Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Пешечный треугольник и его виды. Атака на пешечный треугольник »
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия: «Пешечный треугольник и его виды. Атака на пешечный треугольник »
Цель- познакомить с пешечным треугольником и его видами; с атакой на пешечный треугольник
Задачи:
- повторить знания шахматной доски – центр, фланги
- познакомить с пешечным треугольником, «расширенным пешечным треугольником » и «неполным пешечным треугольником»
- познакомить с «атакой на пешечный треугольник» на примере партий «Рубинштейн- Алехин, Земмеринг, 1926г.», «Броман- Тукмаков, Барселона, 1965 г.», «Гулько- Зайцев, СССР, 1968 г.»
- ознакомить с шахматными партиями по шахматной нотации «Эневольдсен- Ортега. Хельсинки, 1952год.», «Тэйлор- NN Дордрент (Южная Африка),1913г.»
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
- электронные шахматные часы
- распечатанные партии: «Эневольдсен- Ортега. Хельсинки, 1952год.», «Тэйлор- NN Дордрент (Южная Африка),1913г.»,
«Тарраш-Харузек, Нюрнберг,1896 г.»
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии, на котором познакомитесь с пешечным треугольником, его видами и атакой на пешечный треугольник. Так как пешечный треугольник создаётся на флангах шахматной доски, то вспомните, какие поля относятся к центру шахматной доски
Ответы детей. Центр в шахматах — центральные поля шахматной доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 — f6-f3.
Педагог. Какие вертикали относятся к флангам шахматной доски?
Ответы детей. К флангам шахматной доски относятся:
1. Королевский фланг — правая половина доски, если вы играете белыми фигурами, либо левая половина, если вы играете чёрными, это вертикали - f,g,h
2. Ферзевый фланг — левая половина доски для белых фигур и правая для чёрных, это вертикали -a,b.c
Педагог. Для чего необходимо захватить центр шахматной доски?
Ответы детей. Захват центра шахматной доски необходим, чтобы контролировать больше всего полей, что обеспечивает больше возможностей для атаки.
Педагог. Правильно,
ребята! В шахматной игре часто бывает так, чтобы развить инициативу при помощи
пешек на фланге, шахматисты выстраивают пешечный треугольник. Итак, пешечный
треугольник - это формация из трёх соседних пешек одного цвета, при которой
средняя из них находится на седьмом ряду, а две другие - на шестом.
Например, на диаграмме мы видим два чёрных пешечных треугольника: а6-b7-c6 и
e6-f7-g6.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение
Педагог. Теперь познакомимся
с видами: "неполный треугольник" и "расширенный
треугольник".
Пешечную конструкцию типа a6-b7-c7 мы будем определять как неполный
треугольник, так как пешка "с" находится не на с6, а на с7. Неполным треугольником
мы будем называть также формацию типа f7-g6 - для "полноты" не
хватает пешки е6.
Педагог. Как же выглядит «расширенный треугольник»? Структуры a6-b7-c5 и е5-f7-g6 представляют собой "расширенные треугольники", так как чёрные пешки "с" и "е" располагаются не на 6-ой, а на 5-ой горизонтали.
Педагог.
В положении, изображённом на последней диаграмме, белые пешки "b" и
"f" добрались до 5-ого ряда и атакуют неприятельские треугольники. В
зависимости от расположения остальных сил обеих сторон, дальнейшие действия
белых могут быть следующими:
1) Атакующая пешка делает шаг внутрь треугольника (b5-b6 или f7-f6) и
оказывается на 6-ом ряду - такую акцию мы будем называть "вбивание
клина". Отметим, что такая пешка превращается при этом в "потенциальную
проходную", со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Или же:
2) Атакующая пешка обменивается на неприятельскую (b5xa6, f5xg6) Смыслом такого
размена может быть - как вскрытие той или иной линии для атаки, так и создание
в лагере соперника пешечных слабостей.
Если атака на треугольник проходит на том же фланге, где находится
неприятельский король, то "вбивание клина", связанное с созданием
матовых мотивов,
часто бывает для соперника более опасным, чем вскрытие линий. Если же вражеский
король и атакуемый треугольник расположены на разноимённых флангах, то тогда
чаще встречается всё же вскрытие линий. Но готовых рецептов, как вы понимаете,
не бывает - всё зависит от конкретной ситуации на доске.
Педагог. Рассмотрим атаку на пешечный треугольник на 1-м примере – это в партии Рубинштейн- Алехин.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Педагог. Белые 9- м ходом сыграли b2-b4, имея в виду атаковать расширенный пешечный треугольник b6-c7-d5 путём хода с4-с5. Но чёрные ответили действенным ходом с7-с5.
