Знакомство с игрой в шахматы. " учимся у гроссмейсстеров расставлять ладьи в игре"
Оценка 4.8

Знакомство с игрой в шахматы. " учимся у гроссмейсстеров расставлять ладьи в игре"

Оценка 4.8
docx
06.08.2024
Знакомство с игрой в шахматы. " учимся у гроссмейсстеров расставлять ладьи в игре"
Знакомство с игрой в шахматы. Учимся у гроссмейстеров расставлять ладьи в игре.docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

                                                                                                  

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Учимся у гроссмейстеров расставлять ладьи в игре»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

Город Ижевск, 2024 год.

 

Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров расставлять ладьи в игре»      

 

Цель- на основе примера игры гроссмейстеров ознакомить расставлению ладей в игре

Задачи:

- повторить- расстановку ладьи в начале игры, ходы и свойства фигуры, стоимость.

- познакомить с  этюдами из партии Хакансон- Нимцович и  Алехин – Капабланка

- повторить знания шахматной доски

- закрепление знаний шахматной нотации

-провести тренировочную игру.                                                          

 

Оборудование:

-демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

-распечатанная партия «Алехин – Капабланка, 8 партия ЧМ в Буэнос- Айресе, 1927г.»

-электронные шахматные часы

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с опытом гроссмейстеров в расстановке ладей в игре. Для того, чтобы занятие прошло успешнее, вспомним всё о фигуре ладье. Итак:

- на каких полях шахматной доски располагается фигура ладья?

Ответы детей. Фигуры ладьи располагаются на полях- а1 и  h1, а8 и h8

 

Педагог. Правильно! Какая условная материальная стоимость ладьи?

Ответ детей.  Условная материальная стоимость ладьи 5 пешек.

 

Педагог. Хорошо! К какому виду фигур относится ладья и почему?

 Ответы детей. Ладья относится к дальнобойным фигурам, потому что может ходить по вертикалям и горизонталям и совершать взятие на любом расстоянии.

 

Педагог. Верно! Какой ещё одной особенностью в игре обладают король ладья?

Ответы детей. Ладья и король могут совершить рокировку. Это отдельный ход. Он совершается один раз в игре. Рокировка может быть длинной и короткой, но при этом обязательно соблюдение правил рокировки.

 

Педагог. Любой более или менее опытный шахматист знает, как непросто иногда бывает определить, какую ладью на какое поле поставить. Часто всё зависит от таких нюансов, так что даже шахматисты самого высокого уровня не всегда идеально справляются с этой задачей. Чётких правил по этому поводу не существует. Надеюсь, что ознакомление с примерами из партий гроссмейстеров,  поможет вам лучше ориентироваться в этом вопросе. Первый пример из партии Хакансон- Нимцович, сыгранной в 1921 году в городе Кристианштадте. Ход черных.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске

 

Ладья f8 должна оставаться на своём месте, чтобы поддержать продвижение f7-f5. А чем занять другую ладью?

14...Ла8-е8! Сильный и важный ход. После запланированного f7-f5 центр окажется под большим напряжением, так что на линии «е» эта ладья будет расположена идеально. В случае же d4-d5,  конь черных d7 получит прекрасное поле с5, а если чёрные потом ещё и проведут f7- f5, то благодаря закрытому центру у них будут отличные шансы развить сильную атаку на вражеского короля.

15.f2-f3 Фf6-е6

16. Кe1-с2? Правильно 16.Фe3-d2  с идеей Кd2-еЗ, после чего чёрным было бы не так просто провести f7-f5.

16...e5xd4

17.c3xd4 f7-f5, и у белых возникли серьёзные проблемы с пешкой е4, решить которые им так и не удалось.

 

 

Педагог. Теперь рассмотрим 2- й пример из партии Алехин – Капабланка (ЧМ Буэнос – Айрес, 1927, 8 партия.). Ферзевый гамбит. Ортодоксальная защита. Ход чёрных.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

1.d2-d4              Kg8-f6

2.c2-c4              e7-e6

3.Кb1-c3           d7-d5

4.Сc1-g5          Кb8-d7

5.e2-e3              Сf8-e7

6.Кg1-f3             O-O

7.Фd1- c2           c7-c5

8.c4xd5- Заслуживало внимания продолжение8.Лd1, которое, однако, мне мало улыбалось ввиду8…h7-h6  9.Сh4  Фa510.Сd3   Кb6!

