Представленный материал позволит учителю объяснить, как жизненный факт становится материалом словесности. Презентация содержит материал для практической работы: учащиеся сравнивают значение слова "парус" в одноименном стихотворении М.Ю. Лермонтова со значением этого слова в отрывке из повести "Тамань".
Презентация составлена по материалам учебника Р.И. Альбетковой.
Жизненный факт и поэтическое слово 9 .ppt
Жизненный факт и поэтическое слово.
Жизненный факт и
поэтическое слово.
Прямое и поэтическое значение
слова.
Автор:
Ерина С.В.,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ Лицей №3
г.Сарова
Нижегородской области.
Жизненный факт и поэтическое слово.
Как язык становится материалом
словесности?
Слово в художественном
произведении служит
не сообщению факта, а созданию
картины жизни,
освещённой мыслью художника.
Г.О. Винокур видит главное
свойство поэтического языка в
том, что слово в художественном
произведении означает и то, что
оно означает всегда, и
одновременно то , что оно
означает именно в этом
произведении.
Жизненный факт и поэтическое слово.
Сравните значение слова «парус» в стихотворении
Сравните значение слова «парус» в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Парус» и в отрывке из повести
М.Ю.Лермонтова «Парус» и в отрывке из повести
«Тамань».
«Тамань».
Долго при свете месяца
мелькал белый парус
между темных волн; слепой
всё сидел на берегу, и вот мне
послышалось чтото похожее
на рыдание: слепой мальчик
точно плакал, долго, долго…
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране
далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей
лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Жизненный факт и поэтическое слово.
Слово «парус»
в прямом значении
называет предмет,
который можно
представить
себе зрительно.
В стихотворении слово, не переставая означать предмет,
получает и другое значение: состояние души человека,
неудовлетворённого тем, что есть, устремлённого к чемуто
новому.
А в прозаическом отрывке парус – тоже предмет,
но это лодка, увозящая в неизвестность контрабандистов.
Эти значения слово приобретает именно в данном произведении.
Жизненный факт и поэтическое слово.
Докажите, что слово в художественном произведении
Докажите, что слово в художественном произведении
И те же самые слова организованы таким образом,
что в них возникает новый смысл. Парус становится
называет предмет, признак, действие, а также
называет предмет, признак, действие, а также
не просто лодкой, но воплощением чувств героя и
передаёт отношение автора к явлению, содержит
передаёт отношение автора к явлению, содержит
субъективное, эмоционально-экспрессивное начало.
субъективное, эмоционально-экспрессивное начало.
крушения надежды рассказчика на обретение полноты жизни.
рассказчика – отчаяния слепого мальчика,
Предметно
логические слова
называют предметы,
признаки, действия
Некоторые слова
эмоционально
окрашены, говорят о
переживаниях героя
Долго при свете месяца
мелькал белый парус
между темных волн; слепой
всё сидел на берегу, и вот мне
послышалось чтото похожее
на рыдание: слепой мальчик
точно плакал, долго, долго…
Жизненный факт и поэтическое слово.
начинается с логически
Определите роль
Большую роль в организации словесного
Большую роль в организации словесного
Первое предложение
поэтической окраской и синтаксическое
поэтической окраской и синтаксическое
строение предложений, определяющие
строение предложений, определяющие
антитезы,
материала играют отбор слов с
материала играют отбор слов с
эпитетов,
повторов.
ударного слова, интонация
постепенно понижается и
упирается в краткое слово
волн, создавая пока ещё
интонацию.
интонацию.
Проанализируйте
неявное чувство
безысходности.
Затем интонация
повышается, и мы
интонацию
предложения
чувствуем,
открыто, завершаясь паузой,
обозначенное многоточием.
как неуклонно
нарастает ощущение
трагизма. В конце
чувство проявляется
создают картину
Антитезы
Долго при свете месяца
(свет месяца –тёмные волны,
мелькал белый парус
мореберег)
между темных волн; слепой
всё сидел на берегу, и вот мне
послышалось чтото похожее
на рыдание: слепой мальчик
точно плакал, долго, долго…
но и почувствовать контрасты,
помогают не только
увидеть парус и море,
противоречивого мира.
(белый тёмных)
Эпитеты
недоступность красоты.
Повтор слова долго
ещё более усиливает эмоцию.
Жизненный факт и поэтическое слово.
Обобщим сказанное
Обобщим сказанное
Поэтическое слово отличается от слова, которое
Поэтическое слово отличается от слова, которое
мы употребляем в жизни, тем, что оно, не
мы употребляем в жизни, тем, что оно, не
утрачивая своего обычного значения, приобретает
утрачивая своего обычного значения, приобретает
в данном произведении новое значение.
в данном произведении новое значение.
Поэтическое слово называет явление и потому
Поэтическое слово называет явление и потому
содержит предметно-логическое, объективное
содержит предметно-логическое, объективное
значение. И вместе с тем оно выражает мысль
значение. И вместе с тем оно выражает мысль
автора, и потому в нём присутствует
автора, и потому в нём присутствует
субъективный, эмоционально-экспрессивный
субъективный, эмоционально-экспрессивный
смысл.
смысл.
Благодаря соединению объективного и
Благодаря соединению объективного и
субъективного начал, в произведении
субъективного начал, в произведении
изображается картина, которую можно
изображается картина, которую можно
представить в воображении, и через неё
представить в воображении, и через неё
выражается авторская оценка изображаемого и
выражается авторская оценка изображаемого и
открываются новые черты жизни.
открываются новые черты жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.