Методическая разработка урока по дисциплине ОГСЭ. 02 «Проведение анализа места РФ в системе международных отношений в конце XX -XXI в.в.»: интерактивный урок практическое занятие с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо
Оценка 5

Методическая разработка урока по дисциплине ОГСЭ. 02 «Проведение анализа места РФ в системе международных отношений в конце XX -XXI в.в.»: интерактивный урок практическое занятие с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо

Оценка 5
docx
19.12.2019
Методическая разработка урока по дисциплине ОГСЭ. 02  «Проведение анализа места РФ в системе международных отношений в конце XX  -XXI  в.в.»: интерактивный урок практическое занятие  с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо
ПЗ РФ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области 

«Губернский колледж г. Сызрань»

(технический профиль)

 

 

 

 

 

 

Урок по дисциплине ОГСЭ 02 «История»

Тема

«Проведение анализа места РФ в системе международных отношений в конце XX  -XXI  в.в.»: интерактивный урок практическое занятие

с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо

на 2 курсе СПО в группе 189-2

 специальность

18.02.09 Переработка нефти и газа

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработан: преподавателем общественных дисциплин

Куровой Ольгой Сергеевной

 

 

 

Сызрань 2019

 

 

 

Дисциплина: ОГСЭ02 История

Тема урока: «Проведение анализа места РФ в системе международных отношений в конце XX  -XXI  в.в»

Тип урока: практическое занятие

Форма урока: комбинированный, интерактивный с использованием современных образовательных технологий, с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности

 Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, методы развивающего обучения 

  Оборудование: учебник, интерактивная доска (проектор), компьютер,  тексты исторических документов и задания к ним,  тексты для чтения, интернет ресурсы, презентации

Цели:

Образовательные: Способствовать проведению анализа  особенностей международно-политического,  развития Российской Федерации на современном этапе.  Способствовать проведению анализа   наличия взаимосвязей экономического, социально-политического и культурного развития государства с его внешней политикой. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о месте России в системе международных отношений на современном этапе.

Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса и любви к истории страны. Создать условия для воспитания  патриотизма. Создать условия для формирования интереса к явлениям и событиям происходящим в современном обществе. Способствовать социализации обучающихся,  через самоопределение  как личности. Создать  условия для формирования ценностных ориентации обучающихся направленных на общечеловеческие ценности гуманизма и демократии.

Развивающие: Способствовать  формированию общих  компетенций:  организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; работать в коллективе и команде, ориентироваться в условиях частой смены технологий.

Создать условия для развития  критического мышления,  для развития умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, содействовать формированию навыков работы с разного вида исторической информацией.

 

 

 

 

 

 

План урока

I.            Организационный момент: (2 мин)

II.            Формулирование темы, мотивация и актуализация, постановка целей и задач занятия (8 мин)

III.            Проведение самостоятельной работы  групп по анализу материалов интернет ресурсов (30 мин)

IV.            Подведение итогов самостоятельного анализа интернет ресурсов (5 мин) 

V.            Организационный момент: (2 мин)

VI.            Устная презентация самостоятельного анализа интернет ресурсов (30 мин) 

VII.            Рефлексия.  Закрепление изученного материала (5 мин)

VIII.            Подведение итогов занятия (5 мин)

IX.            Задание самостоятельной работы  (3 мин)

Ход урока

Тема: Место РФ в системе международных отношений в конце XX -XXI  в.в.

Цель: Провести анализ геополитического положения РФ в системе международных отношений в конце XX  -XXI  в.в.

Форма организации работы: индивидуальная

Задание: Используя тексты, рекомендуемых источников информации, карты атласа, провести анализ геополитического положения РФ в системе международных отношений в конце XX  -XXI  в.в, и представить ее в форме конспекта, кластера, фишбоун, таблица, презентация (по выбору)

Содержание работы:

1.      Провести анализ современной геополитической ситуации в мире

2.      Провести анализ особенностей геополитики современной России

3.      Провести анализ участие РФ в деятельности международных организаций

4.      Провести анализ участия РФ в интеграционных мировых процессах

5.      Представить  информацию, полученную в результате анализа в форме конспекта, кластера, фишбоун, таблицы, презентации

6.      Сделать вывод успешно ли проходит процесс интеграции России в мировое сообщество

Контроль выполнения: Проверка  письменной работы

Схема  работы:

1.Тема

2.Цель

3.Конспект, кластер, фишбоун, таблица, презентация

4. Вывод

Рекомендуемые источник информации:

1.                 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История §107 стр 383-384

2.                 Загладин Н.В.  Всемирная история: XX век §49

3.                 Текст «Участие России в современных международных отношениях»

4.                 Презентация Советская концепция «нового политического мышления» Место РФ в системе международных отношений в конце XX -XXI  в.в

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие России в современных международных отношениях

В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов.  Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья, бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами и отношения с  другими государствами мира

Отношения со странами ближнего зарубежья.

