Представленный материал позволит учителю объяснить, как жизненный факт становится материалом словесности. Презентация содержит материал для практической работы: учащиеся сравнивают значение слова "парус" в одноименном стихотворении М.Ю. Лермонтова со значением этого слова в отрывке из повести "Тамань".
Презентация составлена по материалам учебника Р.И. Альбетковой.
Жизненный факт и
поэтическое слово.
Прямое и поэтическое значение
слова.
Автор:
Ерина С.В.,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ Лицей №3
г.Сарова
Нижегородской области.
Как язык становится материалом
словесности?
Слово в художественном
произведении служит
не сообщению факта, а созданию
картины жизни,
освещённой мыслью художника.
Г.О. Винокур видит главное
свойство поэтического языка в
том, что слово в художественном
произведении означает и то, что
оно означает всегда, и
одновременно то , что оно
означает именно в этом
произведении.
Сравните значение слова «парус» в стихотворении
Сравните значение слова «парус» в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Парус» и в отрывке из повести
М.Ю.Лермонтова «Парус» и в отрывке из повести
«Тамань».
«Тамань».
Долго при свете месяца
мелькал белый парус
между темных волн; слепой
всё сидел на берегу, и вот мне
послышалось чтото похожее
на рыдание: слепой мальчик
точно плакал, долго, долго…
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране
далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей
лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Слово «парус»
в прямом значении
называет предмет,
который можно
представить
себе зрительно.
В стихотворении слово, не переставая означать предмет,
получает и другое значение: состояние души человека,
неудовлетворённого тем, что есть, устремлённого к чемуто
новому.
А в прозаическом отрывке парус – тоже предмет,
но это лодка, увозящая в неизвестность контрабандистов.
Эти значения слово приобретает именно в данном произведении.
Докажите, что слово в художественном произведении
Докажите, что слово в художественном произведении
И те же самые слова организованы таким образом,
что в них возникает новый смысл. Парус становится
называет предмет, признак, действие, а также
называет предмет, признак, действие, а также
не просто лодкой, но воплощением чувств героя и
передаёт отношение автора к явлению, содержит
передаёт отношение автора к явлению, содержит
субъективное, эмоционально-экспрессивное начало.
субъективное, эмоционально-экспрессивное начало.
крушения надежды рассказчика на обретение полноты жизни.
рассказчика – отчаяния слепого мальчика,
Предметно
логические слова
называют предметы,
признаки, действия
Некоторые слова
эмоционально
окрашены, говорят о
переживаниях героя
Долго при свете месяца
мелькал белый парус
между темных волн; слепой
всё сидел на берегу, и вот мне
послышалось чтото похожее
на рыдание: слепой мальчик
точно плакал, долго, долго…
начинается с логически
Определите роль
Большую роль в организации словесного
Большую роль в организации словесного
Первое предложение
поэтической окраской и синтаксическое
поэтической окраской и синтаксическое
строение предложений, определяющие
строение предложений, определяющие
антитезы,
материала играют отбор слов с
материала играют отбор слов с
эпитетов,
повторов.
ударного слова, интонация
постепенно понижается и
упирается в краткое слово
волн, создавая пока ещё
интонацию.
интонацию.
Проанализируйте
неявное чувство
безысходности.
Затем интонация
повышается, и мы
интонацию
предложения
чувствуем,
открыто, завершаясь паузой,
обозначенное многоточием.
как неуклонно
нарастает ощущение
трагизма. В конце
чувство проявляется
создают картину
Антитезы
Долго при свете месяца
(свет месяца –тёмные волны,
мелькал белый парус
мореберег)
между темных волн; слепой
всё сидел на берегу, и вот мне
послышалось чтото похожее
на рыдание: слепой мальчик
точно плакал, долго, долго…
но и почувствовать контрасты,
помогают не только
увидеть парус и море,
противоречивого мира.
(белый тёмных)
Эпитеты
недоступность красоты.
Повтор слова долго
ещё более усиливает эмоцию.
Обобщим сказанное
Обобщим сказанное
Поэтическое слово отличается от слова, которое
Поэтическое слово отличается от слова, которое
мы употребляем в жизни, тем, что оно, не
мы употребляем в жизни, тем, что оно, не
утрачивая своего обычного значения, приобретает
утрачивая своего обычного значения, приобретает
в данном произведении новое значение.
в данном произведении новое значение.
Поэтическое слово называет явление и потому
Поэтическое слово называет явление и потому
содержит предметно-логическое, объективное
содержит предметно-логическое, объективное
значение. И вместе с тем оно выражает мысль
значение. И вместе с тем оно выражает мысль
автора, и потому в нём присутствует
автора, и потому в нём присутствует
субъективный, эмоционально-экспрессивный
субъективный, эмоционально-экспрессивный
смысл.
смысл.
Благодаря соединению объективного и
Благодаря соединению объективного и
субъективного начал, в произведении
субъективного начал, в произведении
изображается картина, которую можно
изображается картина, которую можно
представить в воображении, и через неё
представить в воображении, и через неё
выражается авторская оценка изображаемого и
выражается авторская оценка изображаемого и
открываются новые черты жизни.
открываются новые черты жизни.