Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«7 видов ладейных окончаний»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «7 видов ладейных окончаний»
Цель- на основе примеров игры ознакомить с семью видами ладейных окончаний.
Задачи:
- повторить- расстановку ладьи в начале игры, ходы и свойства фигуры, стоимость.
- познакомить с семью видами ладейных эндшпилей:
1. «Пешка на 6-й горизонтали»
2. «Постройка моста»
3. «Пешка на 7-й горизонтали. Король впереди»
4. «Пешка на 7-й горизонтали. Ладья впереди»
5. «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-1»
6. «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-2»
7. «Пешка на 6-й горизонтали. Король позади».
- повторить знания шахматной доски
- закрепление знаний шахматной нотации
- завершить игру из партии М. Карлсена
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
-демонстрационная шахматная доска
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
-электронные шахматные часы
-распечатанная партия «Пол Чарльз Морфи – Боттен, Париж,1858 г.»
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с 7-ю видами ладейных окончаний. Для того, чтобы занятие прошло успешнее, вспомним всё о фигуре ладье. Итак:
- на каких полях шахматной доски располагается фигура ладья?
Ответы детей. Фигуры ладьи располагаются на полях- а1 и h1, а8 и h8
Педагог. Правильно! Какая условная материальная стоимость ладьи?
Ответ детей. Условная материальная стоимость ладьи 5 пешек.
Педагог. Хорошо! К какому виду фигур относится ладья и почему?
Ответы детей. Ладья относится к дальнобойным фигурам, потому что может ходить по вертикалям и горизонталям и совершать взятие на любом расстоянии.
Педагог. Верно! Какой ещё одной особенностью в игре обладают король ладья?
Ответы детей. Ладья и король могут совершить рокировку. Это отдельный ход. Он совершается один раз в игре. Рокировка может быть длинной и короткой, но при этом обязательно соблюдение правил рокировки.
Педагог. Верно! Итак, рассмотрим 7 ладейных эндшпилей. И первый пример это 1. «Пешка на 6-й горизонтали»
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске
Чёрные должны контролировать 6-ю горизонталь своей ладьи
1. ……. Лg6
2. Лh8-h7+ Кре7-e8, теперь вы видите, что белые не могут играть Кре6 с угрозой мата, потому что чёрная ладья контролирует 6-ю горизонталь. Белым приходится двигать пешку на е6.
3. е5-е6 и после того, как пешка встанет на 6-ю горизонталь, чёрные должны переместить свою ладью на 1-ю горизонталь чтобы делать вечные шаги ……Лg1
4. Крd5-d6 Лg1-d1+ , позиция ничейная, так белый король не может скрыться от шахов.
Педагог. Перед нами 2-й пример и называется он «Постройка моста»
Идея «постройки моста» провести белую пешку в ферзи.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
1.Лс2+ сначала король отгоняется ладьёй с помощью шаха Крc7-b7
2.Лc2-с4, затем ладья перемещается на 2 поля от проходной пешки Лe1-d1
3. Крe8- f7 Лd1-f1+
4.Крf7- е6 Лf1-е1+
5. Крe6-f6 Лe1-f1+
6.Крf6-е5 Лf1-е1+
7. Лc4-е4 Лe1хе4+
8.Крe5хе4 Крb7-с7
9.е7-e8=Ф
1-0
Педагог.
Рассмотрим пример 3. «Пешка на 7-й горизонтали. Король впереди». Эта
позиция ничейная. Белый король не может сбежать из клетки
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
1. Лd2-h2 Крe7-d7
2. Лh2-h8 Крd7- с7
3. Лh8-b8 Лb1-с1
4. Лb8-b7 Крc7- с8 и белые не могут отогнать короля соперника
½ ½
Педагог. Пример 4 –й. «Пешка на 7-й горизонтали. Ладья впереди».
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Педагог. Белый король хочет приблизиться к пешке b7, чтобы освободить ладью. Чёрная ладья ставит шахи от которых белым не уйти. Ничья.
1. Крc5- b6 Лa1-b1+
2. Крb6- с7 Лb1с1+
3. Крc7-b6
Лc1-b1+
½ ½
Педагог. Пример 5 –й. «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди-1».
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Педагог. Здесь единственный способ добиться для чёрных ничьи.
1.……..Ла1-f1+ и эта позиция считалась выигранной за белых, пока не был найден следующий вариант. Посмотрим главный вариант.
2.Крf3-е4 Лf1-f6
3.Kpe4-d5 Лf6-b6
4.Kpd5-c5 Лb6-f6
5.Kpc5-b5 Лf6-f5+
…………………………………………
1……… Крg7-f7
2.Крf3-е4 Крf7-е7
3.а6-а7 Кре7-f6
4.Ла8-f8+ и а7-а8= Ф ферзь следущим ходом
4. Ла8-h8 – с двойной угрозой: превращение пешки на а8 и шах ладьёй на h6, если Ла1ха7
………………Лха7
5.Лh6+
1/2 1/2
Педагог. Теперь, ребята, перед вами пример
6 –й. «Пешка на 6-й горизонтали. Ладья впереди- 2»
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Педагог. Это особый случай «пешки на 6-й горизонтали», с выигрышем из-за позиции чёрного короля.
1. …… Лa1-b1
2. Крb6-а7 Лb1-b3
3. Лa8-b8 Лb3-а3
4. Лb8-b6 Лa3-а1
5. Крa7-b7 Лa1-h1
6. a6-а7
1 0
Педагог. Даже гроссмейстеры должны упорно работать, чтобы овладеть техникой ладейных окончаний! А теперь рассмотрим
7-й пример «Пешка на 6-й горизонтали. Король позади».
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
1. ….. Лc8-а8
2. Лb4-h4 Лa8-g8
3. a6-а7 Крd7- с7
4. Лh4-h7+ Крc7-с6
5. Крa5-а6 Лg8-f8
6. Лh7-h1 Lf8-g8
7. .Лh1-с1+ - белые размещают пешку на а7 и отгоняют чёрного короля вертикальными шахами
8. ……………. Крc6-d6
9. Крa6-b7 Лg8-g7+
10. Крb7-b8 Лg7-g8+
11. Лс1-c8 – пешка проходит.
1-0
Педагог. Ребята! Теперь предлагаю вам совместно довести предложенную партию до конца, в которой действующий чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен прекрасно завершил игру! Белые начинают и выигрывают.
Дети предлагают свои варианты ходов. Педагог записывает ходы на доске.
Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Повторили о фигуре ладье, познакомились с 7 видами ладейных окончаний, доиграли партию Магнуса Карлсена до победы белых.
Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру Пол Чарльз Морфи – Боттен, которая была сыграна в Париже в 1858 году
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Париж, 1858 год. Это самая короткая партия шахматного гения Пола Чарльза Морфи |
|
Пол Чарльз Морфи
|
Боттен |
1. e3-е4 |
e7-е5
|
2. c2-с3 |
Кg8-f6
|
3. d2-д4 |
Кf6хе4
|
4. d4хе5 |
Сf8-с5
|
5. Фd1-g4 |
Ке4хf2
|
6. Фg4-g7 |
Лh8-f8
|
7. Сс1-g5 |
f7-f6
|
8. e5хf6 |
Лf8хf6
|
9. Сg5хf6 |
Сс5-е7
|
10. Фg7-g8#
|
|
1.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.