Наиболее острые проблемы связаны с  созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия; судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР; защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;— налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.

Россия и страны СНГ. СНГ международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежские соглашения). Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств[21], основополагающий документ организации. 18 октября 2011 года восемь государств — участников Содружества: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли, который заменил больше ста двусторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружеств. Действительные члены СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов. Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серьезные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали Устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества. Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств.

Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997г. было подписано соответствующее соглашение (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки. тношения между государствами резко обострились в 2014 году после отстранения от власти президента Виктора Януковича. 23 февраля Россия отозвала из Киева своего посла Михаила Зурабова, а позднее предоставила убежище Виктору Януковичу. 17 марта 2014 года в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации посол Украины в Российской Федерации В. Ю. Ельченко был отозван в Киев «для консультаций» и уже не возвращался, а 15 апреля 2014 года украинский парламент принял закон, признающий территорию Крыма временно оккупированной территорией Украины. 27 января 2015 года Верховная рада Украины приняла постановление в котором действия России в Крыму и Донбассе были квалифицированы как агрессия в отношении Украины  а в утверждённой в сентябре 2015 года новой военной доктрине Украины Российская Федерация была объявлена её военным противником. В новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принятой Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, смена власти, произошедшая на Украине в начале 2014 года, была охарактеризована как «антиконституционный государственный переворот», поддержка которого США и Европейским союзом «привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооружённого конфликта». В документе говорится: «Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России»

Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение.

Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.

Участие России в международных организациях

 Россия активно участвует в деятельности ООН, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности. Это позволяет  эффективно воздействовать на мировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, реализовывать национальные интересы через самое широкое международное сотрудничество.

Россия образовала с другими растущими державами сообщество БРИКС. Группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Организация была основана в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума. Во время саммитов станы-участницы обсуждают разные проблемы — финансовые, научно-технические, культурные, политические. Разница в уровнях экономического, социального и научно-образовательного развития БРИКС слишком велика. Однако всех участников этого союза объединяет одно — это страны с развивающейся экономикой. Задача БРИКС — решать вопросы преодоления глобального финансово-экономического кризиса, повышения жизненного уровня населения и перехода к высокотехнологичному производству. Российское руководство и политики активно отстаивают идеи неприятия однополярного мира и США как единственной сверхдержавы и заявляют о необходимости установления многополярного мира со всё более возрастающими ролями потенциальных сверхдержав и региональных держав и объединений. В этом с Россией согласен и Китай, который фактически приблизился к статусу сверхдержавы.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе . Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе». Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано как постоянно действующий международный форум представителей всех европейских государств (кроме Албании и Андорры), а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. Совещание проводилось в три этапа:3 — 7 июля 1973 — Хельсинки — совещание министров иностранных дел,18 сентября 1973 — 21 июля 1975 — Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,30 июля — 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки руководители 35 государств-основателей подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения). Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн человек. Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего только 28 государств. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, однако эти две международные организации имеют некоторые общие символические атрибуты, например, гимн и флаг.Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.. Государства участники: Австрия, Азербайджан , Албания, Армения,  Бельгия, Болгария   Великобритания, Германия Греция Грузия  Дания и другие европейские государства.

Больша́я двадца́тка (также G20, G-20 или Б20, Группа двадцати; официально — англ. The Group of Twenty, major advanced and emerging economies— клуб правительств и глав центральных банков государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. В совокупности, G20 представляет 85 % мирового валового национального продукта, 75 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две трети населения мира.Участниками являются 20 крупнейших национальных экономик — Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония и Европейский союз. Европейский союз представлен председателем Европейской комиссии и председателем Европейского совета.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (англ. Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли В настоящее время в АТЭС 21 государство, среди них — большинство стран с береговой линией у Тихого океана. Одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин участвующие экономики, а не страны-участники. Австралия,       Бруней Канада Индонезия Япония Республика Корея Малайзия  Новая Зеландия Филиппины Сингапур Таиланд США КНР  Мексика Вьетнам.

