы дурно отзывался о нём в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошёл к Лермонтову и потребовал от него объяснений.

Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом

Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.

Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу. Наконец приговор был вынесен и утверждён: царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии.

Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Когда он познакомился с поэтом, достоверно неизвестно: по словам Панаева — в Санкт-Петербурге, у Краевского, после возвращения Лермонтова с Кавказа; по словам товарища Лермонтова по университетскому пансиону И. Сатина — в Пятигорске, летом 1837 года.

Вполне достоверно одно, что впечатление Белинского от первого знакомства осталось неблагоприятное. Лермонтов по привычке уклонялся от серьёзного разговора, сыпал шутками и остротами по поводу самых важных тем — и Белинский, по его словам, не раскусил Лермонтова. Свидание на гауптвахте окончилось совершенно иначе: разговор зашёл об английской литературе, о Вальтере Скотте, перешёл на русскую литературу, а потом и на всю русскую жизнь. Белинский пришёл в восторг и от личности, и от художественных воззрений Лермонтова. Он увидел поэта «самим собой»; «в словах его было столько истины, глубины и простоты!» — отмечал Белинский.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил около 28

5 – ый ученик :

Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями — сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым.

***  Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в Школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправляющийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова. Впоследствии современники считали, что прототипом княжны Мери была Наталья Соломоновна — сестра Мартынова.

 С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать Мартынову что-нибудь неприятное.

!!!Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов — прямо в грудь поэту .

Князь А. И. Васильчиков, очевидец событий, присутствовавший на дуэли в качестве секунданта, рассказал историю дуэли.

Комментарий учителя: Такова судьба М.Ю. Лермонтова. Поэт прожил всего 27 лет, но оставил нам выдающиеся произведения, которые будут жить вечно.

2.Этап мотивации.

1) пробуждение интереса учащихся к получению новой информации.

а) Слово учителя.

В 16 лет Лермонтов пишет:

         Мне нужно действовать,

         Мне нужно действовать,

         Я каждый день

         Бессмертным сделать бы желал…

А в 24 из сердца вырывается признание:

         Печально я гляжу на наше поколенье!

         Его грядущее – иль пусто, иль темно,

         Меж тем под бременем познанья и сомненья,

         В бездействии состарится оно…

А между этими строками – вся жизнь Лермонтова, вся жизнь людей его поколения. Они были обречены на бездействие, ибо рано поняли, что вряд ли удастся применить в жизни те могучие силы, переполняющие душу.

Пятнадцатилетний юноша с горечью спрашивает:

         К чему глубокие познанья, жажда славы,

         Талант и пылкая любовь свободы,

         Когда мы их употребить не можем?

- Откуда такое разочарование в жизни? Что так отравило не только Лермонтова, но и всё его поколение?

- Обратимся к истории.

б) Сообщение ученика «Рассказ об эпохе Лермонтова»

1826 год…13 июля. На кронверке Петропавловской крепости повешены Пестель, Рылеев, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол – пять руководителей восстания декабристов. И тогда же потянулись в Сибирь  колонны закованных ссыльных, цвет дворянской молодежи. Лермонтову и его сверстникам было по 11-12 лет. Родители благодарили бога, что их дети были так малы, что не доросли до политики. Но они не предполагали, что их детей ждет не менее горькая судьба. Не так уж трудно догадаться, какого действия жаждали сверстники Лермонтова, каким бездействием они тяготились.

         Можем строчки нанизывать

         Посложнее, попроще.

         Но никто нас не вызовет

         На Сенатскую площадь…

Черная тень пяти виселиц легла на всю судьбу Лермонтова и его поколения… Отсюда  ему и суждено было выразить своей поэзией целую эпоху…

Поколение Лермонтова заменило деятельность чтением, познанием, «наукою бесплодной» без практического приложения знаний, поэтому оно и не оставит векам «гением начатого труда».

«В начале поприща мы вянем без борьбы».

