Знакомство с игрой в шахматы. " Мат Дамиано "
Оценка 4.6

Знакомство с игрой в шахматы. " Мат Дамиано "

Оценка 4.6
docx
22.06.2024
Знакомство с игрой в шахматы. " Мат Дамиано "
Знакомство с игрой в шахматы. Мат Дамиано..docx

 

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Мат Дамиано.»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.      

 

 

Тема занятия : «Мат Дамиано»

 

Цель- познакомить с матом Дамиано

Задачи:

- повторить понятия – шах, мат, диагональ, вертикаль, горизонталь

- познакомить с матом Дамиано

- показать  мат Дамиано на примере партии А.Карпов - Морвич

- закрепить знания шахматной нотации

-провести тренировочную игру.    

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

- электронные шахматные часы

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с   матом Дамиано.

Итак, сначала вспомним:

- что такое шах/ нападение на короля, от которого есть защита

- что такое мат/ нападение на короля , от которого нет защиты «король умер»

-Показать на шахматной доске – горизонтали, вертикали и диагонали.

 

Педагог.

Сегодня на занятии мы познакомимся с матом Дамиано. Это мат ферзём и ладьёй и мат слоном и ферзём  описал ещё в 1512 году португальский аптекарь Педро Дамиано, португальский шахматист, который родился в 1480 году. Был аптекарем. Педро Дамиано написал популярный учебник по шахматам. Этот учебник выдержал в Италии 8 изданий. Был переведён на английский, немецкий и французский языки. Учебник способствовал распространению современных шахмат в Европе.

В честь Педро Дамиано в Одемире проводится ежегодный международный открытый шахматный турнир Damiano, где также установлена его статуя

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.

Педагог. В данной ситуации, если бы белый ферзь сделал ход на h7, это бы означало победу в партии, но ферзю не так просто попасть на это поле. Выстраивается целая комбинация.

 

1.     Лh1-h8 +   Крgh8

2.     Лf1-h1+    Крh8-g8

3.     Лh1-h8 +   Крgh8

4.     Фd1-h1+    Крh8-g8

5.     Фh1-h7#

Педагог.  Есть  ещё один классический мат имени Педро Дамиано. В нём участвует слон, поддерживающий ферзя. Когда слон и ферзь скоординированы, они могут сформировать мощную силу. Когда ферзь находится на той же диагонали, что и слон, это называется батареей.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов на ученической доске.

Педагог. Можете ли вы определить, как здесь ферзь и слон могут поставить мат?

Диаграмма 12

1.Фе3xh6+            Kрh8-g8

Пешка не может взять ферзя, т.к. она находится на связке.

2.Ф h6xg7#

Педагог. Сейчас на примере игры гроссмейстеров А. Карпова и Моровича рассмотрим партию сыгранную ими в Лас- Пальмасе в 1994 году. Ребята, проанализируйте ситуацию на доске и предлагайте свои варианты. Ход белых.

 

Ответы детей. Нужно ввести в ферзя в игру. Для этого

1.     Лh1-h8+    Крgh8

2.     Фd1-h1+     Крh8-g8

3.     Сgf6     Фdf6

4.     Фh1-h7 #   1/0

Педагог. Возможен и такой вариант игры.

1.     Лh1-h8+    Крgh8

2.     Фd1-h1+     Крh8-ж8

3.     Сgf6      Фdg3+

4.     fg3         Ле7-е2+

5.     Крg2-h3      gf6

6.     Крh3-g4    1/0 черные сдались.

 

Педагог. Ребята, с каким матом вы познакомились на нашем занятии?

Ответы детей.

Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе, пожимаете друг другу руку до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей.

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.


 

Скачано с www.znanio.ru

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия : « Мат Дамиано »

Тема занятия : « Мат Дамиано »

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов

Фе3xh6+ Kрh8-g8

Фе3xh6+ Kрh8-g8

С g 5х f 6 Ф d 6х g 3+ 2

С g 5х f 6 Ф d 6х g 3+ 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2024