Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Атака сбоку»- устранение неприятельского пешечного контроля над важными базовыми пунктами»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия: «Атака сбоку»- устранение неприятельского пешечного контроля над важными базовыми пунктами»
Цель- познакомить со стратегическим приёмом – «атакой сбоку»-устранение пешечного контроля над важными базовыми пунктами.
Задачи:
- повторить знания шахматной доски – центр, фланги.
- повторить дебют «защита Бенони»
- познакомить с «атакой сбоку»- устранение неприятельского пешечного контроля над важными базовыми пунктами
- познакомить с «атакой сбоку» на примере партий «Пильсбери – Чигорин, Санкт – Петербург, 1895г», «Смыслов- Ботвинник, Москва,1918 г.», «Георгиу-Титов, Москве,1989 г.»
- ознакомить с шахматными партиями по шахматной нотации «Кароч- Яффе, Нью- Йорк, 1936 г.», «Алехин-Левенфиш, Петербург,1912 г.»
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
- электронные шахматные часы
- распечатанная партия «Алехин-Левенфиш, Петербург,1912 г.»
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии, на котором познакомитесь с «атакой сбоку» - устранение неприятельского пешечного контроля над важными пунктами. Чтобы наше занятие прошло успешно, вспомните, какие поля относятся к центру шахматной доски
Ответы детей. Центр в шахматах — центральные поля шахматной доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 — f6-f3.
Педагог. Какие вертикали относятся к флангам шахматной доски?
Ответы детей. К флангам шахматной доски относятся:
1. Королевский фланг — правая половина доски, если вы играете белыми фигурами, либо левая половина, если вы играете чёрными, это вертикали - f,g,h
2. Ферзевый фланг — левая половина доски для белых фигур и правая для чёрных, это вертикали -a,b.c
Педагог. Для чего необходимо захватить центр шахматной доски?
Ответы детей. Захват центра шахматной доски необходим, чтобы контролировать больше всего полей, что обеспечивает больше возможностей для атаки.
Педагог. Правильно, ребята! В шахматной игре часто бывает так, что какое- либо центральное поле, на котором с большой пользой расположилась бы ваша фигура (чаще всего конь) контролируется неприятельской пешкой. В ряде случаев можно пешечной атакой с фланга «сбить» мешающую вам пешку с её позиции и таким образом завоевать желанный пункт.
Сегодня рассмотрим стратегический приём «атака сбоку» на примере 3-х партий гроссмейстеров. Пример 1.Пильсбери – Чигорин, которая была сыграна в 1895 году в Санкт – Петербурге.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись ходов на ученической доске.
Санкт – Петербург, 1895г. «Атака сбоку» |
|
Пильсбери |
Чигорин |
Ход чёрных. |
|
8….. |
f5!? Агрессивное и очень интересное решение. Чёрные намерены вынудить неприятельскую пешку «е» покинуть поле е4. Если им это удастся, в расположении их коня окажется важнейший пункт d5 |
9.e4-e5? Позиционная ошибка. Белые идут на поводу у соперника. острой игре привел бы ход 9. Сf1- с4, Фd8-h4+ 10.g2-g3 Фh4-h3 |
Kg8-e7 |
10.a2-a3 |
Cb4-a5 |
11. Сf1- с4 |
Cc6хd5 Внимания заслуживало и безотлагательное 11…. Ке7-d5!? |
12.Фd1-a4+ |
c7-c6 |
13.Cc4-d3 |
Фd8-b6 |
14.Cd3-c2 |
Фb6-a6 |
15.Cc2-d1 |
Cd5-c4 |
16.f3-f4 |
0-0-0 |
17.Cc1-e3 |
Ке7-d5 На стороне чёрных явный позиционный перевес. |
Педагог. Следующий 2-й пример из партии Смыслов- Ботвинник, которая состоялась в Москве в 1918 году.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись ходов на ученической доске.
Педагог. Центральная пешечная пара обеспечивает белым преимущество в пространстве, а чёрных кони на а6 и b6 очень пассивны.
