Знакомство с игрой в шахматы. " Пешечный треугольник и его виды. Атака на пешечный треугольник"
Оценка 4.6

Знакомство с игрой в шахматы. " Пешечный треугольник и его виды. Атака на пешечный треугольник"

Оценка 4.6
docx
06.08.2024
Знакомство с игрой в шахматы. " Пешечный треугольник и его виды. Атака на пешечный треугольник"
Знакомство с игрой в шахматы. Пешечный треугольник и его виды. Атака на пешечный треугольник.docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Пешечный треугольник и его виды. Атака на пешечный треугольник »

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.

 

 

Тема занятия:  «Пешечный треугольник и его виды. Атака на пешечный треугольник »

 

 Цель- познакомить с пешечным треугольником и его видами; с  атакой на пешечный треугольник

 

Задачи:

- повторить знания шахматной доски – центр, фланги

- познакомить с пешечным треугольником, «расширенным пешечным треугольником » и «неполным пешечным треугольником»

- познакомить с «атакой на пешечный треугольник» на примере партий «Рубинштейн- Алехин, Земмеринг, 1926г.», «Броман- Тукмаков, Барселона,  1965 г.», «Гулько- Зайцев, СССР, 1968 г.»

- ознакомить с шахматными  партиями по шахматной нотации «Эневольдсен- Ортега. Хельсинки, 1952год.», «Тэйлор- NN Дордрент (Южная Африка),1913г.»

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

- электронные шахматные часы

- распечатанные партии: «Эневольдсен- Ортега. Хельсинки, 1952год.», «Тэйлор- NN Дордрент (Южная Африка),1913г.»,

  «Тарраш-Харузек, Нюрнберг,1896 г.»

 

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии, на котором познакомитесь с  пешечным треугольником, его видами и атакой на пешечный треугольник. Так как пешечный треугольник создаётся на флангах шахматной доски, то вспомните,  какие поля относятся к центру шахматной доски

 Ответы детей. Центр в шахматах — центральные поля шахматной доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 — f6-f3.

 

Педагог. Какие вертикали относятся к флангам шахматной доски?

Ответы детей. К флангам шахматной доски относятся:

1.     Королевский фланг — правая половина доски, если вы играете белыми фигурами, либо левая половина, если вы играете чёрными, это вертикали - f,g,h

2.     Ферзевый фланг — левая половина доски для белых фигур и правая для чёрных, это вертикали -a,b.c

 

Педагог. Для чего необходимо захватить центр шахматной доски?

Ответы детей. Захват центра шахматной доски необходим, чтобы контролировать больше всего полей, что обеспечивает больше возможностей для атаки.

 

Педагог. Правильно, ребята! В шахматной игре часто бывает так, чтобы развить инициативу при помощи пешек  на фланге,  шахматисты выстраивают пешечный треугольник. Итак, пешечный треугольник  - это  формация из трёх соседних пешек одного цвета, при которой средняя из них находится на седьмом ряду, а две другие - на шестом.
Например, на диаграмме мы видим два чёрных пешечных треугольника: а6-b7-c6 и e6-f7-g6.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение

 

Педагог. Теперь познакомимся с видами: "неполный треугольник" и "расширенный треугольник".
Пешечную конструкцию типа a6-b7-c7 мы будем определять как неполный треугольник, так как пешка "с" находится не на с6, а на с7. Неполным треугольником мы будем называть также формацию типа f7-g6 - для "полноты" не хватает пешки е6.

 

Педагог. Как же выглядит «расширенный треугольник»? Структуры a6-b7-c5 и е5-f7-g6 представляют собой "расширенные треугольники", так как чёрные пешки "с" и "е" располагаются не на 6-ой, а на 5-ой горизонтали.

 

 

Педагог.
В положении, изображённом на последней диаграмме, белые пешки "b" и "f" добрались до 5-ого ряда и атакуют неприятельские треугольники. В зависимости от расположения остальных сил обеих сторон, дальнейшие действия белых могут быть следующими:
1) Атакующая пешка делает шаг внутрь треугольника (b5-b6 или f7-f6) и оказывается на 6-ом ряду - такую акцию мы будем называть "вбивание клина". Отметим, что такая пешка превращается при этом в "потенциальную проходную", со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Или же:
2) Атакующая пешка обменивается на неприятельскую (b5xa6, f5xg6) Смыслом такого размена может быть - как вскрытие той или иной линии для атаки, так и создание в лагере соперника пешечных слабостей.
 Если атака на треугольник проходит на том же фланге, где находится неприятельский король, то "вбивание клина", связанное с созданием матовых
мотивов, часто бывает для соперника более опасным, чем вскрытие линий. Если же вражеский король и атакуемый треугольник расположены на разноимённых флангах, то тогда чаще встречается всё же вскрытие линий. Но готовых рецептов, как вы понимаете, не бывает - всё зависит от конкретной ситуации на доске.

 

Педагог. Рассмотрим атаку на пешечный треугольник на 1-м  примере – это в партии Рубинштейн- Алехин.

 

 Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

Педагог. Белые 9- м ходом сыграли b2-b4, имея в виду атаковать расширенный пешечный треугольник b6-c7-d5 путём хода  с4-с5. Но чёрные ответили  действенным ходом с7-с5.

 

Зиммеринг, 1926г.

