Знакомство с игрой в шахматы. "Двойной королевский гамбит за белых ".

  • docx
  • 24.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Знакомство с игрой в шахматы. Двойной королевский гамбит за белых..docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Двойной королевский гамбит за белых на примере партии Рейнле – NN, Германия, до 1936 года»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.       

 

Тема занятия : «Двойной королевский гамбит за белых на примере партии Рейнле – NN, Германия, до 1936 года»

 

Цель- познакомить с двойным королевским гамбитом за белых на примере партии Рейнле – NN

Задачи:

- повторить знания шахматной доски

-повторить понятия и тактические приёмы – гамбит, королевский гамбит, фианкетто

- познакомить с двойным королевским гамбитом за белых на примере партии Рейнле – NN, сыгранной в Германия, до 1936 года

- решить шахматную задачу за черных мат в   хода на примере партии гроссмейстеров Саладин – Цвитан, сыгранную в Баз Рагазе в 1993 году.

- закрепить знания шахматной нотации

-провести тренировочную игру.    

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- иллюстрация «фианкетто»

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска     

- электронные шахматные часы

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с  двойным королевским гамбитом за белых на примере партии Рейнле – NN, сыгранной в Германия, до 1936 года и решим шахматную задачу за черных мат в   хода на примере партии гроссмейстеров Саладин – Цвитан, сыгранную в Баз Рагазе в 1993 году.

Педагог. Итак, повторяем знания шахматной доски и шахматных понятий:

- назовите самые длинные диагонали на шахматной доске

Ответы детей. а1-н8 и а8-н1

- что означает гамбит в шахматах?

Ответы детей. В шахматах под гамбитом понимается преднамеренная жертва пешки или даже фигуры в дебютной фазе игры

- назовите ходы королевского гамбита

Ответы детей. Короле́вский гамби́т — шахматный дебют, начинающийся ходами:
1. e2-e4 e7-e5
2. f2-f4.

- В чём идея королевского дебюта?

Ответы детей. Идея этого дебюта в устранении пешки e5, вскрытии вертикали «f», захвата центра ходом d4 и атаки на пункт «f7». Один из самых острых и сложных дебютов. Относится к открытым началам.

Педагог. В зависимости от того, примут чёрные жертву пешки или нет, различают: принятый королевский гамбит и отказанный королевский гамбит

Педагог. Двойной королевский гамбит за белых в партии Рейнле – NN, Германия, до 1936 года. Этот эффектный двойной королевский гамбит, к сожалению, нельзя рекомендовать за чёрных.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.

Номер хода

Рейнле

NN

1

e2- е4

 

е7-е5

2

f2-f4

 

f7-f5

3

ef5

 

e5-e4

4

Фd1-h5+

 

g7-g6

5

f5xg6

 

h7-h6

6

g6-g7 +

 

Кре8-е7

7

Фh5-е5

 

Кре7-f7

8

gh8 К#

 

 

 

Педагог. Ребята, чтобы рассмотреть  партию гроссмейстеров Саладин – Цвитан, сыгранную в Баз Рагазе в 1993 году, вспомним, что такое «фианкетто» в шахматах?

Ответы детей. Вывод слона в дебюте на большую диагональ, называют «фианкетто»

Педагог демонстрирует иллюстрацию и проводит объяснение.

 Педагог. Сейчас решим задачу мат в 5 ходов из партии гроссмейстеров Саладин – Цвитан.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.

Педагог. Ребята, рассмотрим ситуацию на доске.  Обратите внимание, что черный конь на а8 контролирует большую  диагональ а8-н1. Допуская появление коня противника на d7, чёрные предвидели возможность решающего наступления и поэтому ход черных.

1…                   Кfh3+!

2. Крg1-h2       Фf6-h4

3.Фd1-е1          Кh3-f2+

4. Крh2-g1        Фh4-h1+

5. Крgf2        Фhg2#

Педагог. Ребята, что нового вы узнали  на нашем занятии?

Ответы детей. Двойной королевский гамбит.

Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуете друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.

 

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей.

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

 

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.


 

Скачано с www.znanio.ru