Москва, 1948г. «Атака сбоку» |
|
Смыслов |
Ботвинник |
Ход черных |
|
19……. |
f6-f5!? Пассивно ждать своей участи чёрные не собираются. Они своим последним ходом планируют разменять или вынудить к продвижению пешку е4 и тем самым завоевать поле d5 для коня b6. |
20.Кd3-с5?! |
f5xe4 |
21. Фc2xe4 |
Ка6хс5 |
22.d4xc5 |
Kb6-c5 Чёрные могут быть довольны, так конь удачно расположился в центре доски, а прогнать его соперник не в состоянии. Даже если благодаря своей лучшей пешечной структуре белые всё ещё сохраняют преимущесиво, то оно минимально. Партия завершилась вничью. |
Педагог. Теперь перед вами, ребята, пример 3-й из партии Георгиу-Титов, которая была сыграна в Москве в 1989 году.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись ходов на ученической доске.
Педагог. В данный момент король чёрных расположен неудачно и разъединяет собственные ладьи. Есть ли возможность у белых этим воспользоваться?
Москва, 1989г. «Атака сбоку» |
||
Георгиу |
Титов |
|
Ход белых |
||
13.g2-g4 |
f5xg4 |
|
14.Kc3-e4 C этим ходом можно было и не торопиться, так как был более сильный ход h2-h3!, с тем чтобы вначале вскрыть линии на королевском фланге.
|
b7-b6 |
|
15. h2-h3 |
g4xh3 |
|
16.Cf1xh3 |
Kpc8-b7 |
|
17.Ch3xe6 Белые восстановили материальное равновесие и благодаряпрекрасной позиции коня е4 и активности их остальных фигур стоят явно лучше. |
|
|
Педагог. Итак, сегодня, ребята, вы познакомились со стратегическим приёмом - захвате центра «атака сбоку». Сейчас разберём короткую партию Кароч- Яффе, которая была сыграна в Нью- Йорке в 1936 году. В игре был применён дебют «Защита Бенони». Ребята, что вы знаете об этом дебюте?
Ответы детей. Классическая защита Бенони начинается ходами:
1. d2-d4 c7-c5
-Относится к полузакрытым началам.
-Защита Бенони была одной из любимых защит Михаила Таля. Среди современных шахматистов высокого уровня эта защита в арсенале у Вугара Гашимова, а также у Веселина Топалова и Василия Иванчука.
Педагог. Верно, ребята!
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, ведёт объяснение и запись ходов на ученической доске.
Нью-Йорк, 1936г. «Защита Бенони» |
|
Кароч |
Ф Яффе |
1.d2-d4 |
c7-c5 |
2.d4-d5 |
Kb8-a6 |
3.Kg1-f3 |
d7-d6 |
4.e2-e4 |
Cc8-g4 |
5.Kf3-e5! |
Фd8-a5! |
6.Cc1-d2 |
d6xe5 |
7.Cd2xa5 |
Cg4xd1 |
8.Cf1-b5#! |
|
1 |
0 |
|
|
Очень нестандартное и красивое завершение партии «по Легалю» |
Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Повторили центр шахматной доски и важность захвата центра, фианкетто и дебют «защита Бенони». Узнали, что такое «атака сбоку» на примере шахматных партий опытных шахматистов. Учились оценивать в расстановке пешек слабые и сильные позиции. Сыграли по шахматной нотации партию Кароч- Яффе.
Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно сыграть партию Алехин-Левенфиш, которая была сыграна в Петербурге в 1912 году.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Петербург,1912г. «Защита Бенони» |
|
Алехин |
Левенфиш |
1.d2-d4 |
c7-c5 |
2.d4-d5 |
Kg8-f6 |
3.Kb1-c3 |
d7-d6 |
4.e2-e4 |
g7-g6 |
5.f2-f4 |
Kb8-d7 |
6.Kg1-f3 |
a7-a6 |
7.e4-e5 |
d6xe5 |
8.f4xe5 |
Kf6-g4 |
9.e5-e6! |
Kd7-e5 |
10.Cc1-f4 |
Ke5xf3+ |
11.g2xf3 |
Kg4-f6 |
12.Cf1-c4! |
f7xe6 |
13.d5xe6 |
Фd8-b6 |
14. Фd1-e2 |
Фb6xb2 |
|
|
15.Kc3-b5! |
Фb2xa1+ |
16.Kpe1- f2 |
Фa1-h1 |
17.Kb5-c7+ |
Kpd8-e8 |
18. Фe2-d2+ |
Cc8-d7 |
19.e6xd7 |
Черные сдались. |
1 |
0 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.