Жизненный факт и поэтическое слово.
Оценка 4.6

Жизненный факт и поэтическое слово.

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русская литература
9 кл
08.12.2018
Жизненный факт и поэтическое слово.
Представленный материал позволит учителю объяснить, как жизненный факт становится материалом словесности. Презентация содержит материал для практической работы: учащиеся сравнивают значение слова "парус" в одноименном стихотворении М.Ю. Лермонтова со значением этого слова в отрывке из повести "Тамань". Презентация составлена по материалам учебника Р.И. Альбетковой.
Жизненный факт и поэтическое слово 9 .ppt

Жизненный факт и поэтическое слово.

Жизненный факт и поэтическое слово.
Жизненный факт и  поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение  слова.  Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и  литературы МБОУ Лицей №3 г.Сарова Нижегородской области.

Жизненный факт и поэтическое слово.

Жизненный факт и поэтическое слово.
Как язык становится материалом  словесности? Слово в художественном  произведении служит  не сообщению факта, а созданию  картины жизни,  освещённой мыслью художника.  Г.О. Винокур видит главное  свойство поэтического языка в  том, что слово в художественном  произведении означает и то, что  оно означает всегда, и  одновременно то , что оно  означает именно в этом  произведении.

Жизненный факт и поэтическое слово.

Жизненный факт и поэтическое слово.
Сравните значение слова «парус» в стихотворении  Сравните значение слова «парус» в стихотворении  М.Ю.Лермонтова «Парус» и в отрывке из повести  М.Ю.Лермонтова «Парус» и в отрывке из повести  «Тамань». «Тамань». Долго при свете месяца  мелькал белый парус  между темных волн; слепой  всё сидел на берегу, и вот мне  послышалось что­то похожее  на рыдание: слепой мальчик  точно плакал,  долго, долго… Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране  далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны ­ ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей  лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Жизненный факт и поэтическое слово.

Жизненный факт и поэтическое слово.
Слово «парус»  в прямом значении  называет предмет,  который можно  представить   себе зрительно. В стихотворении слово, не переставая означать предмет,  получает и другое значение: состояние души человека,  неудовлетворённого тем, что есть, устремлённого к чему­то  новому. А в прозаическом отрывке парус – тоже предмет,  но это лодка, увозящая в неизвестность контрабандистов. Эти значения слово приобретает именно в данном произведении.

Жизненный факт и поэтическое слово.

Жизненный факт и поэтическое слово.
Докажите, что слово в художественном произведении Докажите, что слово в художественном произведении И те же самые слова организованы таким образом,  что в них возникает новый  смысл. Парус становится  называет предмет, признак, действие, а также называет предмет, признак, действие, а также не просто лодкой, но воплощением  чувств героя и  передаёт отношение автора к явлению, содержит передаёт отношение автора к явлению, содержит субъективное, эмоционально-экспрессивное начало. субъективное, эмоционально-экспрессивное начало. крушения надежды рассказчика на обретение полноты жизни. рассказчика – отчаяния слепого мальчика,  Предметно­ логические слова  называют предметы,  признаки, действия Некоторые слова  эмоционально  окрашены, говорят о  переживаниях героя Долго при свете месяца  мелькал белый парус  между темных волн; слепой  всё сидел на берегу, и вот мне  послышалось что­то похожее  на рыдание: слепой мальчик  точно плакал,  долго, долго…

Жизненный факт и поэтическое слово.

Жизненный факт и поэтическое слово.
начинается с логически  Определите роль  Большую роль в организации словесного Большую роль в организации словесного Первое предложение поэтической окраской и синтаксическое поэтической окраской и синтаксическое строение предложений, определяющие строение предложений, определяющие антитезы, материала играют отбор слов с материала играют отбор слов с  эпитетов,  повторов. ударного слова, интонация   постепенно понижается и  упирается в краткое слово  волн, создавая пока ещё интонацию. интонацию. Проанализируйте   неявное чувство  безысходности. Затем интонация  повышается, и мы интонацию  предложения   чувствуем, открыто, завершаясь паузой,  обозначенное многоточием.  как неуклонно  нарастает ощущение  трагизма. В конце  чувство проявляется    создают картину  Антитезы Долго при свете месяца  (свет месяца –тёмные волны,   мелькал белый парус море­берег)  между темных волн; слепой  всё сидел на берегу, и вот мне  послышалось что­то похожее  на рыдание: слепой мальчик  точно плакал,  долго, долго… но и почувствовать контрасты,  помогают не только  увидеть парус и море,  противоречивого мира. (белый ­ тёмных) Эпитеты   недоступность красоты.  Повтор слова долго ещё более усиливает эмоцию.

Жизненный факт и поэтическое слово.

Жизненный факт и поэтическое слово.
Обобщим сказанное Обобщим сказанное Поэтическое слово отличается от слова, которое  Поэтическое слово отличается от слова, которое мы употребляем в жизни, тем, что оно, не мы употребляем в жизни, тем, что оно, не утрачивая своего обычного значения, приобретает утрачивая своего обычного значения, приобретает в данном произведении новое значение. в данном произведении новое значение. Поэтическое слово называет явление и потому  Поэтическое слово называет явление и потому содержит предметно-логическое, объективное содержит предметно-логическое, объективное значение. И вместе с тем оно выражает мысль значение. И вместе с тем оно выражает мысль автора, и потому в нём присутствует автора, и потому в нём присутствует субъективный, эмоционально-экспрессивный субъективный, эмоционально-экспрессивный смысл. смысл. Благодаря соединению объективного и  Благодаря соединению объективного и субъективного начал, в произведении субъективного начал, в произведении изображается картина, которую можно изображается картина, которую можно представить в воображении, и через неё представить в воображении, и через неё выражается авторская оценка изображаемого и выражается авторская оценка изображаемого и открываются новые черты жизни. открываются новые черты жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018