Значение вопросов для развития критического мышления

  • Занимательные материалы
  • Рабочие листы
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Таксономия Б.Блума широко используется педагогами, занимающимися проблемой формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения критического мышления. 1. Овладение знаниями как той познавательной области, которая подлежит изучению, так и смежных областей. 2. Осмысление (понимание) — организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей). 3. Применение — использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора). 4. Анализ — критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы). 5. Обобщение (синтез) — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику обшей аргументации, основанной на отобранных и предварительно про¬анализированных данных с целью формулировки окончательного заключения). 6. Оценка — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить валидность, надежность, достоверность фактов и данных, отобран¬ных, чтобы доказать собственную точку зрения и принять решение).
Иконка файла материала Значение вопросов для развития критического мышления.docx
Значение вопросов для развития критического мышления Текст А Таксономия Б.Блума широко используется педагогами, занимающимися проблемой  формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения  критического мышления.  1. Овладение знаниями как той познавательной области, которая подлежит изучению, так  и смежных областей.  2. Осмысление (понимание) — организация и соотнесение новых знаний с ранее  усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию  основных идей).  3. Применение — использование новых знаний в соответствии с определенными  правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора).  4. Анализ — критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях  информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста,  прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать  необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной  гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы).  5. Обобщение (синтез) — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику  обшей аргументации, основанной на отобранных и предварительно про¬анализированных  данных с целью формулировки окончательного заключения).  6. Оценка — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании  суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить  валидность, надежность, достоверность фактов и данных, отобран¬ных, чтобы доказать  собственную точку зрения и принять решение).Что делают ученики Глаголы­действия  Впитывает, запоминает, узнает Назови, расскажи, перечисли  Объясняет, переводит,  демонстрирует Опиши, расскажи своими  словами, подчеркни, объясни,  обсуди, сравни  Навыки  Содержание Определяются знания, которыми владеют школьники,  их ранее приобретенный опыт в процессе работы с  информацией:  Знание ­устанавливаются ключевые понятия и термины,  которые определяют основные идеи информации;  ­устанавливается, какие понятия могут использоваться  для формулирования собственной позиции  Осмысление  (понимание) Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь  из собранной информации; оцениваются понимание,  интерпретация инфор¬мации путем обсуждения с  партнерами, экспертами и практиками в данной  области знания:  ­имеется полное представление, как информация  разрабатывается, организуется и распространяется;  ­проводится дифференциация между главными и  вторичными источниками;  ­осознается, что информацию можно построить на  основе данных основного источника;  ­чтение текста и отбор основных идей;  ­переструктурирование текста своими словами и  тщательный отбор данных;­определение материала для цитирования;  ­участие в дискуссиях;  ­участие в электронных конференциях, форумах и пр.;  ­консультации с экспертами  Отбирается дополнительная информация;  разрабатываются и применяются соответствующие  стратегии:  ­изучаются содержание и организация информации;  Применение ­разрабатывается план анализа, использования  диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью  создания и демонстрации результатов исследования,  сделанных выводов;  Решает проблемы, демонстрирует  знания Примени, используй,  продемонстируй, объясни,  выбери, интерпретируй  ­определяются объем, качество и надежность поиска,  чтобы определить, нужно ли использовать  альтернативную информацию  Анализ Рассматриваются и применяются первоначальные  критерии оценки как для информации, так и для ее  источников:  ­изучается и сравнивается информация из разных  источников, с тем, чтобы оценить ее надежность,  валидность, точность, авторитетность, актуальность,  высказываемую в ней позицию или возможное  Анализирует,обсуждает,раскрывает Ответьте почему,  проанализируйте, разложите,  сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравнитеотрицательное воздействие;  ­анализируются структура и логика приводимой  аргументации;  ­распознаются предубеждения, обман, манипуляции;  ­рассматриваются культурный, физический или другой  контекст, в котором была подана информация, и  осмысливается ее влияние на понимание информации  Обобщение  (синтез) Проводится обобщение основных идей для разработки  новой концепции, нового взгляда на проблему;  определяется, оказывает ли новое знание влияние на  личностную оценку и предпринимаются ли попытки  устранить различия:  Обобщает, формулирует, планирует Составьте, постройте,  придумайте, пересмотрите,  формулируйте, сделайте,  спланируйте  ­устанавливается взаимосвязь между различными  позициями и проводится их объединение в  первоначальные суждения с со¬путствующими  аргументами;  ­первоначальные обобщения, суждения развиваются на  более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют  дополнительной информации;  ­рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;­определяется, принять или отвергнуть встречающиеся  точки зрения  Проводится сравнение нового знания с ранее  приобретенным знанием, с тем чтобы определить, что  нового, значимого для решения проблемы было  получено, выявить противоречия или другие ценные  характеристики информации:  ­определяется, соответствует ли информация  изучаемой теме или требуется другая информация;  ­определяется, не противоречит ли данная информация  полученной ранее из других источников или, возможно,  дополняет ее;  ­делаются выводы, заключения на основе собранной  информации;  ­определяется возможная достоверность и  обоснованность сделанного заключения;  ­новая информация интегрируется с ранее полученной  информацией или знанием;  ­отбирается информация, которая обеспечивает  доказательность рассматриваемой темы  Оценка Обсуждает, оценивает, выбирает Оцените, сравните, что самое  хорошее, кто прав, почему это  самое важное

Посмотрите также