Шанха́йская организа́ция сотру́дничества (ШОС) — международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. 9 июня 2017 года Индия и Пакистан стали полноправными членами ШОС. Членами ШОС стали все участники «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АРФ), а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС): — международная организация региональной экономической интеграции. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Армения  Белоруссия  Казахстан  Киргизия . Официальные лица государств-основателей союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 6

Составление  сравнительной таблицы

«Научно-техническая революция и культура»

Тема: Научно-техническая революция и культура

Цель: Определить влияние научно-техническое революции на общество, проследить взаимосвязь научно-технического прогресса с формированием современной культуры общества

Форма организации работы: фронтальная

Задание: Используя тексты,  рекомендуемых источников информации составить сравнительную таблицу «Научно-техническая революция и культура»

Содержание работы:

1.     Выделить направления научно-технического прогресса в конце XX -XXI  в.в.

2.     Выделить основные формы современной культуры

3.     Определить влияние научно-технического прогресса на современную культуру

4.     Информацию распределить по графам сравнительной таблицы

5.     Сделать вывод о характере  влияния научно-технического прогресса на современную культуру

Контроль выполнения: Проверка  письменной работы

Схема работы:

1.Тема

2.Цель

3. Сравнительная таблица ««Научно-техническая революция и культура»»

Направления научно-технического прогресса

Особенности современной культуры

Положительное

влияние

Отрицательное влияние

 

 

 

 

4.Вывод

Рекомендуемые источник информации:

1.                 Загладин Н.В. Всемирная история: XX век §22, §23

2.                 Текст Научно-техническая революция

3.                 Текст Особенности современной культуры

4.                 Презентация Научно-техническая революция и культура

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-техническая революция

Двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Под его влиянием произошли большие изменения и в материальной культуре, и в сознании людей, и в окружающей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие современного мира. Техногенная (индустриальная) цивилизация, контуры которой еще только наметились в XIX в., в течение XX столетия оформилась окончательно.

Основой для такого цивилизационного прорыва стало слияние науки и техники, науки и производства. Конечно, эти области в той или иной степени были связаны и раньше, но все-таки они существовали обособленно, сохраняя свою автономность. Современный технический прогресс осуществляется за счет внедрения новых идей, и в то же время прогресс науки невозможен без производства новых машин и приборов, которые в свою очередь дают возможность выйти на более сложный виток научных исследований.

Двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Под его влиянием произошли большие изменения и в материальной культуре, и в сознании людей, и в окружающей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие современного мира. Техногенная цивилизация в течение XX столетия оформилась окончательно.

Основой для такого цивилизационного прорыва стало слияние науки и техники, науки и производства. Конечно, эти области в той или иной степени были связаны и раньше, но все-таки они существовали обособленно, сохраняя свою автономность. Современный технический прогресс осуществляется за счет внедрения новых идей, и в то же время прогресс науки невозможен без производства новых машин и приборов, которые в свою очередь дают возможность выйти на более сложный виток научных исследований.

.Развитие научно-технического прогресса шло волнообразно, переживая своего рода «приливы» и «отливы». Наиболее существенные и масштабные скачки вперед, в результате которых наука и производство претерпевали качественные преобразования, получили название научно-технических революций (НТР).

Первая НТР в полной мере развернулась в 50—60-е гг., хотя в основе ее лежали научные открытия, сделанные значительно раньше. В процессе первой НТР стала целенаправленно осваиваться энергия атома; развивалась квантовая электроника, позволившая создать лазерную технику и электронные преобразователи энергии; успехи в области кибернетики и вычислительной техники дали человечеству первые поколения электронно-вычислительных машин (ЭВМ). И это лишь наиболее важные направления НТР, которая, разумеется, охватывала и другие области, поскольку носила широкомасштабный, комплексный характер.

Результаты первой НТР были поистине ошеломляющими. Появились автоматические линии и автоматизированные системы управления производством; бурно развивалось производство синтетических материалов; в сельском хозяйстве произошла так называемая «зеленая революция» — благодаря применению пестицидов и гербицидов резко повысилась урожайность; началось строительство атомных электростанций; достижения в биологии и медицине позволили создать первые поколения антибиотиков, помогавших бороться со многими болезнями и побеждать их.

