Значение исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей учащихся
Оценка 4.8

Значение исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей учащихся

Оценка 4.8
docx
21.10.2020
Значение исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей учащихся
Значение исследовательско деятельности СТАТЬЯ.docx

Значение исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей учащихся

Один из путей творческого восприятия современных наук- систематическая научно-исследовательская деятельность. Грамотно  проводить исследования может не  только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе.

Прежде чем говорить о научном исследовании, попробуем выяснить, что же такое наука. Ответ, в общем-то, прост: наука — выяснение нового, неизвестного, процесс получения новых знаний. Новых не для одного человека, а для всех людей. И ученый, и ученик учатся, т.е. получают знания, узнают новое. Недаром слова «ученый» и «ученик» - однокоренные. Только ученик выясняет нечто новое для себя, но известное другим (скажем, штудирует учебники), тогда как ученый выясняет то, чего не знает никто, т.е. занимается наукой, исследует.

Возникает и такой вопрос: «Современная наука очень сложна, стоит ли соваться в нее школьнику? Может ли он выяснить что-то действительно новое? Не будет ли это игрой в науку?» Что ж, игрой, конечно, будет. Только ведь игра - это совсем не так плохо! Во-первых, играть интересно. Во-вторых, играя, мы учимся, «проигрываем» те ситуации, в которых можем оказаться в жизни. Подобно тому, как котенок, играя с бумажкой на ниточке, учится охотиться. Вы, играя в науку, подготовите себя к исследовательской работе в будущем. Важно играть «всерьез». Недаром и взрослые, вполне серьезные люди, желая заранее подготовиться к тем или иным ситуациям, которые могут возникнуть в процессе их деятельности, устраивают «деловые игры», польза которых очевидна.

Кроме того, надо помнить, что науки различаются по предмету и по методам исследования. Для многих из них необходимо сложнейшее оборудование, использовать которое может лишь исследователь, владеющий объемом знаний, намного превосходящим школьный курс. В других науках можно работать и с самыми простыми приборами и инструментами. В ряде наук еще идет процесс накопления фактов, для получения которых вовсе не  обязательно высшее образование; если школьных знаний и не хватит, то приобрести дополнительные вполне по плечу обычному школьнику, если он не слишком ленив.

Биология  и химия как раз относится к числу таких наук. Конечно, не любая их область доступна школьнику, но многие вполне по силам. Насколько интересными могут оказаться полученные результаты, можно су-
дить по тому, что ряд исследовательских работ школьников был в последние годы опубликован в серьезной научной литературе.

 

Благодаря урокам, в которые включены элементы исследования  познавательная активность  школьников резко возрастает, т.к. в данном случае ученик сам открывает что-то  новое для себя. При использовании исследовательской деятельности не только на уроках но и во внеклассных мероприятиях и на кружках интерес ребенка к предмету закрепляется.

В моей  внеклассной работе  с ребятами  постоянно используются элементы исследовательской работы, это может быть долгий, кропотливый труд ребят, приводящий к написанию отчетов по проделанной работе, а может быть это небольшое занятие, затрагивающее одну тему, которая будет интересна всем ребятам сразу.

Ещё один аспект вызывающий интерес к предмету -рассматривание тем в исследовании, которые ещё не изучены на уроках, или изучены, но увы как часто бывает затронуты в  небольших объемах, т.к времени на всё интересное на уроках хватает не всегда. Пример таких занятий – изучение простейших животных. На уроке обычно успеваем  рассмотреть  готовый  микропрепарат  и основные жизненные процессы по учебнику. В микроскопе наблюдать за  живыми простейшими- увлекательное занятие. От которого не могут оторваться часами. Как движутся всякие инфузории-туфельки, как питаются… А если кто-то ловит момент размножения, то около него собирается вся группа  полюбопытствовать. Ну а пока идет неспешное наблюдение, можно рассказать много интересной информации об объектах и успеть ответить на кучу вопросов, которые возникают в ходе наблюдений Тот, кто ещё не изучал одноклеточных ,уже будет знать визуально о ком идет речь на уроке, ну а кто тему прошел, вспомнит, закрепит материал  и узнает что-то новое. Осенью хорошо провести занятие по изучению  растительных индикаторов. Кругом ещё радуют разными красками цветы на клумбах. Их разноцветные лепестки прекрасный материал для исследования. Как поведут себя цветовые пигменты в разных средах ( кислой, щелочной). Из полученных оттенков создается неповторимая палитра  красок. Красиво, увлекательно и поучительно. Уже легче будет запомнить на уроке, что фенолфталеиновый  в щелочи малиновый, и попробовать  борщ с помощью пищевых кислот сделать ярче и аппетитнее.

Тем не перечесть, сами ребята часто предлагают что-то исследовать: состав шоколада и сосисок, как сделать свечки из мыла, как растет плесень и кристаллы солей, почему растения первоцветы так  рано цветут, что будет если накормить амебу чернилами и сделать из макулатуры топливо. Звучат вопросы учителю. А что будет если…Интересно, значит запомнят намного лучше, заинтересовавшись, поищут материал в книгах и интернете и будут ждать новых ответов - исследований на свои вопросы.

Не все станут во взрослой жизни биологами или химиками. Впрочем, не следует с возрастом забывать о своих детских увлечениях и интересах. Ведь не исключено, что в какой-то момент вы окажетесь в состоянии решать уже не частные, а общие проблемы науки. Не случайно на вопрос, как он пришел к созданию теории относительности, Альберт Эйнштейн ответил, что он никогда не терял своего детского интереса к вопросам: «Что такое время?» и «Что такое пространство?»

 


 

Значение исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей учащихся

Значение исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей учащихся

В других науках можно работать и с самыми простыми приборами и инструментами

В других науках можно работать и с самыми простыми приборами и инструментами

От которого не могут оторваться часами

От которого не могут оторваться часами

Значение исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей учащихся

Значение исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2020