Значение подвижной игры в развитии дошкольника
Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека.
Современная наука неопровержимо доказала, что одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышенная работоспособности и выносливости является физическая активность. Одной из основных задач дошкольных учреждений является всестороннее развитие ребёнка. Подвижные игры способствуют решению этой задачи. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
В российском образовании особое внимание уделялось подвижным играм.
К.Д. Ушинский рассматривал игру как средство воспитания. По мнению П.С.Лесгафта, подвижные игры являются действенным средством физического развития. Макаренко определял подвижную игру как ступень к взрослой жизни.
Педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дети дошкольного возраста с увлечением занимаются подвижными играми.
В основе подвижных игр – двигательная активность детей. В игре осуществляется физическое, интеллектуальное, нравственное и трудовое развитие.
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физических качеств. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Двигательная активность является необходимым условием развития детского организма. Такие движения, как ходьба, бег, прыжки, перепрыгивание, успешно осваиваются детьми в подвижных играх – таким образом дети приобщаются с некоторым видам спорта.
Основная задача подвижных игр – укреплять здоровье дошкольников. Подвижные игры способствуют физическому развитию детей. В игре развиваются такие качества, как координация и гибкость, быстрота, сила, выносливость.
При активной двигательной деятельности детей усиливается работа сердца и легких. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Подвижные игры играют важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В процессе игры ребёнок должен проявить мгновенную и правильную реакцию. Поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату.
Игры способствуют развитию речи дошкольников, так как они нередко сопровождаются стихами, песнями, считалками. Психологами давно установлена связь между творческим потенциалом человека и сложным взаимодействием его сознания с подсознанием, миром мыслей и миром чувств. Так и в игре наряду с двигательной активностью ребёнок развивает свою речь, обогащает словарный запас.
Подвижная игра – естественный спутник жизни дошкольника. Дети с удовольствием играют со сверстниками, испытывая при этом чувство радости, удовлетворения. Игра даёт возможность ребёнку самореализоваться, проявить свои лучшие качества.
В процессе игры воспитываются такие качества, как целеустремлённость, выносливость, стремление к победе. Так как большинство подвижных игр носят коллективный характер, у детей развивается чувство коллективизма, ответственность за свои действия перед коллективом. Принцип такой игры: «Один за всех, и все за одного» – это способствует социальной адаптации ребёнка.
В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки.
Таким образом, подвижная игра – основа физического развития, залог здоровья дошкольника. Кроме этого, подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая деятельность оказывает неоценимое влияние на формирование собственного «Я» ребенка и его социального опыта.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе физическое и нравственное совершенство.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.