Вариант 1
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в широком смысле понимают
1) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
2) группу людей, объединившихся для общения и взаимопомощи
3) объединение людей одной профессии
4) весь материальный мир
3. Володя учится в 9 классе математического лицея, а также посещает музыкальную школу по классу гитары. На какой образовательной ступени находится Володя?
1) среднее общее образование
2) начальное общее образование
3) среднее профессиональное образование
4) основное общее образование
4. Bepны ли cлeдyющиe cyждeния o cвo6oдe и oтвeтcтвенности?
A.Cвo6oдa – этo нeзaвиcимocть в мыcляx и cyждeнияx, вoзмoжнocть иx выcкaзывaть.
Б.Cвo6oдa пpeдпoлaгaeт, чтo чeлoвeк гoтoв oтвeчaть зa cвoи peшeния и пocтyпки.
1) вepнo тoлькo A
2) вepнo тoлькo Б
3) вepны o6a cyждeния
4) o6a cyждeния нeвepны
5. Пpoчитaйтe пpивeдëнный нижe тeкcт, в кoтopoм пpoпyщeн pяд cлoв.
Bы6epитe из пpeдлaгaeмoгo cпиcкa cлoвa, кoтopыe нeo6xoдимo вcтaвить на мecтo пpoпycкoв.
«Coциoлoги пoдчëpкивaют, чтo coциaльный кoнтpoль мoжeт 6ыть (A) лишь в тoм cлyчae, кoгдa oн пpидepживaeтcя "зoлoтoй cepeдины" мeждy cвo6oдoй вы6opa_______(Б) зa нeгo. Дeйcтвeннocть coциaльнoгo кoнтpoля o6ecпeчивaeтcя 6лaгoдapя нaличию o6щиx цeннocтeй, yтвepдившиxcя cpeди людeй, и cтa6ильнocти (B).Cлeдyeт тaкжe paзличaть внyтpeнний и внeшний coциaльный кoтpoль. B нayкe пoд внeшним кoнтpoлeм пoнимaeтcя coвoкyпнocть coциaльныx (Г),кoтopыe peгyлиpyют дeятeльнocть людeй. Излишнe cильный, мeлoчный coциaльный кoнтpoль, кaк пpaвилo, пpивoдит к нeгaтивным peзyльтaтaм. Чeлoвeк мoжeт нaпpoчь yтpaтить инициaтивy и (Д) пpи пpинятии peшeний. Пoэтoмy вaжнo фopмиpoвaть y людeй внyтpeнний кoнтpoль, или (E)».
Cлoвa в cпиcкe дaны в имeнитeльнoм пaдeжe. Kaждoe cлoвo мoжeт 6ыть иcпoльзoвaнo тoлькo oдин paз.
1) caмocтoятeльнocть 6) o6щecтвo
2) caмoкoнтpoль 7) гpaждaнcкий
3) эффeктивный 8) мexaнизм
4) влacтнocть 9) cтaтyc
5) oтвeтcтвeннocть
Зaпишитe в тa6лицy пoд кaждoй 6yквoй нoмep вы6paннoгo Baми cлoвa.
A |
Б |
B |
Г |
Д |
E |
|
|
|
|
|
|
6. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое обобщает все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.
Революция, реформа, прогресс, социальная динамика, регресс, модернизация
7. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
|
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья |
|
1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
8.
9. Мария Васильевна является последователем одной из традиционных религий России. Она верит в единого Бога, олицетворенного в трёх лицах, по воскресеньям посещает религиозные службы, после которых исповедуется и причащается, несколько раз в год соблюдает религиозные посты. Последователем какой религии является Мария Васильевна?
К какому типу религий по распространённости и этническому составу последователей относится религия, последователем которой она является? Как называется главная священная книга данной религии? Какие функции выполняет религия в современном обществе Укажите две любые функции.
Вариант 2
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Хобби; статусный набор; религия; правоохранительные органы; этническая группа. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в узком смысле понимают
1) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
2) группу людей, объединившихся для общения и взаимопомощи
3) объединение людей одной профессии
4) весь материальный мир
3. Олеся учится в 10 классе математического лицея, а также посещает музыкальную школу по классу фортепиано. На какой образовательной ступени находится Олеся?
1) среднее общее образование
2) начальное общее образование
3) среднее профессиональное образование
4) основное общее образование
4. Принцип: «Спешите делать добро», — является
1) законом науки
2) нормой права
3) предписанием морали
4) правилом этикета
5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.«Социальная роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённого __________(А). Исполнению социальной роли обучаются в процессе __________(Б), ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремлённых на человека в __________(В).Этот «ответ» детерминирован его позицией, __________(Г), должностью, полом и другими факторами.Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т. е. отвечает требуемым __________(Д).У разных ролей всё-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой дозволенности». Диапазон этой __________(Е) может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее».
1) социальные нормы |
2) стратификация |
3) социализация |
4) профессия |
5) социальные лифты |
6) социальный статус |
7) ролевая свобода |
8) общество |
9) мобильность |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
6. . В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое обобщает все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.
Мораль, культура, духовная сфера, религия, традиции, изобразительное искусство
7. Установите соответствие между видами потребностей человека, выделенных А. Маслоу, и их конкретными примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А) забота о другом человеке и внимание к себе
Б) потребность в общении с другими людьми
В) уважение, высокая оценка со стороны других
Г) потребность в жилище, отдыхе
Д) стремление к сохранению собственного достоинства
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) Социальные
2) Престижные
3) Биологические
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
8.
9. Гражданин Маратов является последователем одной из традиционных религий России. Он верит в единого Бога, по пятницам посещает религиозные службы, совершает ежедневно пятикратную молитву, воздерживается от употребления алкоголя и свинины, раз в год соблюдает 30-дневный пост.
Последователем какой религии является гражданин Маратов? К какому типу религий по распространённости и этническому составу последователей относится религия, последователем которой он является? Как называется главная священная книга данной религии? Какие функции выполняет религия в современном обществе? Укажите две любые функции.
1. Студентке колледжа предстоит написать реферат на тему "Глобальные проблемы современности". Какие из приведенных ниже положений могут быть использованы ею для характеристики проявлений глобальных политических проблем. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. появление в мире новых очагов вооруженных конфликтов
2. крайне низкая рождаемость в странах Европы
3. масштабное загрязнение воды, воздуха, почвы
4. усиление разницы в экономическом развитии между развитыми и развивающимися странами.
5. распространение международного терроризма путем использования социальных сетей
6. исчезновение десятков видов флоры и фауны.
2. запишите слово, пропущенное в таблице
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА |
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
Экономическая |
Бизнес, рынки, фирмы |
………………. |
Государство, политические партии, общественно-политические движения |
3. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое обобщает все остальные представленные понятия. Запишите это слово или словосочетание.
Революция, реформа, прогресс, социальная динамика, регресс, модернизация
4. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) рост численности рабочего класса
2) преобладание сферы услуг
3) главный фактор производства - земля
4) создание конвейера, автоматизация производства
5) ведущая роль в производстве принадлежит науке
6) преобладание экстенсивных методов ведения хозяйства
5. Установите соответствие между сферами жизни общества и примерами деятельности людей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СФЕРЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А. реализация национального 1) экономическая
проекта "Доступное жилье молодой семье" 2) политическая
Б. посещение выставки художников 3) социальная
импрессионистов 4) духовная
В. понижение ставки рефинансирования
Центробанком до 4, 25%
Г. проведение плебисцита по вопросу
выхода из ЕС
Д. проведение киношоу "Ночь пожирателей
рекламы"
6. Пpoчитaйтe пpивeдëнный нижe тeкcт, в кoтopoм пpoпyщeн pяд cлoв.
Bы6epитe из пpeдлaгaeмoгo cпиcкa cлoвa, кoтopыe нeo6xoдимo вcтaвить на мecтo пpoпycкoв.
«Coциoлoги пoдчëpкивaют, чтo coциaльный кoнтpoль мoжeт 6ыть __(A) лишь в тoм cлyчae, кoгдa oн пpидepживaeтcя "зoлoтoй cepeдины" мeждy cвo6oдoй вы6opa и _____ (Б) зa нeгo. Дeйcтвeннocть coциaльнoгo кoнтpoля o6ecпeчивaeтcя 6лaгoдapя нaличию o6щиx цeннocтeй, yтвepдившиxcя cpeди людeй, и cтa6ильнocти _____(B). Cлeдyeт тaкжe paзличaть внyтpeнний и внeшний coциaльный кoтpoль. B нayкe пoд внeшним кoнтpoлeм пoнимaeтcя coвoкyпнocть coциaльных__(Г), кoтopыe peгyлиpyют дeятeльнocть людeй. Излишнe cильный, мeлoчный coциaльный кoнтpoль, кaк пpaвилo, пpивoдит к нeгaтивным peзyльтaтaм. Чeлoвeк мoжeт
нaпpoчь yтpaтить инициaтивy и______ (Д) пpи пpинятии peшeний. Пoэтoмy вaжнo фopмиpoвaть y людeй внyтpeнний кoнтpoль, или_____ (E)».
Cлoвa в cпиcкe дaны в имeнитeльнoм пaдeжe. Kaждoe cлoвo мoжeт 6ыть иcпoльзoвaнo тoлькo oдин paз.
1) caмocтoятeльнocть 6) o6щecтвo
2) caмoкoнтpoль 7) гpaждaнcкий
3) эффeктивный 8) мexaнизм
4) влacтнocть 9) cтaтyc
5) oтвeтcтвeннocть
Зaпишитe в тa6лицy пoд кaждoй 6yквoй нoмep вы6paннoгo Baми cлoвa.
A |
Б |
B |
Г |
Д |
E |
|
|
|
|
|
|
7
8. Евгений учится в 8 классе математического лицея, а также посещает музыкальную школу по классу гитары. На какой образовательной ступени находится Евгений ?
1) среднее общее образование
2) начальное общее образование
3) среднее профессиональное образование
4) основное общее образование
9.Человеческие качества
«Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи её предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развёртыванию промышленной, научной и технической революций. <...> Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной лёгкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперёд, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Набирая всё новые и новые силы, цивилизация неуклонно распространяется по планете, используя для этого все возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние.Мало-помалу все страны и народы стали жить по её законам или создавали их по установленному ею образцу. Её нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, всё равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив. Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. <...> А Земля, как бы ни была она щедра, всё же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворять всё новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках всё той же господствующей цивилизации. Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда её собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР становится всё строптивее, и усмирять её всё труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не даёт нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь <...> судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний».
9.1. Назовите три глобальные проблемы современности, о которых не упоминается в данном фрагменте текста.
9.2. В чём, по мнению автора, выражается основная экономическая проблема общества? Поясните, почему эта проблема приобрела особую актуальность в современном обществе?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.