Знаки препинания при однор и неоднородных определениях
Оценка 5

Знаки препинания при однор и неоднородных определениях

Оценка 5
docx
31.05.2021
Знаки препинания при однор и неоднородных определениях
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.docx

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

Цели урока: повторить обобщающие слова при однородных членах и постановку знаков препинания при них; формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их; развивать умение работать в группах, давать оценку ответам одноклассников; воспитывать чувство уважения к русскому языку.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Синтаксическая пятиминутка.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Тревожным, свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Повторение изученного материала.
  1. Беседа.

- Что называется определением? (Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?)

- Какой частью речи чаще всего выражается определение? (Прилагательным).

- Прежде чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним разряды прилагательных по значению? (Качественные, относительные, притяжательные.)

- Назовите их отличия.

- А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете различать прилагательные разных разрядов.

2. Проведём цифровой диктант.

1 – относительное, 2- притяжательное, 3 – качественное.

Матушкина шаль, удобное кресло, кухонное полотенце, ребячья рубашка, песчаный берег, молодой агроном, зелёная листва, отцовское ружьё, сладкий чай, морковное пюре.

Ключ: 2, 3, 1, 2, 1, 3, 3, 2, 3, 1.

Проверьте.

  1. Знакомство с новым материалом.

1.Работа с предложением, записанным на доске.

 - Прочитайте предложение, записанное на доске.

Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.

- Назовите определения в этом предложении,  чем они выражены.

- Обратите внимание, что оба определения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные.

  1. Запись на доске.

Цвет

Размер

Вкус

Форма

Из чего сделан предмет

Белый

Синий

Красный

Большой

Маленький

Огромный

Сладкий

Горький

Кислый

Круглый

Квадратный

Прямоугольный

Шерстяной

Ситцевый

Шёлковый

- Посмотрите на эту таблицу. Прилагательные в каждой колонке характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса и др. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

Если взять прилагательные разных колонок, то это будут неоднородные определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и чаще всего выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного.

- Сравните предложения: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. – Мама купила большой красный сладкий арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.

- Какие определения принято считать однородными? Неоднородными?

- Итак, неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Однако такие определения могут быть однородными, если они объединены общим понятием, то есть создают общее, целостное, единое впечатление о предмете. Например: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием – небо осеннее, невзрачное).

Составление таблицы.

Однородные

Неоднородные

1. Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме и т. д.

1. Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественного и относительного прилагательного).

2. Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах)

2. Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.

4. Второе определение поясняет первое.

- Проверьте, как вы заполнили таблицу.

- Сформулируйте правило постановки запятой при определениях. (Запятая ставится между однородными определениями.)

  1. Закрепление.

Работа с сигнальными карточками.

Красный цвет – неоднородные определения, жёлтый цвет – однородные.

  1. Глубокая, дремучая старина окружала моё детство на слободке.
  2. Прошёл серый пассажирский теплоход.
  3. Шёл надоедливый октябрьский дождь.
  4. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
  5. Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен.
  6. Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду.
  7. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.
  1. Объяснительный диктант.
  1. День был осенний, серый, но тихий, тёплый. 2) Из-за крыш ближней деревни медленно показывалась огромная красная луна. 3) Со стороны деревни послышался торопливый топот бойких овечьих ног. 4) Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его.

- Взаимопроверка.

Итоги урока.

 - Что нового вы узнали об определениях на этом уроке? (Они бывают однородными и неоднородными).

- Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные? (Для правильной постановки знаков препинания).

- Как же определить, являются ли определения однородными или нет?

Выставление оценок.

Домашнее задание:


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе

Составление таблицы. Однородные

Составление таблицы. Однородные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021