Значение отрасли в условиях рыночной экономики.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах
предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы,
показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и
задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.
Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:
а) предпринимательство государственное;
б) предпринимательство частное.
Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:
а) государственными органами управления, которые уполномочены управлять государственным имуществом (государственное предприятие);
б) органами
местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода
предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального
имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой
таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим
обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности.
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности
от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или
предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы,
в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.
Предпринимательство
как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли
(предпринимательского дохода), предполагает:
1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е.
производство товара (продукта) или оказание услуги (например,
машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или
конструкторское бюро);
2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг,
связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем
(общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара
его потребителю.
Посредническая
предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов
ведет:
1) к увеличению производительности
труда непосредственных производителей товаров на основе углубления
специализации;
2) к ускорению темпов
оборачиваемости (кругооборота) капитала;
3) к насыщению товарных рынков до
объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных
товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей
(поскольку посредник специализируется главным образом на изучении
потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции,
потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую
непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).
Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:
1) традиционалистский
характер (традиционалистское предпринимательство),
2) инновационный характер
(инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).
Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и
поставку на рынок традиционных или инновационных товаров.
Итак, тип предпринимательской деятельности определяется главным образом тем местом, которое предприниматель занимает в процессе удовлетворения потребительского интереса.
Условием существования рыночной экономики вообще является присутствие на рынке товаропроизводителя.
Главное отличие товаропроизводителя - форма собственности, которая является первоосновой любого предприятия:
· частная;
· государственная;
· коллективная;
· иностранная.
Они отражают внутреннюю организационную специфику предприятия, а это
отличает предприятия одно от другого по формам владения капиталом,
распределения и использования доходов и
финансового результата - прибыли.
Отношения собственности выделяют предприятия:
· коллективные (различные формы
товариществ);
· акционерные общества;
· арендные предприятия;
· разнообразное участие денег собственников в создании и формировании капитала (по разному распределяется ответственность).
Национальными и международными стандартами при регистрации предприятия предусмотрено обязательное определение отраслевой принадлежности. При определении отраслевой принадлежности предприятие относят к той или иной отрасли исходя из того вида деятельности, который на момент регистрации является преобладающим.
В рамках любой отрасли действуют предприятия, которые в зависимости от размеров могут быть отнесены к мелким, крупным или средним.
Для производственных предприятий и фирм услуг критерием отнесения их к той или иной группе может быть объем производимой продукции или услуг. Для снабженческо-сбытовых и торговых фирм – оборот реализации. Но в современных условиях наиболее приемлемым признаком, характеризующим размеры предприятия, является численность его персонала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.