«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
родителям
4 кл
15.02.2018
Тема собрания : «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)
Без памяти человек не может ничего изобрести, не может ском-
бинировать и двух идей.
Вольтер.
Задачи собрания:
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
Вопросы для обсуждения:
- Значение памяти в учебной деятельности.
- Методы и приёмы развития памяти ребёнка.
1. Анкетирование учащихся.
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
2. Анкетирование родителей.
- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти?
3. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.
Для того, чтобы не быть голословным, учитель должен показать родителям реальные результаты работы памяти учащихся.
Для этого готовясь к собранию, он может провести исследования функций памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвёртого класса необходимо ещё и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут с детьми работать, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных.
Исследования можно провести следующие:
1. Числовые ряды.
Детям предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа дети зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удерживается близко к норме (7 + 2)
2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
Детям следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги.
Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме памяти.
9 2 W G
A R 6 4
C 5 X B
3. Проверка слуховой памяти.
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.
• Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
• Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
• Если в одном – то как удовлетворительная.
4. Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта»
Учащимся предлагается набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, кружка, виноград. Затем предметы убираются. Дети должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
5. Памятка для учащихся по развитию памяти.
• Заучиваете учебный материал с желанием знать и запомнить.
• Ставьте себе цель запомнить надолго.
• Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
• Многократно повторяйте заученное.
• Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение заучить трудно.
• Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
• Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда – за дело!
Ход собрания.
I. Вступительное слово учителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне бы хотелось начать несколько необычно.
Вот такой разговор был подслушан психологом, а мне бы хотелось его вам рассказать.
- Какое сегодня число? 0 спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека, как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и родных.
Проблемы с памятью откладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
II. Анализ тестирования учащихся.
Учитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.
II. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.
III. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение 1.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.
Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 2.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 3.
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу рёбёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 4.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.
Упражнение 5.
Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 6.
Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4-х букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 7
Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Упражнение 8.
Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.
При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.
Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:
Весёлый праздник сомнение
Радость зависть
Гнев сила воли
Мальчик-трус болезнь
Отчаяние успех
Быстрый человек дружба
Скорость смелый поступок
Печаль справедливость
Вкусный ужин хороший товарищ
Тёплый ветер мороз
Все упражнения, которые предлагает учитель для работы с ребёнком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнить все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.
IV. Заключительное слово учителя.
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.Тема собрания : «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)
Без памяти человек не может ничего изобрести, не может ском-
бинировать и двух идей.
Вольтер.
Задачи собрания:
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
Вопросы для обсуждения:
- Значение памяти в учебной деятельности.
- Методы и приёмы развития памяти ребёнка.
1. Анкетирование учащихся.
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
2. Анкетирование родителей.
- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти?
3. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.
Для того, чтобы не быть голословным, учитель должен показать родителям реальные результаты работы памяти учащихся.
Для этого готовясь к собранию, он может провести исследования функций памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвёртого класса необходимо ещё и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут с детьми работать, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных.
Исследования можно провести следующие:
1. Числовые ряды.
Детям предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа дети зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удерживается близко к норме (7 + 2)
2. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
Детям следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на листе бумаги.
Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме памяти.
9 2 W G
A R 6 4
C 5 X B
3. Проверка слуховой памяти.
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.
• Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
• Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
• Если в одном – то как удовлетворительная.
4. Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта»
Учащимся предлагается набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, кружка, виноград. Затем предметы убираются. Дети должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
5. Памятка для учащихся по развитию памяти.
• Заучиваете учебный материал с желанием знать и запомнить.
• Ставьте себе цель запомнить надолго.
• Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее запомнить нужное задание.
• Многократно повторяйте заученное.
• Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение заучить трудно.
• Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
• Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда – за дело!
Ход собрания.
I. Вступительное слово учителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне бы хотелось начать несколько необычно.
Вот такой разговор был подслушан психологом, а мне бы хотелось его вам рассказать.
- Какое сегодня число? 0 спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека, как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и родных.
Проблемы с памятью откладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
II. Анализ тестирования учащихся.
Учитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.
II. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.
III. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение 1.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.
Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 2.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 3.
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу рёбёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 4.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.
Упражнение 5.
Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 6.
Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4-х букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 7
Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Упражнение 8.
Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.
При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.
Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:
Весёлый праздник сомнение
Радость зависть
Гнев сила воли
Мальчик-трус болезнь
Отчаяние успех
Быстрый человек дружба
Скорость смелый поступок
Печаль справедливость
Вкусный ужин хороший товарищ
Тёплый ветер мороз
Все упражнения, которые предлагает учитель для работы с ребёнком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнить все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.
IV. Заключительное слово учителя.
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.
Znachenie_pamyati...doc
Тема собрания : «Значение памяти в интеллектуальном развитии
младшего школьника». (4 класс)
Без памяти человек не может ничего изобрести, не может
ском
бинировать и двух идей.
Вольтер.
Задачи собрания:
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной
деятельности.
2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
Вопросы для обсуждения:
Значение памяти в учебной деятельности.
Методы и приёмы развития памяти ребёнка.
1. Анкетирование учащихся.
Легко ли тебе заучивать стихи?
Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
2. Анкетирование родителей.
Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного
материала?
Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти?
3. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.
Для того, чтобы не быть голословным, учитель должен показать родителям
реальные результаты работы памяти учащихся.
Для этого готовясь к собранию, он может провести исследования функций памяти
учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся четвёртого класса
необходимо ещё и потому, чтобы в пятом классе педагоги, которые будут с детьми
работать, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся
пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных.
Исследования можно провести следующие:
1. Числовые ряды.
Детям предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель
предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность.
Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз.
Ряды:
3, 7, 4, 8, 9, 5 Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа
дети зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного
предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число
удерживается близко к норме (7 + 2)
2.
Детям следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить
количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на
листе бумаги.
Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме памяти.
9 2 W G
A R 6 4
C 5 X B
3. Проверка слуховой памяти.
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том
порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со
вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с
пятым и записать сумму. Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время
выполнения – 2 минуты.
Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память
оценивается как отличная.
Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
Если в одном – то как удовлетворительная.
4. Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта»
Учащимся предлагается набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко,
груша, ваза, банан, сливы, кружка, виноград. Затем предметы убираются. Дети должны
нарисовать их так, как они были расположены на столе.
5. Памятка для учащихся по развитию памяти.
Заучиваете учебный материал с желанием знать и запомнить.
Ставьте себе цель запомнить надолго.
Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет
быстрее запомнить нужное задание.
Многократно повторяйте заученное.
Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое
стихотворение заучить трудно.
Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал,
ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда – за дело!
Вступительное слово учителя.
Ход собрания.
I.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне бы хотелось начать несколько
необычно.
Вот такой разговор был подслушан психологом, а мне бы хотелось его вам рассказать.
Какое сегодня число? 0 спрашивает у своего друга товарищ.
Не знаю, отвечает тот.
Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование
человека, как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у
которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и
родных.
Проблемы с памятью откладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной
деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и –
результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи,
тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем,
что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё
надежды.
II. Анализ тестирования учащихся.
Учитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной,
слуховой, ассоциативной.
II.
III. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение 1.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте
текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.
Для этого он должен встать изза стола, подбежать к листочку с текстом,
прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё
рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 2.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен
внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на
столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 3.
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом
предложении пропускайте однодва слова. В задачу рёбёнка входит восстановление
содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с
оригиналом.
Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание. Упражнение 4.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10
секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в
соответствии с рисунком.
пень
лето
дом
зима
мама
стол
лес
поле
пожар
клест
Упражнение 5.
Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же
рисунок по памяти.
Упражнение 6.
Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на
листок в столбик слова, состоящие из 4х букв, и закройте их сверху листом бумаги.
Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не
научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 7
Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы
зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом
установить между словами какуюнибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок
называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у
него развито умение устанавливать смысловые связи.
Упражнение 8.
Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4
клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и
абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.
При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с
называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение –
пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.
Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно
больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей
пиктограммой. Примерный набор слов:
Весёлый праздник сомнение
Радость зависть
Гнев сила воли
Мальчиктрус болезнь
Отчаяние успех
Быстрый человек дружба
Скорость смелый поступок
Печаль справедливость
Вкусный ужин хороший товарищ
Тёплый ветер мороз Все упражнения, которые предлагает учитель для работы с ребёнком дома, апробируются
родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнить все упражнения
с детьми в домашних условиях правильно.
Заключительное слово учителя.
IV.
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной
атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет,
чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это
тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если
выполняет задания не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его
дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2 3 раза недостаточно.
Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько
потребуется ребёнку для улучшения его результатов.
«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».
«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».
«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».
«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».
«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».
«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.