Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Двойной королевский гамбит за белых на примере партии Рейнле – NN, Германия, до 1936 года»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «Двойной королевский гамбит за белых на примере партии Рейнле – NN, Германия, до 1936 года»
Цель- познакомить с двойным королевским гамбитом за белых на примере партии Рейнле – NN
Задачи:
- повторить знания шахматной доски
-повторить понятия и тактические приёмы – гамбит, королевский гамбит, фианкетто
- познакомить с двойным королевским гамбитом за белых на примере партии Рейнле – NN, сыгранной в Германия, до 1936 года
- решить шахматную задачу за черных мат в хода на примере партии гроссмейстеров Саладин – Цвитан, сыгранную в Баз Рагазе в 1993 году.
- закрепить знания шахматной нотации
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- иллюстрация «фианкетто»
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
- электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с двойным королевским гамбитом за белых на примере партии Рейнле – NN, сыгранной в Германия, до 1936 года и решим шахматную задачу за черных мат в хода на примере партии гроссмейстеров Саладин – Цвитан, сыгранную в Баз Рагазе в 1993 году.
Педагог. Итак, повторяем знания шахматной доски и шахматных понятий:
- назовите самые длинные диагонали на шахматной доске
Ответы детей. а1-н8 и а8-н1
- что означает гамбит в шахматах?
Ответы детей. В шахматах под гамбитом понимается преднамеренная жертва пешки или даже фигуры в дебютной фазе игры
- назовите ходы королевского гамбита
Ответы детей. Короле́вский гамби́т — шахматный дебют,
начинающийся ходами:
1. e2-e4 e7-e5
2. f2-f4.
- В чём идея королевского дебюта?
Ответы детей. Идея этого дебюта в устранении пешки e5, вскрытии вертикали «f», захвата центра ходом d4 и атаки на пункт «f7». Один из самых острых и сложных дебютов. Относится к открытым началам.
Педагог. В зависимости от того, примут чёрные жертву пешки или нет, различают: принятый королевский гамбит и отказанный королевский гамбит
Педагог. Двойной королевский гамбит за белых в партии Рейнле – NN, Германия, до 1936 года. Этот эффектный двойной королевский гамбит, к сожалению, нельзя рекомендовать за чёрных.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.
Номер хода |
Рейнле |
NN |
1 |
e2- е4
|
е7-е5 |
2 |
f2-f4
|
f7-f5 |
3 |
e4хf5
|
e5-e4 |
4 |
Фd1-h5+
|
g7-g6 |
5 |
f5xg6
|
h7-h6 |
6 |
g6-g7 +
|
Кре8-е7 |
7 |
Фh5-е5
|
Кре7-f7 |
8 |
g7хh8 К#
|
|
Педагог. Ребята, чтобы рассмотреть партию гроссмейстеров Саладин – Цвитан, сыгранную в Баз Рагазе в 1993 году, вспомним, что такое «фианкетто» в шахматах?
Ответы детей. Вывод слона в дебюте на большую диагональ, называют «фианкетто»
Педагог демонстрирует иллюстрацию и проводит объяснение.
Педагог. Сейчас решим задачу мат в 5 ходов из партии гроссмейстеров Саладин – Цвитан.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.
Педагог. Ребята, рассмотрим ситуацию на доске. Обратите внимание, что черный конь на а8 контролирует большую диагональ а8-н1. Допуская появление коня противника на d7, чёрные предвидели возможность решающего наступления и поэтому ход черных.
1… Кf4хh3+!
2. Крg1-h2 Фf6-h4
3.Фd1-е1 Кh3-f2+
4. Крh2-g1 Фh4-h1+
5. Крg1хf2 Фh1хg2#
Педагог. Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?
Ответы детей. Двойной королевский гамбит.
Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуете друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей.
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.