Знакомство с игрой в шахматы. " 7 видов ладейных окончаний"
Оценка 5

Знакомство с игрой в шахматы. " 7 видов ладейных окончаний"

Оценка 5
docx
06.08.2024
Знакомство с игрой в шахматы. " 7 видов ладейных окончаний"
Знакомство с игрой в шахматы. 7 видов ладейных окончаний..docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«7 видов  ладейных окончаний»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Ижевск, 2024 год.

 

Тема занятия : «7 видов ладейных окончаний»

 

Цель- на основе примеров игры  ознакомить с семью видами ладейных окончаний.

Задачи:

- повторить- расстановку ладьи в начале игры, ходы и свойства фигуры, стоимость.

- познакомить с  семью видами ладейных эндшпилей:

1.     «Пешка на 6-й горизонтали»

2.     «Постройка моста»

3.     «Пешка на 7-й горизонтали. Король впереди»

4.     «Пешка на 7-й горизонтали. Ладья впереди»

5.     «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-1»

6.     «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-2»

7.     «Пешка на 6-й горизонтали. Король позади».

- повторить знания шахматной доски

- закрепление знаний шахматной нотации

- завершить игру из партии М. Карлсена

-провести тренировочную игру.

 

Оборудование:

-демонстрационная шахматная доска

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

-электронные шахматные часы

-распечатанная партия «Пол Чарльз Морфи – Боттен, Париж,1858 г.»

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с 7-ю видами ладейных окончаний. Для того, чтобы занятие прошло успешнее, вспомним всё о фигуре ладье. Итак:

- на каких полях шахматной доски располагается фигура ладья?

Ответы детей. Фигуры ладьи располагаются на полях- а1 и  h1, а8 и h8

 

Педагог. Правильно! Какая условная материальная стоимость ладьи?

Ответ детей.  Условная материальная стоимость ладьи 5 пешек.

 

Педагог. Хорошо! К какому виду фигур относится ладья и почему?

Ответы детей. Ладья относится к дальнобойным фигурам, потому что может ходить по вертикалям и горизонталям и совершать взятие на любом расстоянии.

                                              

Педагог. Верно! Какой ещё одной особенностью в игре обладают король ладья?

Ответы детей. Ладья и король могут совершить рокировку. Это отдельный ход. Он совершается один раз в игре. Рокировка может быть длинной и короткой, но при этом обязательно соблюдение правил рокировки.

 

Педагог. Верно! Итак, рассмотрим  7 ладейных эндшпилей. И первый пример это 1. «Пешка на 6-й горизонтали»

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чёрные должны контролировать 6-ю горизонталь своей ладьи

1.                   …….             Лg6

2.                   Лh8-h7+         Кре7-e8, теперь вы видите, что белые не могут играть Кре6 с угрозой мата, потому что чёрная ладья контролирует 6-ю горизонталь. Белым приходится двигать пешку на е6.

3.                   е5-е6 и после того, как пешка встанет на 6-ю горизонталь, чёрные должны переместить свою ладью на 1-ю горизонталь чтобы делать вечные шаги ……Лg1

4.                   Крd5-d6          Лg1-d1+ , позиция ничейная, так белый король не может скрыться от шахов.

Педагог. Перед нами 2-й пример и называется он «Постройка моста»

Идея «постройки моста» провести белую пешку в ферзи.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

1.Лс2+ сначала король отгоняется ладьёй с помощью шаха Крc7-b7

2.Лc2-с4, затем ладья перемещается на 2 поля от проходной пешки Лe1-d1

3. Крe8- f7        Лd1-f1+

4.Крf7- е6        Лf1-е1+

5. Крe6-f6         Лe1-f1+

6.Крf6-е5         Лf1-е1+

7. Лc4-е4          Лe1хе4+

8.Крe5хе4        Крb7-с7

9.е7-e8=Ф

1-0


Педагог. Рассмотрим пример 3. «Пешка на 7-й горизонтали. Король впереди». Эта позиция ничейная. Белый король не может сбежать из клетки

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

 

1.     Лd2-h2    Крe7-d7

2.     Лh2-h8     Крd7- с7

3.     Лh8-b8     Лb1-с1

4.     Лb8-b7     Крc7- с8 и белые не могут отогнать короля соперника

½                  ½

Педагог.  Пример 4 –й. «Пешка на 7-й горизонтали. Ладья впереди».

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

Педагог.  Белый король хочет приблизиться к пешке b7, чтобы освободить ладью. Чёрная ладья ставит шахи от которых белым не уйти. Ничья.

