Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Правила Капабланки при разноцветных слоновых эндшпилях»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «Правила Капабланки при разноцветных слоновых эндшпилях»
Цель- познакомить с правилами Капабланки при разноцветных слоновых эндшпилях
Задачи:
- повторить термины «одноцвет» или «разноцвет» слонов
- повторить правила Капабланки при слоновых эндшпилях
- познакомить с правилами Капабланки при разноцветных слоновых эндшпилях на примере учебных партий.
- познакомить с дебютом – «Гамбит Руссо»
- познакомить с партией Капабланка –Адамс
- повторить знания шахматной доски
- закрепление знаний шахматной нотации
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
-демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
-распечатанная партия Капабланка –Адамс
-электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с правилами Капабланки при разноцветных слоновых окончаниях или эндшпилях. Эти правила составил исходя из своего опыта кубинский шахматист, выдающийся спортсмен начала ХХ века Хосе Рауль Капабланка-и-Граупера (19 ноября 1888 — 8 марта 1942).
Ребята, какие слоны называются одноцветными
Ответы детей. Слоны расположенные на белых полях f1 и с8 это белопольные слоны или их называют одноцветом. Также одноцветом называют слонов, расположенных на чёрных полях с1 и f8, так как они являются чернопольными слонами.
Педагог. Какие слоны называются разноцветными?
Ответы детей. Разноцветные или разнопольные слоны, а в разговоре «разноцвет» в шахматах, устоявшееся название для пары слонов разных сторон, передвигающихся по полям разного цвета. Белый чернопольный слон и чёрный белопольный слон, равно как и белый белопольный и чёрный чернопольный, — разноцветные слоны. В начале шахматной партии на доске находятся две пары разноцветных слонов.
Педагог. Ребята, вспомним правила Х.Р. Капабланки.
Фактически в каждой партии шахматисту приходится задаваться вопросом правильного расположения пешек. И не всегда этот вопрос удается разрешить оптимальным способом, учитывая весь спектр атакующих и оборонительных возможностей соперника и собственных ресурсов. Однако, если на доске наличествуют слоны, то в отношении пешечной структуры имеется пара рекомендаций, предложенных 3-м чемпионом мира Хосе-Раулем Капабланкой, которые можно взять себе за условные правила, не забывая, что у любого правила всегда есть исключения. Приведем правила Капабланки в измененной в небольшой толике формулировке для лучшего восприятия.
Правило №1
Если соперник располагает слоном (одним), а у нас не имеется ни одного, тогда пешки следует помещать на поля, соответствующие цвету этого слона. Иными словами, при белопольном слоне противной стороны свои пешки должны быть расположены на белых полях, при чернопольном – на черных.
Правило №2
Если в числе наших фигур имеется слон (один), тогда пешки рекомендуется располагать на полях, противоположных цвету собственного слона. И это справедливо вне зависимости от того, есть у противника одноименный оппонент для нашей фигуры или же нет.
Ни одно из этих двух правил само по себе истинной в последней инстанции не является. То, насколько их применение окажется уместным, будет напрямую зависеть от конкретной позиции. Чтобы разобраться, что имел в виду Капабланка, выводя свои правила, в чем их смысл и как ими пользоваться, необходимо внимательно ознакомиться с представленными далее примерами.
Педагог. Сейчас на учебном примере рассмотрим правила Капабланки при разнопольных слонах. Вопреки тому, что в материальном отношении белые уступают черным целых четыре пешки, позиция на доске — ничейная. Белые легко держатся, просто контролируя своим слоном поле f4 и пешку g3 в том случае, если черный король попытается на нее напасть.
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение
Педагог. Белые спасаются по причине именно того, что нарушают второе правило Капабланки, предписывающее им располагать свои пешки на полях, противоположных цвету своего слона. Пешечная пара на ферзевом фланге, занимающая белые поля g3 и h4, защищается слоном, действующим по белым полям, в то время как неприятельскому чернопольному слону доступны только черные поля.
