Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Учитель: Габибуллаев Х.А.
Тема: Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Цель урока: формирование навыка выделения запятыми деепричастий деепричастных оборотов, употребления деепричастий в речи.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимней природы, раздаточный материал.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
-- Что нового узнали на прошлом уроке?
-- Чему научились?
Постановка цели: сегодня мы будем учиться обособлять деепричастия и деепричастные обороты, употреблять деепричастия в речи.
III.Работа с текстом .
Чародейка – Зима
Чародейка – Зима Только солнечной гроздью На престол заступив Долго будет висеть
Снегом всё замела На хрустящем морозе
В серебро превратив. Спело – красная ветвь…
А)Знакомство с текстом и выразительное чтение учащимися.
Б)-- О чём стихотворение?
В)—Какое настроение передаёт автор? (возвышенное, радостное)
--- Передать настроение, нарисовать картину действий более ярко и в то же время сжато помогает употребление в речи деепричастий.
--- Как называется деепричастие с зависимыми словами?
---Найдите деепричастные обороты и определяемые слова. Обозначьте их графически.
--- Как определяем границы деепричастного оборота?
---Расскажите о постановке запятых при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
---Обособьте запятыми деепричастные обороты.
IV.Распространение предложений деепричастными оборотами.
---Это стихотворение написала ученица. Получилось очень красиво. Предлагаю и вам выполнить небольшую творческую работу: распространить предложения деепричастными оборотами. (Работа в парах)
Карточка № 1.
1.Ветви елей наклонились…(прогнуться) прогнувшись под тяжестью снега.
2.Снег блестит на солнце …(переливаться) переливаясь разноцветными огнями.
3.Снежная равнина простирается на многие километры..(сливаться) сливаясь снебом.
---Составьте своё предложение.
Каждая пара зачитывает свои предложения.
---Подчеркните все слова как члены предложения в 3 предложении. Коллективное составление схемы предложения.
V.Физминутка.
VI.Схематический диктант.
--- Мы чертили схему к предложению, сейчас наоборот: я буду читать предложения, а вы записывать схемы. (Два ученика самостоятельно у доски)
1.Тут было тихо и торжественно.
2.Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг повернул влево.
3.Деревяя, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии.
4.Незнакомец спросил: «Вы позволите здесь присесть?»
5.Было темно, когда Владимир выехал за околицу.
---Какая схема соответствует теме нашего урока?
VII.Употребление деепричастных оборотов.
---Что нужно помнить при употреблении деепричастных оборотов в речи? (Основное действие и добавочное выполняет один предмет (лицо)
Карточка № 2.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Зайдя за облака,
1.вся окрестность вдруг приняла зловещий вид.
2.солнце долго не появлялось.
3.наступили сумерки.
4.темнота укрыла лес.
VIII.Контроль знаний.
---Деепричастные конструкции помогают не только более ярко нарисовать картину действий, но и передать душевное состояние героя в решающий момент жизни.
Упр. 169. (Учебник «Русский язык.7класс», авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др)
1 Прочтение отрывка. Определение жизненной ситуации и способы её передачи.
2 Самостоятельная запись в тетрадях.
IX.Рефлексия.
---Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что вспомнили?
--- Какое задание понравилось больше?
X.Итог урока.
XI. Домашнее задание.стр.76-78, упр.165.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.