Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Мат белому королю с закрытого дебюта в партии Мюллер – Бенцингер, Мюнхен, 1933г»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия «Мат белому королю с закрытого дебюта в партии Мюллер – Бенцингер, Мюнхен, 1933г»
Цель- познакомить с возможностями закрытого дебюта в партии Мюллер- Бенцингер.
Задачи:
1. Закрепление знаний шахматной доски
2. Закрепление понятий – дебют, виды дебютов
3. Ознакомить с матом белому королю с закрытого дебюта в партии Мюллера- Бенцингера
4. Закрепление знаний шахматной нотации по партии Мюллер – Бенцингер, Мюнхен, 1933г
5. Решение задач – мат в 2 хода на взятие фигуры с равноценного обмена.
6. Решение задачи – мат в 3 хода из партии Маланюк- Даниэльсен, сыгранной в Снеккерстене в 1992 году.
7. учебно- тренировочная игра
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии! А посвящено оно будет партии Мюллер – Бенцингер, сыгранной в Мюнхене в 1933г. Сейчас повторим знания шахматной доски:
- назовите самые длинные диагонали
-назовите поля центра шахматной доски
- назовите вертикали королевского и ферзевого фланга.
Педагог. Хорошо! Теперь вспомним определения
-дебют –это- ?
- начало шахматной партии
- открытый дебют – это?
- игра начинается ходами e2-e4, e7-5;…
- полуоткрытый дебют – это?
- на ход e2-e4 чёрные отвечают любым ходом кроме e7-5;
- закрытый дебют – это?
- белые начинают партию любым ходом кроме e2-e4.
Педагог. Ребята, на занятии вы знакомились с открытыми и полуоткрытыми дебютами. Сегодня хочу вас познакомить с партией Мюллер- Бенцингер, сыгранной в Мюнхене в 1933г. Бенцингер, играющий за чёрных, смог поставить мат белому королю с закрытого дебюта в 7 ходов. Бенцингер взял за основу дебют – староиндийской защиты, который начинается ходами
1. d2-d4 Kg8-f6.
2. c2-c4 g7-g6, но свой 2-й ход заменил на е7-е5.
И теперь перед нами весьма успешная партия с закрытого дебюта!
Партией Мюллера – Бенцингера
и закрепление знаний шахматной нотации
№ хода |
Ход белых
|
Ход черных |
1 |
d2-d4
|
Kg8-f6 |
2 |
c2-c4 |
e7-e5
|
3 |
d4 x e5 |
Kf6-e4
|
4 |
Kb1 – d2 |
Cf8-b4
|
5 |
a2 – a3 |
Фd8 – h4
|
6 |
g2 – g3 |
Ke4 x d2
|
7 |
g3 x h4 |
Kd2 x f3 ++#!
|
Педагог. Бенцингер пожертвовал ферзя и нанёс королю двойной шах – это
С b4 Кf3. Результат- мат в 7 ходов!Ребята, где по вашему мнению, была ошибка белых?
Ребята, поскольку у вас разный уровень теоретических и практических знаний, то предлагаю: сначала решить задачи мат в 2 хода с равноценного обмена, а потом решить задачу мат в 3 хода Маланюк- Даниэльсен, сыгранной в Снеккерстене в 1992 году.
Педагог. Итак, решаем задачи с матом в 2 хода c равноценного обмена. Первая задача представлена из партии А. Карпова - М. Тайманов, 1972г.
1. Фg5-g6+ Фb1хg6
2. h5хg6#
Вторая задача из партии Хардичака- Немета, 1987
1. Фе2-е5+ Фd6хе5
2. f4хe5#
Педагог. Всё правильно, ребята! А теперь решим задачу мат в 3 хода Маланюк- Даниэльсен, сыгранной в Снеккерстене в 1992 году
Давайте внимательно рассмотрим расстановку фигур на доске.
Ход белых. Очень удобно белым поставить мат ферзём с поля h8, но черный король имеет «форточку»- поле е7, через него он может уйти. И белые нашли оригинальное решение! Попробуем найти и мы это решение!
1.Лс1хс7 – чернопольный слон чёрных, видя угрозу белой в будущем ходе Лс7х f7+ и # совершает взятие Ладьи на с7, чем и открывает диагональ для чернопольного слона белых. Сd6хс7
Следующим ходом белые используют фианкетто для шаха.
2.Сb2-а3+ Ле8-е7
3.Фh7- h8#
Педагог. Теперь предлагаю вам сыграть партию в парах, используя вариант закрытого дебюта. Как вы помните, перед началом игры и после игры нужно вместе расставить и потом убрать фигуры, пожать друг другу руку; при спорных вопросах – поднять руку, пригласив педагога.
Дети расставляют фигуры, играют в парах по предложенным дебютам.
Педагог. Наше занятие подходит к завершению. Понравилось ли вам оно? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Педагог. Дорогие ребята! Спасибо за внимание, активность и интерес к игре шахматы! Жду вас на следующем занятии.
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.