Знакомство с игрой в шахматы. "Атака сбоку"
Оценка 4.9

Знакомство с игрой в шахматы. "Атака сбоку"

Оценка 4.9
docx
06.08.2024
Знакомство с игрой в шахматы. "Атака сбоку"
Знакомство с игрой в шахматы.Атака сбоку..docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Атака сбоку»- устранение неприятельского пешечного контроля над важными базовыми пунктами»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.

 

 

Тема занятия:  «Атака сбоку»- устранение неприятельского пешечного контроля над важными базовыми пунктами»

 

 Цель- познакомить со стратегическим приёмом – «атакой сбоку»-устранение пешечного контроля над важными базовыми пунктами.

 

Задачи:

- повторить знания шахматной доски – центр, фланги.

- повторить дебют «защита Бенони»

- познакомить с «атакой сбоку»- устранение неприятельского пешечного контроля над важными базовыми пунктами

- познакомить с «атакой сбоку» на примере партий «Пильсбери – Чигорин, Санкт – Петербург, 1895г», «Смыслов- Ботвинник, Москва,1918 г.», «Георгиу-Титов, Москве,1989 г.»

- ознакомить с шахматными  партиями по шахматной нотации «Кароч- Яффе, Нью- Йорк, 1936 г.», «Алехин-Левенфиш, Петербург,1912 г.»

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

- электронные шахматные часы

- распечатанная партия «Алехин-Левенфиш, Петербург,1912 г.»

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии, на котором познакомитесь с  «атакой сбоку» - устранение неприятельского пешечного контроля над важными пунктами. Чтобы наше занятие прошло успешно, вспомните, какие поля относятся к центру шахматной доски

 Ответы детей. Центр в шахматах — центральные поля шахматной доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 — f6-f3.

 

Педагог. Какие вертикали относятся к флангам шахматной доски?

Ответы детей. К флангам шахматной доски относятся:

1.     Королевский фланг — правая половина доски, если вы играете белыми фигурами, либо левая половина, если вы играете чёрными, это вертикали - f,g,h

2.     Ферзевый фланг — левая половина доски для белых фигур и правая для чёрных, это вертикали -a,b.c

 

Педагог. Для чего необходимо захватить центр шахматной доски?

Ответы детей. Захват центра шахматной доски необходим, чтобы контролировать больше всего полей, что обеспечивает больше возможностей для атаки.

 

Педагог. Правильно, ребята! В шахматной игре часто бывает так, что какое- либо центральное поле, на котором с большой пользой расположилась бы ваша фигура (чаще всего конь) контролируется неприятельской пешкой. В ряде случаев можно пешечной атакой с фланга «сбить» мешающую вам пешку с её позиции и таким образом завоевать желанный пункт.

Сегодня рассмотрим стратегический приём «атака сбоку» на примере 3-х партий гроссмейстеров. Пример 1.Пильсбери – Чигорин, которая была сыграна в 1895 году в Санкт – Петербурге.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись ходов на ученической доске.

Санкт – Петербург, 1895г. «Атака сбоку»

Пильсбери

Чигорин

Ход чёрных.

8…..

f5!?

Агрессивное и очень интересное решение. Чёрные намерены вынудить неприятельскую пешку «е» покинуть поле е4. Если им это удастся, в  расположении их коня окажется важнейший пункт d5

9.e4-e5?

Позиционная ошибка. Белые идут на поводу у соперника. острой игре привел бы ход 9. Сf1- с4, Фd8-h4+ 10.g2-g3 Фh4-h3

Kg8-e7

10.a2-a3

Cb4-a5

11. Сf1- с4

Ccd5

Внимания заслуживало и безотлагательное 11…. Ке7-d5!?

12.Фd1-a4+

c7-c6

13.Cc4-d3

Фd8-b6

14.Cd3-c2

Фb6-a6

15.Cc2-d1

Cd5-c4

16.f3-f4

0-0-0

17.Cc1-e3

Ке7-d5

На стороне чёрных явный позиционный перевес.

 

Педагог. Следующий 2-й пример из партии Смыслов- Ботвинник, которая состоялась в Москве в 1918 году.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись ходов на ученической доске.

 

Педагог. Центральная пешечная пара обеспечивает белым преимущество в пространстве, а чёрных кони на а6 и b6 очень пассивны.

 

Москва, 1948г. «Атака сбоку»

Смыслов

Ботвинник

Ход черных

19…….

f6-f5!?

Пассивно ждать своей участи чёрные не собираются. Они своим последним ходом планируют разменять или вынудить к продвижению пешку е4 и тем самым завоевать поле d5 для коня b6.