                         8…c5xd4.

 

 

Педагог. Как видно из дальнейшего, эта новинка не улучшает защиты; напротив, чёрные испытывают затруднения вследствие изолированности пешки «d». Значительно проще здесь 8…Кxd5, как сыграл против меня Капабланка в 10-й партии.

9.Кf3xd4, получающиеся после 9.dxe6 dxc3- эти осложнения явно выгодны чёрным                               9…Кf6xd5

10.Сg5xe7   Фd8xe7, Меньшее из зол, так как после10…Кxe711.O-O-O белые получали сильное давление по линии «d».

11.Кc3xd5   e6xd5

12.Сf1-d3!Ходя этот ход и подвергся осуждению всех комментаторов, он на самом деле является единственным способом, каким белые могут использовать своё небольшое дебютное преимущество. Идея его заключается в том, что вынуждаемый им размен ферзей лишь желателен белым. После12.Сe2 Кe5 13.O-O   Сg4 чёрные значительно быстрее добивались контригры по линии «с». Ход в тексте заставляет чёрных либо пойти на размен ферзей, либо сделать малопривлекательный защитительный ход.12…Фe7-b4+

13.Фc2-d2      Кd7-e5

14.Cd3-e2 конечно не14.Фxb4? из-за14…Kxd3+

                14…Фb4xd2+, После14…Фd6 или14…Фe7 не белые, а чёрные теряли темп.

15.Kрe1xd2   Cc8-d7

Педагог. Понятно, что одна из чёрных ладей должна идти на с8, но какая?

16.Лa1-c1    Лf8-c8

17.b2-b3      Крg8-f8.

18. f2-f4          Кe5-с6

19.Ce2-b5

 


Белые переоценивают силу следующего размена и блокады пешки «с». Значительно сильнее19.Ce2-f3, после чего у чёрных вряд ли было что-либо лучшее, нежели размен коней на d4. Но в этом случае обнаруживалась большая активность белого слона по сравнению с чёрным.

19.                     Сf3-!? … Крf8-е7

20. Сbc6        b7хс6        

21.Лc1-с5          a7-a5!   После этого хода становится понятно, что избранная Капабланкой расстановка ладей имеет ещё одно преимущество - благодаря ей оказался возможным последний ход чёрных. Теперь ладья а8 перейдёт на а6 и будет оттуда одновременно защищать обе слабые пешки «а» и «с». Кроме того, продвижение b2-b4, которое было бы очень неприятно при пешке на а7, так как оно фиксировало бы пешечную структуру чёрных на ферзевом фланге, в данной ситуации уже не имеет смысла - теперь в случае а2-а3, b2-b4 последует просто размен на b4, который избавит чёрных от одной из слабых пешек и активизирует их ладью, в то время как белая пешка «b» станет изолированной.

 

22. Лh1-с1    Крe7-d6

23. Лc1-с3       Ла8-a6

24. Кd4-b5+       Крd6-е7 – сильнее ход …. Схb5! 25. Лхс8  b4! 26.Лс1 Схс8 27. Лхс8 а4 и уже белые должны быть аккуратны.

25.Кb5-d4   Крe7-d6

26. е3-e4

Не найдя других возможностей играть на победу, Алехин решает несколько изменить пешечную структуру на доске, активизировать своего короля и перейти в ладейный эндшпиль.

26.                …. d5хе4

27.Крd2-е3      Лc8-b8! Слабее ход Ле8. 28. Кf5+ Схf5 29.Лхff6 30. Лс4 а4  31.b4, и белые могут на что-то надеяться

28. Кd4-f5+  Сdf5

29. Лcf5      f7-f6

30.Лс3-c4

На 30. Крхе4 следует 30 ход чёрных а4 с достаточной контригрой. Но и ход в партии не приносит преимущества

              30…. Лb8-b5, и вскоре была зафиксирована ничья.