1.     Крc5- b6        Лa1-b1+

2.     Крb6- с7        Лb1с1+

3.     Крc7-b6         Лc1-b1+
½
                      ½

Педагог.  Пример 5 –й. «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-1».

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

Педагог. Здесь единственный способ добиться для чёрных ничьи.

1.……..Ла1-f1+ и эта позиция считалась выигранной за белых, пока не был найден следующий вариант. Посмотрим главный вариант.

2.Крf3-е4          Лf1-f6

3.Kpe4-d5         Лf6-b6

4.Kpd5-c5         Лb6-f6

5.Kpc5-b5         Лf6-f5+

…………………………………………

 

1………            Крg7-f7

2.Крf3-е4        Крf7-е7

3.а6-а7             Кре7-f6

4.Ла8-f8+   и а7-а8= Ф ферзь следущим ходом

4. Ла8-h8 – с двойной угрозой: превращение пешки на а8 и шах ладьёй на h6, если Ла1ха7

………………Лха7

5.Лh6+

1/2                            1/2

Педагог.  Теперь, ребята, перед вами пример

 6 –й. «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди- 2»

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

 

 

 

 

 

Педагог. Это особый случай «пешки на 6-й  горизонтали», с выигрышем из-за позиции чёрного короля.

1.     ……             Лa1-b1

2.     Крb6-а7        Лb1-b3

3.     Лa8-b8          Лb3-а3

4.     Лb8-b6          Лa3-а1

5.     Крa7-b7        Лa1-h1

6.     a6-а7

1                                 0

Педагог. Даже  гроссмейстеры должны упорно работать, чтобы овладеть техникой ладейных окончаний! А теперь рассмотрим

7-й пример «Пешка на 6-й горизонтали. Король позади».

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

1.     …..               Лc8-а8

2.     Лb4-h4         Лa8-g8

3.     a6-а7             Крd7- с7

4.     Лh4-h7+       Крc7-с6

5.     Крa5-а6        Лg8-f8

6.     Лh7-h1          Lf8-g8

7.     h1-с1+       - белые размещают пешку на а7 и отгоняют чёрного короля вертикальными шахами

8.     …………….  Крc6-d6

9.     Крa6-b7        Лg8-g7+

10. Крb7-b8          Лg7-g8+

11. Лс1-c8 – пешка проходит.

1-0

Педагог. Ребята! Теперь предлагаю вам совместно довести предложенную партию до конца, в которой действующий чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен прекрасно  завершил игру! Белые начинают и выигрывают.

 

Дети предлагают свои варианты ходов. Педагог  записывает ходы на доске.

 

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили о фигуре ладье, познакомились с 7 видами ладейных окончаний, доиграли партию Магнуса Карлсена до победы белых.

 

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру Пол Чарльз Морфи – Боттен, которая была сыграна в Париже в 1858 году

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

Париж, 1858 год. Это самая короткая партия

шахматного гения Пола Чарльза Морфи

Пол Чарльз Морфи

 

Боттен

1.     e3-е4

e7-е5

 

2.     c2-с3

Кg8-f6

 

3.     d2-д4

Кf6хе4

 

4.     d4хе5

Сf8-с5

 

5.     Фd1-g4

Ке4хf2

 

6.     Фg4-g7

Лh8-f8

 

7.     Сс1-g5

f7-f6

 

8.     ef6

Лff6

 

9.     Сgf6

Сс5-е7

 

10. Фg7-g8#

 

 

1.

 

 

 

 

 

 


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия : «7 видов ладейных окончаний»

Тема занятия : «7 видов ладейных окончаний»

Ответы детей. Ладья относится к дальнобойным фигурам, потому что может ходить по вертикалям и горизонталям и совершать взятие на любом расстоянии

Ответы детей. Ладья относится к дальнобойным фигурам, потому что может ходить по вертикалям и горизонталям и совершать взятие на любом расстоянии

Лс2+ сначала король отгоняется ладьёй с помощью шаха

Лс2+ сначала король отгоняется ладьёй с помощью шаха

Педагог. Белый король хочет приблизиться к пешке b 7, чтобы освободить ладью

Педагог. Белый король хочет приблизиться к пешке b 7, чтобы освободить ладью

Ла8- h 8 – с двойной угрозой: превращение пешки на а8 и шах ладьёй на h 6, если

Ла8- h 8 – с двойной угрозой: превращение пешки на а8 и шах ладьёй на h 6, если

Л c8- а8 2. Л b4-h 4

Л c8- а8 2. Л b4-h 4

Напомню, что шахматы расставляете вместе

Напомню, что шахматы расставляете вместе

1.

1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2024