Учитель Слесарева Юлия Владимировна _______________________
Тема: Жизнедеятельность клетки.
Цели
Образовательная:
· способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки; должны усвоить понятия: жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы.
Развивающая:
· продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
· Воспитательная:
· создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.
Задачи:
· Закрепить первичные сведения о клетке.
· Раскрыть представление о клетке как структурной и функциональной единице живого.
· Показать практическое применение полученных знаний.
На доске цитата “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!”. Козьма Прутков.
Мы находимся в несколько необычных условиях, а для того, чтобы наша встреча не была бесполезной, мы должны сотрудничать.Представьте, что мы обитатели другой планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля. Презентация слайд 1. Для любого путешественника необходимо:журнал наблюдений (приложение №1)лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение. Какие живые организмы вы можете встретить здесь? И первые организмы,которых мы встречаем в изучении предмета биологии – это растения.
Фронтальная беседа.
А из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм? Ребята, еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”. Вспомним, какое строение имеет клетка?
И для этого, вам предстоит выполнить задание №1 (приложение №2),лежит на парте в конверте. Прочитать внимательно.Закончите предложения. При этом идет демонстрация Презентация слайда 2.
Мы вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? Если мы затрудняемся определить значение слова. Где следует искать? (Словарь положить на стол,попросить ребенка наитии определение термина)Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы,характеризующие жизнь? (карточки вывешиваю на доске: питание, размножение, рост, развитие,дыхание). Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.
Тема урока закрыта не написана на доске, мне бы хотелось, чтобы в конце нашей встречи вы назвали тему сами.
А начнем работу с просмотра слайда. Вам предстоит определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране /дыхание клетки/ (Презентация слайд 3)Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение угл. газа.
Что еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. А для того чтобы узнать, каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю посмотреть результаты опыта. Я взяла три морковки, опишите как выглядит морковь. Одна из морковок подходит под ваше описание, а другая завяла. Морковь,которая завяла, я положила в бутылку с водой. Как изменяется морковка, объяснить почему? Давайте посмотрим благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Презентация слайд 4).Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки,регулирует поступление веществ. (отметьте в конспектах поступление веществ в клетку).
Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? (Презентация слайд 5) Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы (Презентация слайд 6). Сейчас самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы. Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.
Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления у клеток разная. (примеры), а принцип деления один. Презентация слайд 7
Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается,хорошо заметны тельца, цилиндрической формы –хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя,образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48.Деление клеток картофеля можно представить схемой
Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение №3) из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране.
Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.
Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели.Конечно.
А для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице. Как происходит рост клетки и его значение. Проверяем.Как же происходит рост клетки…….молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение– рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет (Презентация слайд 9).
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности (отметить на конспекте название процессов), но если посмотрим на ваш опорный конспект, то увидим, что заполнен не полностью. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки, подготовить вопросы, а дополнительно – ответить на вопрос,лежит на ваших столах.
А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку.
Презентация слайд 10.
Сказка о житие – бытие растительной клетки
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке? Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА –ЖИВАЯ. Презентация слайд 11.
И вернемся к началу урока, как бы вы назвали тему __________. Оказывается и я назвала ее также. (жизнедеятельность клетки; жизнь клетки –вариантов много)
Возвращение к цитате, которая написана на доске!
Ну, вот мы и побыли в гостях у клетки –единице всего живого на Земле. А сейчас, возвращаемся на нашу выдуманную планету, для того, чтобы на следующем уроке вновь вернутся, и познать новые тайны живой природы.
Части клетки |
Функции |
1. Ядро |
1. Придает форму и защищает содержимое клетки |
2. Цитоплазма |
2. Накопление запасных веществ и ненужных продуктов жизнедеятельности. |
3. Пластиды |
3. Несет наследственную информацию и служит центром жизнедеятельности. |
4. Вакуоль |
4. Место, где протекают основные процессы жизнедеятельности |
5. Клеточная оболочка |
5. Бывают бесцветными и окрашенными |
Приложение №2.
ЗАДАНИЕ №1
Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.
Приложение №3.
Задание 2.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.