31.Лc4-d4+      d6-e6

32.Лf5xb5      c6xb5

33.Лd4xe4+      Kрe6-f7

34.Лe4-d4         Лa6-c6

35.Лd4-d7+       Kрf7-g6

36.Kрe3-d2       Лc6-c5

37.Лd7-a7          b5-b4

38.g2-g4             h7-h5

39.h2-h3             h5-h4

40.f4-f5+           Kрg6-h6

41.Лa7-a8          Kрh6-h7

42.Kрd2-e3!       Лc5-c3+ 

 

42…Лc3+Дальнейшая борьба, конечно, бесцельна. Например:

43.Kрe3-f4         Лc3xh3

44.g4-g5!          f6xg5+

45.Kрf4xg5      Лh3-c3

46.Kрg5xh4      Лc3-c5=и т.д.½–½

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили ферзевый гамбит, дебют  ортодоксальная защита, карлсбадский вариант. Познакомились с расстановкой ладей в партии Хакансон- Нимцович. По шахматной записи смогли сыграть 8 партию – Алехин - Капабланка на чемпионате мира в Буэнос – Айресе в 1927 году. Узнали, что можно находить много вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать.

                       

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру гроссмейстеров.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

 

8 партия Чемпионата мира по шахматам в Буэнос- Айресе, 1927 год

 

Александр Александрович Алехин

Хосе Рауль Капабланка

 

1.d2-d4

2.c2-c4

3.Кb1-c3

4.Сc1-g5

5.e2-e3

6.Кg1-f3

7.Фd1- c2

8.c4xd5

9.Кf3xd4

10.Сg5xe7

11.Кc3xd5

12.Сf1-d3!

13.Фc2-d2

14.Cd3-e2

15.Kрe1xd2

16.Лa1-c1

17.b2-b3

18. f2-f4

19.Ce2-b5

20. Сb5хc6

21.Лc1-с5

22. Лh1-с1

23. Лc1-с3

24. Кd4-b5+

25.Кb5-d4

26. е3-e4

27.Крd2-е3

28. Кd4-f5+

29. Лcf5

30.Лс3-c4

31.Лc4-d4+

32.Лf5xb5

33.Лd4xe4+

34.Лe4-d4

35.Лd4-d7+

36.Kрe3-d2

37.Лd7-a7

38.g2-g4

39.h2-h3

40.f4-f5+

41.Лa7-a8

42.Kрd2-e3!

 

43.Kрe3-f4

44.g4-g5!

45.Kрf4xg5

46.Kрg5xh4

=и т.д.½–½

 

Kg8-f6

e7-e6

d7-d5

Кb8-d7

Сf8-e7

O-O

c7-c5

c5xd4.

Кf6xd5

Фd8xe7

e6xd5

Фe7-b4+

Кd7-e5

Фb4xd2+

Cc8-d7

Лf8-c8

Крg8-f8.

Кe5-с6

Крf8-е7

b7хс6

a7-a5!

Крe7-d6

Ла8-a6

Крd6-е7

Крe7-d6

d5хе4

Лc8-b8!

Сd7хf5

f7-f6

Лb8-b5

Kрd6-e6

c6xb5

Kрe6-f7

Лa6-c6

Kрf7-g6

Лc6-c5

b5-b4

h7-h5

h5-h4

Kрg6-h6

Kрh6-h7

Лc5-c3+

 

Лc3xh3

f6xg5+

Лh3-c3

Лc3-c5

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров расставлять ладьи в игре»

Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров расставлять ладьи в игре»

Ответы детей. Ладья и король могут совершить рокировку

Ответы детей. Ладья и король могут совершить рокировку

Педагог. Теперь рассмотрим 2- й пример из партии

Педагог. Теперь рассмотрим 2- й пример из партии

Ф c 2- d2 К d 7- e5 14

Ф c 2- d2 К d 7- e5 14

Но в этом случае обнаруживалась большая активность белого слона по сравнению с чёрным

Но в этом случае обнаруживалась большая активность белого слона по сравнению с чёрным

Л c 4- d4+ Kр d 6- e6 32

Л c 4- d4+ Kр d 6- e6 32

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ф c2- d2 14.Cd3- e2 15. K р e1 xd2 16

Ф c2- d2 14.Cd3- e2 15. K р e1 xd2 16

Знакомство с игрой в шахматы. " учимся у гроссмейсстеров расставлять ладьи в игре"

Знакомство с игрой в шахматы. " учимся у гроссмейсстеров расставлять ладьи в игре"

Знакомство с игрой в шахматы. " учимся у гроссмейсстеров расставлять ладьи в игре"

Знакомство с игрой в шахматы. " учимся у гроссмейсстеров расставлять ладьи в игре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2024