Педагогика П.И.Чайковского – педагогика гения. Эта деятельность имела свою особую специфику и разные формы проявления, и сопровождала композитора на протяжении всей его жизни начиная с детства – участие в педагогическом процессе Санкт –Петербургской консерватории, продолжилась профессорством теории музыки в Московской консерватории, директорством Московского отделения Императорского русского музыкального общества; наставничеством музыкантов самых разных уровней образования. Взаимоотношениями композитора с музыкальной педагогикой прервала лишь его внезапная смерть.
Деятельность Чайковского – педагога неразрывно была связана с первыми русскими консерваториями. Настоящей школой, в том числе и будущего педагогического профессионализма, стало обучение П.Чайковского в Санкт – Петербургской консерватории. Именно здесь он и познакомился с педагогическим процессом во всём его объёме, на собственной практике испытав эффективность методики преподавания гармонии Н.И.Зарембой, инструментовки и свободного сочинения А.П.Рубинштейном. Именно эти дисциплины П.Чайковский преподавал в последствии в Московской консерватории, которой отдал 11 лет своей жизни.
Итак, П.И.Чайковский оказался среди учеников первого набора Iотечественной консерватории, вошёл в состав выпускников её Iвыпуска в 1865 году и был единственным среди всех прочих музыкантов-специалистов выпускником-композитором. Таким образом, Чайковский стал первым профессиональным композитором, освоившим всю систему европейского музыкально-теоретического образования, не выезжая за границу. Оказавшись по окончании Санкт – Петербургской консерватории в Москве, Чайковский принял самое непосредственное участие в организации IIроссийской консерватории и стал в ней первым профессором по классу композиции. Таким образом П.Чайковский оказался не только свидетелем, но и активным участником процесса становления отечественного композиторского образования и как ученик и как преподаватель. И по праву П.И.Чайковского можно назвать основоположником отечественного теоретико-композиторского образования европейского стиля.
Однако известны многочисленные высказывания П.И.Чайковского о нелюбви к педагогическому труду, породившие различные мифы о его неспособности к этому роду деятельности: «Консерватория открылась, и мои мучения начались»[i]; «Консерватория надоела до тошноты; всё более и более убеждаюсь, что к преподаванию теории сочинения я не способен»[ii]; «10 лет я преподавал гармонию и 10 лет ненавидел свои классы, своих учеников, свой учебник и себя самого как преподавателя»[iii].
Между тем факты биографии П.И.Чайковского заставляют усомниться в правоте Петра Ильича относительно негативного представления «себя в педагогике» и «педагогики в себе». Несомненно, педагогическая деятельность отвлекала Чайковского от композиторского творчества. И чем более росло композиторское мастерство Чайковского и востребованность его творчества, тем более чаша весов склонялась в сторону композиции. Тогда и появляются мотивы недовольства реальным положением вещей, а преподавание превращается в фактор, отвлекающий от основного дела жизни. Существуют свидетельства о психилогических трудностях, связанных с преподаванием Чайковского в классе группового предмета – гармонии, но о классе сочинения ни в эпистолярном наследии Чайковского, ни в воспоминаниях современников о его профессорстве не найдено ни одного негативного высказывания.
Рассмотрим некоторые особенности педагогической деятельности Чайковского. Психологический профессионализм Чайковского – педагога выражался в изначально доброжелательном отношении к ученику и в уважении его творческой позиции. Чайковский стремился к ясности, сжатости, простоте и доступности преподавания учебного материала. Всеми силами стремясь пробудить в своих слушателях любовь к искусству, он перевёл с немецкого языка брошюру Роберта Шумана «Советы молодым музыкантам», в которой композитор так проникновенно говорит о музыке. В ученические годы, в Петербурге, он перевёл с французского языка книгу Ф.О.Геварта «Руководство к инструментовке», которая в 1866 году была издана П.И.Юргенсеном и сослужила хорошую службу многим поколениям русских музыкантов. Но самым ценным вкладом Чайковского в дело музыкального образования в России было создание «Руководства по практическому изучению гармонии». Изданная в 1872 году тем же Юргенсеном, книга эта стала первым русским учебником гармонии. Учебник выдержал 9 изданий, дожил до наших дней, по нему занимались многие из советских музыкантов и композиторов.
В 1878 году П.И.Чайковский официально оставляет консерваторскую службу, делая попытки в 1883, 1885 и 1893 годах вернуться обратно, а именно в педагогику композиции. Что же касается композиторской педагогики неофициальной, то Чайковский её никогда не оставлял. До конца своих дней он общался как учитель композиции с музыкантами самого разного профессионального уровня.
Первыми его учениками по классу композиции в Московской консерватории были: С.И.Танеев, А.Ф.Арендс, скрипач В.А.Пахульский по классу гармонии. Это и ученики других учителей, а именно: Н.А.Римского-Корсакова (А.С.Аренский, А.К.Глазунов, И.И.Армсгеймер); К.Клиндворта (Г.Л.Катур); С.И.Танеева (Г.Э.Конюс) и т.д.
Многие музыканты-любители обращались к Чайковскому исключительно по собственной инициативе, благодаря его музыке, отношение к которой во многих случаях распространялось и на её автора. Пётр Ильич с удивительной ответственностью старался выполнить возложенную на него миссию «вершителя судеб», что тоже есть форма Учительства в высшем его назначении.
Особой формой педагогического общения Чайковского является эпистолярная педагогика. Это такое педагогическое общение, в силу обстоятельств опосредованное письмами и обладающее имманентными свойствами. Чрезвычайно важное качество педагогической переписки Чайковского состоит в том, что она представляет собой записанный рукой композитора наиболее полный свод принципов его педагогической работы с учениками в области композиции.
Таким образом, есть все основания утверждать, что педагогическая деятельность Чайковского выдвинула его как теоретика и автора музыкально-теоретических трудов на почётное место в европейском и отечественном музыкознании. Сущность педагогики П.И.Чайковского составляет Учительство, т.е. преподавание, наставничество и дружба с учеником в их неразрывном единстве. Композиторская педагогика П.И.Чайковского – это интуитивная педагогика гения в соединении с высочайшим профессионализмом композитора, в ней всё ориентировано на воспитание таланта.
Педагогическая деятельность П.И.Чайковского оказала огромное влияние на последующее становление музыкального образования в России. Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В.Рахманинов, А.С.Аренский, А.К.Глазунов, С.И.Танеев могут быть названы прямыми последователями П.И.Чайковского.
Скачано с www.znanio.ru
[i]Письмо П.И.Чайковского к А.И.Чайковскому от 10 сентября 1869 г.//Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. – Т.V. – М., 1959. -№ 148.-с.170.
[ii]Письмо П.И.Чайковского к И.А.Клименко от 1 мая 1870 г.//Там же. № 190. – с.124. Под теорией сочинения в данном случае следует понимать преподавание Петром Ильичом элементарной теории музыки и гармонии.
[iii]Письмо П.И.Чайковского к Н.А.Римскому-Корсакову от 6 апреля 1885 р.//Там же. T. XIII.- № 2679. – С.57.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.