Нелегка жизнь была у Александра Чапиховича Логаны. Знакомство с жизнью и творчеством народного ненецкого сказителя и умельца, который несмотря на все трудности, потеря зрения в детстве, многому чему научился у отца. Плести "морду"(снасть для ловли рыбы), ловушки, строить дом, делать головоломки для детей. Является сказителем ненецкого фольклора.Знакомство с жизнью и творчеством народного ненецкого сказителя и умельца, который несмотря на все трудности, потеря зрения в детстве, многому чему научился у отца
Александр Чапихович
Логаны
Жизнь и творчество
Биография
• Логаны Александр Чапихович
родился в д. Нумто, детские
годы провел в стойбище
Порсоварах. Александр в
раннем детстве ослеп. Заболел,
как многие другие
деревенские ребятишки,
оспой, которая дала такое
страшное на всю жизнь
осложнение. Когда он выжил
после болезни, дедушка
предрек ему долгую жизнь,
говоря, что он продолжатель
рода. От бабушки мальчик в
детстве слышал множество
легенд и сказок, он поет
старинные ненецкие песни,
которые слышал от бабушки.
Благодаря этим знаниям, его
однажды пригласили в
Варьеган в музей.
Биография
Вот ведь как получается.
Несчастным себя
Александр Чапихович не
чувствует. Он, несмотря
на полную слепоту,
всегда нужен людям.
Мать умерла давно, и в
Порсоварах
( ненецкое селенье из
нескольких избушек
недалеко от Нумто) он
жил вдвоем с отцом
Чапиху. Отец для него
был не только
кормильцем, но и
наставником по науке
жить.
Татва – Впередиидущий
•Понимая, что сыну самому придется пробиваться в жизни,
он учил его тому, что необходимо таежнику: плести
рыболовные снасти – морды, заготавливать дрова,
разжигать огонь в печке, готовить еду…Это прозаические
для здорового человека знания пригодились, когда
Саше( тогда он еще не был Татвой – Впередиидущим)
пришлось возвращать тяжело заболевшему отцу сыновний
долг, ухаживая за ним.
•Татвой он стал, когда оказался самым старшим из мужчин
ненецкого рода Логаны. Старейшина рода у аборигенов
Севера значит очень много для соплеменников. Он –
хранитель священных мест, знаток сакрального фольклора,
исполнитель или организатор обрядов, наставник и
помощник в различных жизненных вопросах. Словом, это
человек, пользующийся уважением общества.
Всю свою жизнь до встречи с Аллой прожил на
своем родовом угодье в 12 километрах от Нумто.
Один. Ориентируясь в пространстве наощупь, по
запаху, по звуку. Сам плел сети, сам готовил
ловушки на мелкую дичь. А затем, проходя по 20
километров ежедневно по тундре, ставил их и вновь
обходил, забирая добычу. И при этом никогда
никому не жаловался на свою судьбу. Просто жил и
знал, что он должен продолжать свой род. Не
спился, как многие из односельчан, не наложил на
себя руки от безысходности, хотя у кого – кого, а у
него на это была серьезная причина. Он выполнял
напутствие деда – жить, во что бы то ни стало.
Это обыкновенные, простые люди, без злости и
завести, живут, не лукавя и не делая зла другим. И
все же история их семьи удивительна.
Счастье бывает разным
•Но потом в его жизнь вошел Юрий Кылевич Вэлла
тоже ненец, только с Агана, поэт – оленевод. Он
познакомил Сашу с Аллой Иуси из Варьегана. Они
поженились Крестным отцом их семейного счастья
стал , конечно же, Вэлла. Небогатый человек, он все
же подарил им « Буран», хотя и не новый ,но на ходу.
Алла освоила его и лихо ездила между Нумто и
Посоварами. А муж, к изумлению земляков, научился
ремонтировать снегоход. Лично я этому не удивляюсь,
его обращение с топором и ножом. Он действовал как
оперирующий хирург, четко и в то же время нежно
перебирая детали двигателя или вырезая игрушку
сыну Дамиру. Натруженные руки мне казались
корневищами, связывающими его с природой.
Он – хранитель
священных мест,
знаток сакрального
фольклора,
исполнитель или
организатор обрядов,
наставник и
помощник в
различных
жизненных вопросах.
Словом, это человек,
пользующийся
уважением общества.