Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
« Александр Алехин. Избранные партии»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : « Александр Алехин. Избранные партии»
Цель- познакомить с краткой биографией А.А. Алехина и 2-мя избранными партиями.
Задачи:
- повторить понятия- спёртый мат, ферзевый гамбит
- познакомить с краткой биографией 4 чемпиона мира по шахматам А. А. Алехина
- познакомить с дебютом –Кембридж-спрингский вариант
- познакомить с партией «Алехин- консультанты, 1935г.», « Капабланка- Алехин, 7 партия на ЧМ 1927 года в Буэнос- Айресе»
- повторить знания шахматной доски
- закрепление знаний шахматной нотации
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
-демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
-распечатанная партия «Капабланка – Алехин, 7 партия, 1927 год»
-электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с краткой биографией 4 чемпиона мира по шахматам Александра Александровича Алехина, рассмотри партию, где Алехин играл против 4-х консультантов. Разберём одну из 34-х партий между Х.Р. Капабланкой и Александром Александровичем на чемпионате мира в Буэнос – Айресе в 1927 году, где победа будет за Х. Р. Капабланкой и какие ошибки в своей игре обозначил Алехин. Для того, чтобы наше занятие прошло продуктивно, вспомните:
- что обозначает понятие «ферзевый гамбит»
Ответы детей. Ферзевый гамбит — дебют в шахматах, начинающийся ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4.
Педагог. Что представляет собой спёртый мат?
Ответы детей. Спёртый мат — мат, объявляемый конём, при этом матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
Алекса́ндр Алекса́ндрович Але́хин (распространённое написание и произношение «Алёхин» ошибочно; родился 19 (31) октября в 1892 году в Москве, а ушёл из жизни 24 марта 1946 год в городе Эшторил Португалии)— русский и французский шахматист, выступавший за Российскую империю, Советскую Россию и Францию, четвёртый чемпион мира по шахматам. Алехин вошёл в число сильнейших шахматистов мира перед Первой мировой войной, заняв третье место на петербургском турнире 1914 года, в 1920 году стал первым чемпионом РСФСР, а в 1921 году покинул Россию и переехал на постоянное место жительства во Францию, гражданином которой стал в 1925 году. В 1927 году Алехин выиграл матч за звание чемпиона мира у считавшегося непобедимым Хосе Рауля Капабланки, ставшего в 1921 году чемпионом мира, и затем в течение нескольких лет Алехин доминировал в соревнованиях, выигрывая крупнейшие турниры своего времени с большим преимуществом над соперниками. Дважды, в 1929 и 1934 годах, Алехин защитил титул в матчах против Ефима Боголюбова, в 1935 году он проиграл матч будущему Президенту ФИДЕ Максу Эйве, но через два года победил в матче-реванше и удерживал звание чемпиона мира до самой смерти весной 1946 г.
Был разносторонним шахматистом. Больше всего он известен атакующим стилем игры и эффектными, глубоко просчитанными комбинациями. Вместе с тем ему принадлежит большое количество теоретических разработок в дебютах, он обладал высокой эндшпильной техникой.
Алехин — единственный шахматист, который умер, являясь действующим чемпионом мира
Педагог. Партия Александра Алехина была сыграна с 4 любителями в 1935 голу в Пальме-де Мальорка. Это знаменитая «короткометражка» d 8 ходов, автором которой и был Алехин.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
1.е2-е4 с7-с6
2.d2-d4 d7-d5
3.Кb1-с3 d5хе4
4.Кс3xе4 Кg8-f6
5.Сf1- d3 Фd8-d4
6.Кg1-f3 Фd4-d8
7.Фd1-е2 Кb8-d7
8.Кe4-d6#
Педагог. Матч за звание чемпиона мира по шахматам 1927 года проходил с 16 сентября по 29 ноября 1927 года в Буэнос-Айресе.
Матч между чемпионом мира кубинцем Хосе Раулем Капабланкой и претендентом на это звание Александром Алехиным, представлявшим Францию, длился до 6 побед без учёта ничьих.
Всего было сыграно 34 партии. Алехин одержал победу со счётом 18½:15½ и стал четвёртым чемпионом мира.
В этой партии мастера шахматной игры использовали дебют - ферзевый гамбит, Кембридж- спрингский вариант, в котором следующие ходы.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
1. d2-d4 d7-d5
2. c2-c4 e7-e6
3. Кb1-c3 Кg8-f6
4. Сc1-g5 Кb8-d7
5. e2-e3 c7-c6
6. Кg1-f3
Педагог. Сейчас мы рассмотрим партию Капабланка – Алехин в 36 ходов с выигрышем Х.Р. Капабланки. Это партия 7. Ферзевый гамбит. Кембридж-спрингский вариант.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и ведёт объяснение ходов.