Атака на пешечный треугольник

Рубинштейн

Алехин

9.b2-b4

c7-c5

10.b4xc5

b6xc5

11.d4xc5

Ce7xc5

 

Педагог. Рассмотрим 2-й пример из партии Броман- Тукмаков, сыгранной в Барселоне в 1965 году.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

Педагог. Белые планируют ходом f4-f5 атаковать пешечный треугольник е6- f7- g6. Но «ударом встык» Тукмаков предотвращает эту акцию.

Барселона, 1965г.

Пешечный треугольник

Броман

Тукмаков

 

Ход белых

13.g3-g4

f7-f5!

14.g4xf5

e4xf5

15.Ke2-g3

Cb8-d7

Игра белых на королевском фланге зашла в тупик, практически не успев начаться.

16. Лf1-f2

Лb8-e8

 и теперь инициатива у чёрных.

 

 

Педагог. И теперь, ребята, рассмотрим последний 3-й пример из партии Гулько- Зайцев, игра была сыграна в СССР в 1968 году.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

Педагог. Абсолютно очевидно, что чёрные намерены сыграть f5-f4. Ударом встык Гулько предупреждает движение пешки  «f», тем самым не только сдерживая пешечное наступление соперника, но и не позволяя активизироваться ладье «f8» и слону «d

 

СССР, 1968 г.

Атака на пешечный треугольник

Гулько

Зайцев

Ход белых.

14. f2-f4!

g5xf4

15.e3xf4

и у белых явное преимущество

 

 

 

Педагог.  Ребята, предлагаю вам по шахматной нотации разобрать партию  Эневольдсен- Ортега. Хельсинки, 1952году  на олимпиаде. Матч  Дания-Куба. Постарайтесь проанализировать ситуацию на доске и допущенные ошибки в игре белых.

 

Хельсинки, 1952г.

 

Эневольдсен

Ортега

1.d2-d4

d7-d5

2.с2-с4

е7-е6

3.Кb1-с3

Кg8-f6

4.Сс1-g5

с7-с6

5.е2-е3

Кb8-d7

6.Ла1-с1

Фd8-a5

7.а2-а3

Кf6-е4

8.Сg5-f4

Ке4хс3

9.Лс1хс3

Сf8 ха3

10.Сf1-d3

Са3хb2

Белые сдались   0

        1

 

Педагог.  Ребята, не менее интересная была партия Тэйлор- NN Дордрент (Южная Африка),1913. Желающие могут по шахматной нотации воспроизвести игру и найти ошибки чёрных.

Дордрент (Южная Африка),1913.

 

Тэйлор

NN

1.е2-е4

е7-е5

2.Кg1-f3

Кb8-c6

3.d2-d4

d7-d5

4.d4-d5

Кc6-e7

5.с2-с4

с7-с5

6.Кb1-c3

h7-h6

7.Фd1-a4+

Сс8-d7

8.Кс3-b5

а7-а6

9.Кb5xd6#

 

1

0

 

 

 

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили центр и фланг шахматной доски. Узнали, что такое пешечный треугольник и что есть расширенный пешечный треугольник  и неполный пешечный треугольник. Познакомились с «атакой на пешечный треугольник» на примере шахматных партий опытных шахматистов. Учились оценивать в расстановке пешек слабые и сильные позиции. Сыграли по шахматной нотации 2 партии

                       

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно сыграть партию Тарраш-Харузек, которая была сыграна в Нюрнберге в 1896 году.

 

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

 

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

 

 

 

 

Нюрнберг, 1896г., дебют – индийская защита

Тарраш

Харузек

1.d2-d4

d7-d6

2.е2-е4

Кg8-f6

3.Кb1-c3

g7-g6

4.f2-f4

Сf8-g7

5.Кg1-f3

0-0

6.Сf1-e2

d6-d5

7.е4-е5

Кf6 –е8

8.Сс1-е3

е7-е6

9.h2-h4

Кb8-c6

10.h4-h5

Кс6-е7

11.g2-g4

f7-f5

12.h5xg6

Ке7хg6

13.Се2-d3

h7-h6

14.g4-g5

Крg8-h7

15.Фd1-е2

Лf8-h8

16.Фе2-g2

с7-с5

17.g5xh6

Черные сдались.

 


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия: «Пешечный треугольник и его виды

Тема занятия: «Пешечный треугольник и его виды

Королевский фланг — правая половина доски, если вы играете белыми фигурами, либо левая половина, если вы играете чёрными, это вертикали - f , g ,…

Королевский фланг — правая половина доски, если вы играете белыми фигурами, либо левая половина, если вы играете чёрными, это вертикали - f , g ,…

Педагог. Как же выглядит «расширенный треугольник»?

Педагог. Как же выглядит «расширенный треугольник»?

Педагог. Рассмотрим атаку на пешечный треугольник на 1-м примере – это в партии

Педагог. Рассмотрим атаку на пешечный треугольник на 1-м примере – это в партии

Ke2-g3 Cb8-d7 Игра белых на королевском фланге зашла в тупик, практически не успев начаться

Ke2-g3 Cb8-d7 Игра белых на королевском фланге зашла в тупик, практически не успев начаться

Хельсинки, 1952г.

Хельсинки, 1952г.

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Нюрнберг, 1896г., дебют – индийская защита

Нюрнберг, 1896г., дебют – индийская защита
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2024