Педагог. Теперь представим аналогичную ситуацию, в которой белые расставили свои пешки согласно второму правилу Капабланки.
Педагог. В позиции черные грозят 1…Се4-f3. Для белых нет спасения ни в случае1.g4- g5
ни в случае
1.h5-h6 Сe4-f3
2.g4-g5 f6xg5
3.Сf4xg5 f7-f5
4.Сg5-f4 Сf3-d5
5.Крb2-c1 Крc4-d3
6.Сf4-d6 Крd3-e4 и это даёт возможность чёрной пешке ход f5-f4, после чего черные выигрывают, так как у черных появляется возможность проходной пешки b3 или f3
1…f6xg5
2.Сf4xg5 f7-f5
Правильная стратегия в игре за слабейшую сторону в чисто слоновом разноцвете – это забыть о втором правиле Капабланки и действовать в диаметрально противоположном ключе, а именно держать свои пешки на полях цвета своего слона, чтобы иметь возможность их надежно защитить.
Подводя итог всем вышерассмотренным примерам и всему вышесказанному, выразим ключевую мысль: правила Капабланки не являются в своих базовых формулировках догмами. Они закономерны и справедливы по многих ситуациях, но далеко не всегда. Для успешной игры важно избегать шаблонного мышления и руководствоваться конкретными планами, подкрепленными качественным коротким счетом. При таком подходе правила Капабланки выступают надежными позиционными ориентирами.
Примеры, которые мы сейчас разобрали, встречаются на практике не очень часто. Между тем существуют и более типичные ситуации неприменимости правил Капабланки в слоновых окончаниях. Прежде всего- это чистый разноцвет, в большинстве случаев которого второе правило Капабланки абсолютно непригодно.
Педагог. Ребята, какие основные 3 вида дебютов вы знаете?
Ответы детей. Дебюты можно разделить на три вида:
Открытые — игра начинается ходами e2-e4, e7-е5;
Полуоткрытые — на ход e2-e4 чёрные отвечают любым ходом кроме e7-е5;
Закрытые — белые начинают партию любым ходом кроме e2-e4.
Педагог. Правильно! Классификация дебютов носит формальный характер, однако она проста и удобна в использовании. Сегодня вспомним дебют «Испанской партии» и познакомимся шахматным дебютом «Гамбитом Руссо»
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
Дебют «Испанской партии»
|
Гамбит Руссо́ |
1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-b5
|
1.
e2-e4 e7-e5
|
|
Чёрные ходом f7-f5 стремятся устранить белую пешку на е4, захватить центр, а также вскрыть линию «f» с целью подготовки атаки ладьёй пункта f2. В то же время положение белого слона на поле с4 делает позицию чёрных довольно уязвимой и создаёт трудности с рокировкой в короткую сторону. Несмотря на это, гамбит Руссо, будучи малоисследованным шахматным началом, часто приводит к нестандартным позициям, незнакомым сопернику, что даёт чёрным неплохие шансы на успех. |
Относятся к открытым началам.
|
Педагог. Сейчас мы разберём короткую партию Капабланка – Адамс, которую провели в Вашингтоне в 1909 году. В игре соперники применили дебют Руссо. Капабланка 9-м ходом поставил мат Адамсу.
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись шахматной нотации на ученической доске.
№ хода |
Х.Р.Капабланка |
Адамс |
1 |
е2-е4 |
е7-е5 |
2 |
Кg1-f3 |
Кb8-c6 |
3 |
Кb1-c3 |
Cf8-c5 |
4 |
Kf3xe5 |
Kc6xe5 |
5 |
d2-d4 |
Cc5xd4 |
6 |
Фd1xd4 |
Фd8-f6 |
7 |
Kc3-b5! |
Kpe8-d8 |
8 |
Фd4-c5 |
Ke5-c6 |
9 |
Фc5-f8! |
|
Педагог. Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?
Ответы детей. Познакомились с правилами Хосе Рауля Капабланки с разноцветным слоновым эндшпилем. Узнали дебют Руссо.
Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей.
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.