А жизнь без борьбы для поэта не жизнь. Однако порокам поколения все-таки противопоставляется некий идеал, и он, конечно же, авторский.

Отсюда ВЫВОД: самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию.

Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов.  В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.

В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов

Творчество поэта можно условно разделить на два периода:

1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина.

Периоды творчества М.Ю.Лермонтова

·         1828 – 1836 - ранний период  

·         1837 – 1841 – зрелый период

Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

2) определение учениками темы урока и постановка собственных целей обучения на уроке.

Тема урока…

3.Стадия осмысления - получение новой информации

1) Слово учителя о личности Лермонтова, работа по вопросам:

Исследователь В.А. Захаров пишет: "Для нас Лермонтов - великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук".

Возможно, "трудный" характер Михаила Юрьевича сложился из-за трагически разорванной в раннем младенчестве связи с обоими родителями. С раннего детства Елизавета Алексеевна растила внука в полной свободе. Он получал всё, что хотел, не будучи никогда и ни в чём стеснён или ограничиваем. Он абсолютно не был способен подчиняться, угождать и, тем более, угодничать.

-А почему судьба Л. была трагичной?

(За стихотворение, посвящённое гибели Пушкина, Лермонтов отлучён от двора и отправлен в феврале 1837г. в действующую армию на Кавказ. Год хлопот Е.А. Арсеньевой о прощении внука перед царской семьёй увенчался успехом: поэта вернули в лейб-гвардии Гусарский полк, ко двору в мае 1838г. До февраля 1840г Лермонтов жил в Царском селе и часто проводил время в столице.

За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге  и 15 июля 1841 года в Пятигорске. Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением

Итак: 1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял. 2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.)

В общем, поэт был одинок в мире, поэтому и тема одиночества была для него так актуальна.

Основные темы и мотивы лирики М.Лермонтова:

1.      жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);

2.      разочарование, одиночество, поиск   гармонии в отношениях с  окружающим  миром   («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно»,  « Утес», «Листок», «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива…» );

3.      любовь – страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);

4.      критика самодержавия, светского общества («Прощай, немытая Россия»,  «Смерть поэта»);

5.      поэтическое призвание и высокое предназначение поэзии («Поэт», «Пророк»,);

6.      судьба народа, Родины («Родина», «Бородино»);

7.      осмысление судьбы своего поколения («Дума»).

4. Стадия рефлексии.

Я узнал…

     -  Было интересно…

     -  Особенно понравилось…

     -  Меня удивило…

     -  Было сложно…

     - Нужно выучить…

     - Урок дал мне для жизни…

     - Мне захотелось…

 

5.  Подведение итогов урока.

1.Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?

2.На сколько каждый из вас поработал?

Слово учителя:

- Закончить сегодняшний урок я хотела бы следующими словами: «Не бойся врагов: самое большее, что они могут сделать – это убить.

Не бойся друзей: самое большее, что они могут сделать – это предать.

Бойся равнодушных: это с их молчаливого согласия на земле происходят войны».

6.Домашнее задание : знать биографию М.Ю. Лермонтова, выразительно читать стихотворения М. Ю. Лермонтова в учебнике.

 


 

Тема урока : Обзор жизни и творчества

Тема урока : Обзор жизни и творчества

Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы

Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы

Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается

Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается

Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк «А вы, надменные потомки…»… (прослушивание аудиозаписи «Смерть…

Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные 16 строк «А вы, надменные потомки…»… (прослушивание аудиозаписи «Смерть…

Будучи в Тифлисе, Лермонтов принялся учить азербайджанский («татарский», по тогдашней терминологии) язык

Будучи в Тифлисе, Лермонтов принялся учить азербайджанский («татарский», по тогдашней терминологии) язык

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений

В бездействии состарится оно…

В бездействии состарится оно…

Религиозные «Философические письма»

Религиозные «Философические письма»

В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на

В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2024