Значение коммуникативной личности в поликультурном обществе. Роль иностранного языка в межкультурном пространстве.
Агабекова А.Д.
Лицей при КазГАСА
Изучение языков всегда рассматривалось в качестве образовательного элемента культурного человека. Интеграционное развитие и активация государственного взаимодействия в позиции открытого взаимосвязанного мира выдвигает владение иностранными языками в образовательные приоритеты, составляющая необходимую модель конкурентоспособного специалиста, в действенный инструмент квалификации молодого поколения к жизнедеятельности в новых условиях международного сотрудничества.
Обязательным качеством современного высокообразованного человека на сегодняшний день является владение иностранным языком, основу которой составляет сформированная коммуникативная компетенция, под которой подразумевается многогранная способность осуществлять иноязычное общение как устное, так и письменное для развития его в поликультурном обществе.
На сегодняшний момент ключевым звеном для полноценного слияния с поликультурным обществом является образование. Важнейшей задачей современного образования составляет формирование личности, умеющая успешно взаимодействовать в поликультурном пространстве. Образование направлено на формирование личности с многогранным, масштабным мышлением, включая интеллектуальное, культурное, социальное и психологическое развитие личности. Повышение уровня образования должно основываться на конструировании иного вида интеллекта, подразумевающее быстрый охват и адаптация новых знаний. Знание иностранных языков показывает профессиональную квалификацию, поскольку языки являются не только показателем объема знаний, но также и средством приобретения полученных знаний.
Что же входит в понятие коммуникативная компетенция и какими знаниями должна обладать конкурентоспособная коммуникативная личность? В основу входит овладение всеми компонентами речевой деятельности, также необходимы знания в культуроведческой и языковедческой компетенциях, для корректного использования своих знаний в различных ситуациях и сферах коммуникации на различных уровнях. Освоение данных компетенций позволяет выявить не только составляющую часть языка в плане его устройства, функциональности, но также исследовать его восприятие в качестве транзита культурной самобытности, поскольку знание других языков является ключом к культуре другого народа. Поэтому необходимо обучать языку не только с лингвистической позиции, но также включать ознакомление с культурной и социальной спецификой, что послужит мощным средством взаимопонимания между народами.
Таким образом, межкультурная компетенция является инструментом формирования образованной межнациональной ориентированной личности, осознающей взаимосвязь разных наций, целостность мира и важность межкультурного сотрудничества. Для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции, необходимо оценить каждую её составляющую, т.е. проверить знания компетентной личности в языковой, речевой, дискурсивной, культуроведческой и риторической компетенции.
Данный подход позволит выявить причины коммуникативных затруднений, выявить пути индивидуальной коррекции, оценить изменения, и тем самым повысить свои коммуникативные навыки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.