Урок русского языка в 7 классе
Тема: Знаки препинания при междометиях
Цели:
· образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; отработать умение выделять их на письме;
· развивающие: развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с конструкциями, грамматически не связанных с предложением;
· воспитательные: формировать навыки самоанализа, самооценки, культуру общения.
Ход урока
Оргмомент.
Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.
Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.
Особенности междометий:
· не связаны грамматически с другими словами;
· не отвечают на вопросы;
· не изменяются;
· не являются членами предложения;
В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.
Знаки препинания при междометиях
1. Междометие, стоящее в начале предложения и произносимое без восклицательной интонации, отделяется запятой: Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А. Пушкин).
2.Междометие, стоящее в начале предложения и произносимое с восклицательной интонацией, отделяется восклицательным знаком (слово, следующее за междометием, пишется с прописной буквы): Эх! Да ты, как я вижу, слова не даёшь вымолвить (Н. Гоголь).
3.Междометие, стоящее в середине предложения, выделяется с двух сторон запятыми: Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А. Чехов).
4. Запятой и восклицательным знаком выделяется междометие, стоящее в середине предложения и произносимое с восклицательной интонацией (слово, следующее за междометием, пишется со строчной буквы): Но, увы! комендант ничего не мог сказать мне решительного (М. Лермонтов).
5. Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не выделяются: 1) Ах ты, мерзкое стекло! (А Пушкин). 2) Ах ты, степь моя, степь привольная! (А. Кольцов). 3) Ой вы, луга и дубравы, я одурманен весной (С. Есенин).
Дефис в междометиях
Если междометия и звукоподражательные слова образованы путем повтора, то они пишутся через дефис. Например: бай-бай; ай-ай; гав-гав.
Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.
1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)
Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.
1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». — «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение — ведь сам я был женат.
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.