Зиммеринг, 1926г. |
Атака на пешечный треугольник |
Рубинштейн |
Алехин |
|
|
9.b2-b4 |
c7-c5 |
10.b4xc5 |
b6xc5 |
11.d4xc5 |
Ce7xc5 |
Педагог. Рассмотрим 2-й пример из партии Броман- Тукмаков, сыгранной в Барселоне в 1965 году.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Педагог. Белые планируют ходом f4-f5 атаковать пешечный треугольник е6- f7- g6. Но «ударом встык» Тукмаков предотвращает эту акцию.
Барселона, 1965г. |
Пешечный треугольник |
Броман |
Тукмаков |
Ход белых |
|
13.g3-g4 |
f7-f5! |
14.g4xf5 |
e4xf5 |
15.Ke2-g3 |
Cb8-d7 |
Игра белых на королевском фланге зашла в тупик, практически не успев начаться. |
|
16. Лf1-f2 |
Лb8-e8 и теперь инициатива у чёрных. |
Педагог. И теперь, ребята, рассмотрим последний 3-й пример из партии Гулько- Зайцев, игра была сыграна в СССР в 1968 году.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.
Педагог. Абсолютно очевидно, что чёрные намерены сыграть f5-f4. Ударом встык Гулько предупреждает движение пешки «f», тем самым не только сдерживая пешечное наступление соперника, но и не позволяя активизироваться ладье «f8» и слону «d7»
СССР, 1968 г. |
Атака на пешечный треугольник |
Гулько |
Зайцев |
Ход белых. |
|
14. f2-f4! |
g5xf4 |
15.e3xf4 и у белых явное преимущество |
|
Педагог. Ребята, предлагаю вам по шахматной нотации разобрать партию Эневольдсен- Ортега. Хельсинки, 1952году на олимпиаде. Матч Дания-Куба. Постарайтесь проанализировать ситуацию на доске и допущенные ошибки в игре белых.
Хельсинки, 1952г. |
|
Эневольдсен |
Ортега |
1.d2-d4 |
d7-d5 |
2.с2-с4 |
е7-е6 |
3.Кb1-с3 |
Кg8-f6 |
4.Сс1-g5 |
с7-с6 |
5.е2-е3 |
Кb8-d7 |
6.Ла1-с1 |
Фd8-a5 |
7.а2-а3 |
Кf6-е4 |
8.Сg5-f4 |
Ке4хс3 |
9.Лс1хс3 |
Сf8 ха3 |
10.Сf1-d3 |
Са3хb2 |
Белые сдались 0 |
1 |
Педагог. Ребята, не менее интересная была партия Тэйлор- NN Дордрент (Южная Африка),1913. Желающие могут по шахматной нотации воспроизвести игру и найти ошибки чёрных.
Дордрент (Южная Африка),1913. |
|
Тэйлор |
NN |
1.е2-е4 |
е7-е5 |
2.Кg1-f3 |
Кb8-c6 |
3.d2-d4 |
d7-d5 |
4.d4-d5 |
Кc6-e7 |
5.с2-с4 |
с7-с5 |
6.Кb1-c3 |
h7-h6 |
7.Фd1-a4+ |
Сс8-d7 |
8.Кс3-b5 |
а7-а6 |
9.Кb5xd6# |
|
1 |
0 |
|
Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Повторили центр и фланг шахматной доски. Узнали, что такое пешечный треугольник и что есть расширенный пешечный треугольник и неполный пешечный треугольник. Познакомились с «атакой на пешечный треугольник» на примере шахматных партий опытных шахматистов. Учились оценивать в расстановке пешек слабые и сильные позиции. Сыграли по шахматной нотации 2 партии
Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно сыграть партию Тарраш-Харузек, которая была сыграна в Нюрнберге в 1896 году.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Нюрнберг, 1896г., дебют – индийская защита |
|
Тарраш |
Харузек |
1.d2-d4 |
d7-d6 |
2.е2-е4 |
Кg8-f6 |
3.Кb1-c3 |
g7-g6 |
4.f2-f4 |
Сf8-g7 |
5.Кg1-f3 |
0-0 |
6.Сf1-e2 |
d6-d5 |
7.е4-е5 |
Кf6 –е8 |
8.Сс1-е3 |
е7-е6 |
9.h2-h4 |
Кb8-c6 |
10.h4-h5 |
Кс6-е7 |
11.g2-g4 |
f7-f5 |
12.h5xg6 |
Ке7хg6 |
13.Се2-d3 |
h7-h6 |
14.g4-g5 |
Крg8-h7 |
15.Фd1-е2 |
Лf8-h8 |
16.Фе2-g2 |
с7-с5 |
17.g5xh6 |
Черные сдались. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.