Но, пожалуй, наивысшим достижением первой НТР стало освоение космоса. В октябре 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а в апреле 1961 г. был выведен на орбиту советский космический корабль с первым в истории человечества космонавтом — Юрием Гагариным. Затем в «космической гонке» больших успехов добились и США, в июле 1969 г. осуществившие высадку космонавтов на Луне, а позднее создавшие космические корабли многоразового использования. При этом обе сверхдержавы осуществляли не только научные исследования, но преследовали и военно-стратегические цели.

Интеграция науки и производства приносила двойственные результаты. С одной стороны, она позволила ускорить внедрение новых научных идей в практику. С другой стороны, наука, существующая в основном за счет государственного бюджета, стала терять свою независимость, все больше подчиняясь интересам производства и государственной власти, которая уже многократно использовала достижения человеческой мысли не только в мирных, но и в военных целях.

Вторая НТР, охватившая последнюю четверть XX в., носит иной характер. Ей, по прогнозам некоторых ученых, удастся преодолеть многие негативные последствия первой НТР, так как одной из важнейших задач является теперь сбережение природных ресурсов. Основные направления второй НТР — развитие микроэлектроники, биотехнологии и информатики. На этом этапе, как и в 50—60-е гг., на основе научных открытий происходит преобразование всех сфер производственной техники. Появились программируемые производства, гибкие производственные системы и системы автоматизированного проектирования, робототехника и т. д. Современная наука пытается овладеть новыми, поистине неисчерпаемыми источниками энергии: солнечной, ветровой, энергией морских и океанских приливов и отливов. Однако «энергетическая революция», в которой остро нуждается человечество, пока еще остается делом отдаленного будущего.

Сегодня в производстве все чаще используются искусственные материалы, обладающие заранее заданными качествами (керамика, пластмассы, синтетические смолы, изделия из металлических порошков и т. д.). Они сменяют железо, которое служило основным производственным материалом на протяжении почти трех тысячелетий. Осваиваются новые технологии — малоотходные или безотходные, позволяющие ускорить производственный процесс и осуществлять его с минимальными затратами. Развитие микроэлектроники дает возможность значительно уменьшить размеры машин и потребление энергии, удешевить продукцию.

В сельском хозяйстве на первый план постепенно (хотя и чересчур медленно) выдвигается производство экологически чистых продуктов. Очевидно, с течением времени будет сокращаться использование пестицидов, гербицидов и других химических удобрений. Разрабатываются новые технологии для получения программируемых урожаев. Но пока и эта важнейшая для человечества задача остается нерешенной.

Начинается эра промышленного освоения космоса. Выяснилось, что в космосе можно применять уникальные биотехнологии, выращивать кристаллы. Но если это пока является задачей завтрашнего дня, то без регулярно запускаемых Россией, США и другими странами специальных спутников уже невозможно представить современные системы связи.

Поистине революционные преобразования принесла в жизнь общества компьютерная техника. Первые компьютеры, появившиеся еще в середине века, были несовершенными и чрезвычайно громоздкими. Но в 80-е гг. начинается массовое производство компьютеров нового (пятого) поколения. Размеры персональных компьютеров становятся все меньше, спрос на них неуклонно возрастает. Компьютер, позволяющий любому человеку после несложной подготовки сохранять и обрабатывать огромный объем информации, совершает победоносное шествие по планете. Во многих странах (в том числе и в России) персональные компьютеры уже прочно вошли в быт населения наряду с холодильниками, телевизорами и прочей техникой.

Компьютеры, разумеется, активно применяются практически во всех областях производства, включая сельское хозяйство. С их помощью, в частности, совершенствуется программирование, что помогает неуклонно сводить к минимуму процент неоправданных решений: ведь электронный мозг может просчитывать самые различные варианты от начала и до конца.

Современное общество не случайно называют информационным. Это означает, что все стороны его жизни, все виды трудовой деятельности непосредственно связаны с новейшими видами связи (телекоммуникации, спутниковая связь, компьютерные сети, электронная почта, сотовая телефонная связь и пр.), позволяющими в минимально короткий срок получать любую необходимую информацию. Новейшие информационные технологии используются, например, для маркетинговых исследований, для гибкого формирования цен и даже для анализа сложных социальных процессов.