20.Кd3-с5?!

f5xe4

21. Фc2xe4

Ка6хс5

22.d4xc5

Kb6-c5

Чёрные могут быть довольны, так  конь удачно расположился в центре доски, а прогнать его соперник не в состоянии. Даже если благодаря своей лучшей пешечной структуре белые всё ещё сохраняют преимущесиво, то оно минимально. Партия завершилась вничью.

 

 

Педагог. Теперь перед вами, ребята, пример 3-й из партии Георгиу-Титов, которая была сыграна в Москве в 1989 году.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись ходов на ученической доске.

 

Педагог. В данный момент король чёрных расположен неудачно и разъединяет собственные ладьи. Есть ли возможность у белых этим воспользоваться?

Москва, 1989г. «Атака сбоку»

Георгиу

Титов

Ход белых

13.g2-g4

f5xg4

14.Kc3-e4

C этим ходом можно было и не торопиться, так как был более сильный ход h2-h3!, с тем чтобы вначале вскрыть линии на королевском фланге.

 

b7-b6

15. h2-h3

g4xh3

16.Cf1xh3

Kpc8-b7

17.Ch3xe6

Белые восстановили материальное равновесие и благодаряпрекрасной позиции коня е4 и активности их остальных фигур стоят явно лучше.

 

 

Педагог. Итак, сегодня, ребята, вы  познакомились со стратегическим приёмом - захвате центра «атака сбоку». Сейчас разберём короткую партию Кароч- Яффе, которая была сыграна в Нью- Йорке в 1936 году. В игре был применён дебют «Защита Бенони». Ребята, что вы знаете об этом дебюте?

Ответы детей. Классическая защита Бенони начинается ходами:

1. d2-d4 c7-c5

-Относится к полузакрытым началам.

-Защита Бенони была одной из любимых защит Михаила Таля. Среди современных шахматистов высокого уровня эта защита в арсенале у Вугара Гашимова, а также у Веселина Топалова и Василия Иванчука.

 

Педагог. Верно, ребята!

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, ведёт объяснение и  запись ходов на ученической доске.

 

Нью-Йорк, 1936г. «Защита Бенони»

Кароч

Ф Яффе

1.d2-d4

c7-c5

2.d4-d5

Kb8-a6

3.Kg1-f3

d7-d6

4.e2-e4

Cc8-g4

5.Kf3-e5!

Фd8-a5!

6.Cc1-d2

d6xe5

7.Cd2xa5

Cg4xd1

8.Cf1-b5#!

 

1

0

Очень нестандартное и красивое завершение партии «по Легалю»

 

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили центр шахматной доски и важность захвата центра, фианкетто и  дебют «защита Бенони». Узнали, что такое «атака сбоку» на примере шахматных партий опытных шахматистов. Учились оценивать в расстановке пешек слабые и сильные позиции. Сыграли по шахматной нотации партию Кароч- Яффе.

                       

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно сыграть партию Алехин-Левенфиш, которая была сыграна в Петербурге в 1912 году.

 

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

 

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

 

Петербург,1912г. «Защита Бенони»

Алехин

Левенфиш

1.d2-d4

c7-c5

2.d4-d5

Kg8-f6

3.Kb1-c3

d7-d6

4.e2-e4

g7-g6

5.f2-f4

Kb8-d7

6.Kg1-f3

a7-a6

7.e4-e5

d6xe5

8.f4xe5

Kf6-g4

9.e5-e6!

Kd7-e5

10.Cc1-f4

Ke5xf3+

11.g2xf3

Kg4-f6

12.Cf1-c4!

f7xe6

13.d5xe6

Фd8-b6

14. Фd1-e2

Фb6xb2

15.Kc3-b5!

Фb2xa1+

16.Kpe1- f2

Фa1-h1

17.Kb5-c7+

Kpd8-e8

18. Фe2-d2+

Cc8-d7

19.e6xd7

Черные сдались.

1

0

 

 


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия: «Атака сбоку»- устранение неприятельского пешечного контроля над важными базовыми пунктами»

Тема занятия: «Атака сбоку»- устранение неприятельского пешечного контроля над важными базовыми пунктами»

Ферзевый фланг — левая половина доски для белых фигур и правая для чёрных, это вертикали -a,b

Ферзевый фланг — левая половина доски для белых фигур и правая для чёрных, это вертикали -a,b

Внимания заслуживало и безотлагательное 11…

Внимания заслуживало и безотлагательное 11…

К d 3-с5?! f5xe4 21

К d 3-с5?! f5xe4 21

Cf1xh3 Kpc8-b7 17

Cf1xh3 Kpc8-b7 17

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ф d8-b6 14. Ф d1-e2

Ф d8-b6 14. Ф d1-e2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2024