1.d2- d4 d7-d5
2.c2-c4 e7-e6
3.Kg1-f3 Kb8-d7
4.Kb1-c3 Kg8-f6
5.Cc1-g5 c7-c6
6.e2-e3 Фd8-a5
7.Кf3-d2 Сf8-b4
8.Фd1-c2 O-O
9.Сg5-h4 c6-с5
Педагог. Зачитывает комментарий А. Алехина «Избранное мною продолжение 9. … с5 позволяло чёрным выйти из всех дебютных затруднений. Партию эту я проиграл главным образом потому, что на интересную попытку моего противника с 9. Сh4 мне казался очень заманчивым ответ 9. … е5. На обдумывание всех связанных с этим ходом осложнений я затратил очень много времени и в конце концов — думается мне, вполне основательно — забраковал. Действительно, главный вариант, получающийся после 9…e5, приводит к позиции, в которой белые как будто подвергаются опасности, но на самом деле сохраняют лучшие шансы.10.dxe5 Кe4 11.Кdxe4 dxe4 12.e6! Кe5 13.exf7+ Лxf7 14.O-O-O! и чёрные, правда, что всеми без исключения аналитиками рассматривался только более слабый ход 14.Сe2? 14…Сe6 в большинстве вариантов отыгрывают пешку, но белые затем получают лучший эндшпиль или14…Сf5 или даже14…Сg4»
10.Кd2-b3 Фa5-a4
11.Сh4xf6 Кd7xf6
12.d4xc5 Кf6-e4 –«этот ход оказался ошибкой. Вместо этого надо было играть либо
12…Фc6и затем Схc5, либо в целях упрощения12…Сxc3+
13.Фxc3 Кe4
14.Фa5 Фxa5+
15.Кxa5 Кxc5 - в обоих случаях белые могли изолировать ферзевую пешку противника, однако преимущество в развитии чёрных приблизительно уравновешивало этот изъян.»
13.c4xd5 Сb4xc3+
14.b2xc3 Кe4xc5
15.Лa1-d1 e6xd5
16.Лd1xd5 Кc5xb3
17.a2xb3 Фa4-c6
18.Лd5-d4 Лf8-e8
19.Сf1-d3 «После потери пешки положение чёрных стало безнадёжным. Капабланка мог на 19-м ходу решить партию и с помощью простого19. e4 с последующим f3, однако избранный им путь гораздо более изящен. Заключительная атака, на мой взгляд, является одним из лучших его тактических достижений.19…Фc6xg2»
20.Сd3xh7+ Kpg8-f8
21.Сh7-e4 Фg2-h3
22.Фc2-d2 Сc8-e6
23.c3-с4 a7-a5
24.Лh1-g1! Фh3 -h2
25.Лg1-h1 Фh2-c7
26.Фd2-b2 Фc7-c5
(если26…f5,то
27.Сd5 Лad8 или Сxd5
28.Лxd5
28.Сxe6
Лxd4
или Лxe6
29.Лxd8+
29.Лh8+ Kрe7
30.Лxe8+ Kрxe8
31.Фxd4— В. Лебедев)
27.Сe4-d5 Лa8-a6
28.Лd4-e4 Лa6-d6
(если28…Qb4+,то
29.Kf1Ke729…Kg8
30.Rg130.Bxe6Rxe6
31.Rxe6+Kxe6
32.Qxg7f6
33.Rh4— В. Лебедев)
29.Лh1-h7 Kрf8-e7
30.Фb2xg7 Kрe7-d8
(если30…Лf8, то
31.Сxe6 Лxe6
32.Лf4 и т.д. — В. Лебедев)
31.Сd5xe6 f7xe6
(если31…Лdxe6, то
32.Фxf7!— В. Лебедев)
32.Фg7xb7 Фc5-b4+
33.Фb7xb4 a5xb4
34.c4-c5 Лd6-c6
35.Лe4xb4 Лc6xc5
36.Лh7-a7 и чёрные проигрывают 1–0
Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Узнали биографию Александра Алехина, рассмотрели «короткую» партию. Узнали дебют «Ферзевый гамбит. Кембридж-спрингский вариант». По шахматной записи смогли сыграть партию Капабланка – Алехин на чемпионате мира в Буэнос – Айресе в 1927 году.
Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру гроссмейстеров.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Х.Р. Капабланка |
Буэнос-Айрес 1927 |
|
А.А. Алехин |
||
1. d2- d4 2. c2-c4 3. Kg1-f3 4. Kb1-c3 5. Cc1-g5 6. e2-e3 7. Кf3-d2 8. Фd1-c2 9. Сg5-h4 10. Кd2-b3 11. Сh4xf6 12. d4xc5 13. c4xd5 14. b2xc3 15. Лa1-d1 16. Лd1xd5 17. a2xb3 18. Лd5-d4 19. Сf1-d3 20. Сd3xh7+ 21. Сh7-e4 22. Фc2-d2 23. c3-4 24. Лh1-g1! 25. Лg1-h1 26. Фd2-b2 27. Сe4-d5 28. Лd4-e4 29. Лh1-h7 30. Фb2xg7 31. Сd5xe6 32. Фg7xb7 33. Фb7xb4 34 .c4-c5 35. Лe4xb4 36. Лh7-a7 1–0
|
d7-d5 e7-e6 Kb8-d7 Kg8-f6 c7-c6 Фd8-a5 Сf8-b4 O-O c6-с5 Фa5-a4 Кd7xf6 Кf6-e4? Сb4xc3+ Кe4xc5 e6xd5 Кc5xb3 Фa4-c6 Лf8-e8 Фc6xg2 Kpg8-f8 Фg2-h3 Сc8-e6 a7-a5 Фh3 xh2 Фh2-c7 Фc7-c5 Лa8-a6 Лa6-d6 Kрf8-e7 Kрe7-d8 f7xe6 Фc5-b4+ a5xb4 Лd6-c6 Лc6xc5
|
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.