Весьма значительными были к концу XX в. прорывы в области генетики и биотехнологии. Генная инженерия сегодня активно применяется в сельском хозяйстве и в медицине.

Успехи второй НТР, безусловно, огромны, и есть все основания считать, что с ее помощью будут решены по крайней мере некоторые из тех сложных проблем, которые принесла человечеству эпоха индустриальной цивилизации. Но в какой именно степени может измениться мир под влиянием научно-технического прогресса? Не принесет ли современный этап НТР какие-то новые, еще неизвестные нам отрицательные последствия? Ответы на эти вопросы пока остаются открытыми.

 

Особенности современной культуры

Мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один культурный тип человека, складываются условия для образования иного культурного типа.

Современная культура -- это великое множество самобытных культур, которые находятся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».

Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же огромная доля населения является приверженцами современной культуры.

Заметным образом на структуру современной культуры повлияло развитие средств информации и массовой коммуникации. Жизнь современного человека не видится без таких научных изобретений, как телефон, компьютер, Интернет, телевидение и др. Наука идет вперед огромными шагами, тем самым давая человеку возможность к овладению все большим и большим запасом знаний. Культура вследствие этого становится общедоступной.

С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура, предназначенная для большой аудитории. Она постоянно изменяется, для того чтобы удовлетворить запросы большинства людей, т. е. массовая культура напрямую зависит от рынка, моды и актуальности на данный момент.

 Параллельно ей в обществе развивается элитарная культура, которая создается профессионалами.  Она предназначена для узких слоев общества, так как, обычно, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднестатистическим человеком.  Она создается для самовыражения Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

С развитием технологий и средств массовой информации выделился новый вид культуры – информационная культура. Информационная культура заключается в умении человека работать с большим объемом информации, используя для этого компьютерную информационную технологию и другие современные средства получения и обработки информации. В плане развития информационной культуры лидирующее положение занимают такие страны, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания

Итак, современная культура обладает особыми характеристиками, определяемыми ее информационно-коммуникативной природой. Бытие человека в культуре принципиально меняется с развитием средств массовой информации, в первую очередь телевидения и интернета.

В информационном обществе формируется особый тип культуры, не имеющей пространственно-временных границ и размывающей привычные рамки национальной и групповой культуры. Глобальный мир порождает глобального человека. Кроме того, возникают новые формы социальности – сетевое сообщество. Все социальные процессы современного общества (экономические, политические, художественные и др.) происходят в особом информационном пространстве.

 Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда – «оптимистический» и «пессимистический».

Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее  за наукой и техникой, за информацией и рационально организованной экономикой.

Пессимисты, считают, что современная мировая культура клонится к закату.

В поисках разрешения существует два противоположных пути.

Первый — это надежда разрешить кризисные явления человеческой культуры на путях разума, науки, образования, сознательного подхода ко всему, на основе изменения ценностных ориентиров развития науки и технологии, деятелей культуры и образования, всех звеньев субъектов культуры.

Второй путь можно назвать «альтернативным». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры, или к формам жизни, со свободой от власти техники.

 

 

 

 

 

 


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Дисциплина: ОГСЭ02 История

Дисциплина: ОГСЭ02 История

План урока I. Организационный момент : (2 мин )

План урока I. Организационный момент : (2 мин )

Презентация Советская концепция «нового политического мышления»

Презентация Советская концепция «нового политического мышления»

Действительные члены СНГ: Азербайджан,

Действительные члены СНГ: Азербайджан,

России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают

России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают

Албании и Андорры), а также США и

Албании и Андорры), а также США и

Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества

Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества

Практическое занятие № 6 Составление сравнительной таблицы «Научно-техническая революция и культура»

Практическое занятие № 6 Составление сравнительной таблицы «Научно-техническая революция и культура»

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция

ЭВМ). И это лишь наиболее важные направления

ЭВМ). И это лишь наиболее важные направления

Они сменяют железо, которое служило основным производственным материалом на протяжении почти трех тысячелетий

Они сменяют железо, которое служило основным производственным материалом на протяжении почти трех тысячелетий

Весьма значительными были к концу

Весьма значительными были к концу

В плане развития информационной культуры лидирующее положение занимают такие страны, как

В плане развития информационной культуры лидирующее положение занимают такие страны, как
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2019
Посмотрите также: