Жизненные искания Андрея Болконского

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 30.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь. Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.
Иконка файла материала жизненные искания болконского.ppt
Этапы духовных исканий князя Андрея Болконского Подготовила преподаватель русского языка и литературы Землянцева С.В.
…Чтобы жить  честно, надо рваться,  путаться, биться,  ошибаться, начинать  и бросать, и опять  начинать… А спокойствие –  душевная подлость                 Из письма              Л.Н.Толстого  от 18 октября  1857 года.
Андрей и Пьер не только в  историческом смысле, но и в  нравственном, психологическом,  наиболее близкие Толстому герои.  Подобно тому, как это было у самого  Толстого: их жизнь – это путь. Путь  открытий и разочарований, путь  кризисный и во многом  драматический. Путь особенный,  неповторимо личный – и вместе с тем  исполненный глубокого  исторического значения.
« Эта  жизнь – не  по мне!»
« Вот оно!» ­ думал князь Андрей,  схватив древко знамени… ­ Ура! – закричал князь Андрей, едва  удерживая в руках тяжелое знамя, и  побежал вперед с несомненной  уверенностью, что весь батальон  побежит за ним.
« Как тихо, спокойно и торжественно,  совсем не так, как я бежал, не так, как мы  бежали, кричали  и дрались»
«Совсем не так ползут облака по  этому высокому, бесконечному  небу. Как же я не видел прежде  этого высокого неба? И как я  счастлив, что узнал его наконец»
«Да! Все пустое, все  обман, кроме этого  бесконечного неба.  Ничего, ничего нет,  кроме его».
«Жить для себя, избегая двух зол:  угрызения совести и болезни»
­ Вы знаете, что есть там и есть кто­то? Там есть –  будущая жизнь. Кто­то – есть бог. Высшее счастье  человека состоит в том, чтобы стремиться к  достижению истины и добродетели. Надо жить, надо  любить, надо верить.
Он поглядел на небо, на которое  указал ему Пьер, и в первый раз  после Аустерлица он увидал то  высокое, вечное небо, и что­то  давно заснувшее, что­то лучшее,  что было в нем, вдруг радостно  и молодо проснулось в его душе.
« Да, он прав, тысячу раз прав этот  дуб, пускай другие, молодые, вновь  поддаются на этот обман, а мы знаем  жизнь, ­ наша жизнь кончена»
­ Ну, как можно  спать! Да ты  посмотри, что за  прелесть. Ведь  эдакой прелестной  ночи никогда,  никогда не бывало.  Ты посмотри, что за  луна. Так вот села бы  на корточки,  подхватила бы себя  под коленки и  полетела бы!!!
« И дела нет до моего  существования! И  опять она! И как  нарочно!»
« Нет, жизнь не кончена в 31 год, ­ вдруг окончательно  и бесповоротно решил князь Андрей. – Мало того, что  я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали  это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в  небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не для одного  меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так, как эта  девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она  отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
«Весь мир  разделен на две  половины: одна –  она, и там все  счастье, надежда,  свет; другая  половина – все, где  ее нет, там все  уныние и темнота»
«…Последнее время мне  стало тяжело жить. Я  вижу, что стал понимать  слишком много»
« Неужели это смерть? Я не  могу, я не хочу умереть, я  люблю жизнь, люблю эту  траву, землю, воздух…»
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим,  любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам –  да, та любовь, которую проповедовал бог на  земле, которой меня учила княжна Марья и  которой я не понимал; вот отчего мне жалко  было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне,  ежели я был жив».
«Любовь? Что такое любовь?  Любовь мешает смерти. Любовь  есть жизнь. Все, все, что я  понимаю, я понимаю только  потому, что люблю. Любовь есть  бог, и умереть – значит мне,  частице любви, вернуться к  общему и вечному источнику»
Его путь – путь  сближения с народом; в  служении народу Андрей  Болконский видит свое  назначение. Смерть  оборвала его искания.
Шенграбенское крушение мечты  плен  Аустерлицкое сражение  любовь к Наташе    В салоне А.П.Шере р Вторая  встреча  с дубом  Отрадное Первая встреча с дубом Богучарово  Лысые горы  Бородинское сражение  т н о р ф С м е р т ь разрыв с Наташей