Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы
«Фланговый дебют – Английское начало и вариант спёртого мата
на примере партии Франкеля – NN, Гельсингфорс,1934г»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель: Протопопова Е.А., воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Фланговый дебют – Английское начало и вариант спёртого мата
на примере партии Франкеля – NN, Гельсингфорс ,1934г.
Цель- знакомство с дебютом «английское начало» и вариантом спёртого мата на примере партии Франкеля – NN, Гельсингфорс ,1934г.
Задачи:
-ознакомить с гроссмейстерами современности
-закрепить знания шахматной доски
- ознакомить с фланговым дебютом – английское начало и вариантом спёртого мата на примере партии Франкеля – NN, Гельсингфорс ,1934г.
- закрепление знаний шахматной нотации
-ознакомить с понятием «перекрытие» в шахматной игре, обучение решению мата в 2 хода используя «перекрытие»
- закрепление этики поведения шахматиста в парной игре
Оборудование:
- демонстрационная шахматная доска
- комплекты шахмат
- портреты гроссмейстеров современности - М.Карлсена, Цзюй Вэньцзюнь
- логотип ФИДЕ
Ход занятия:
Педагог: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня на занятии мы продолжим закрепление знаний шахматной доски, ознакомитесь с термином «перекрытие» с практическим применением , рассмотрим дебют «английское начало» с закреплением шахматной нотации. И, конечно, вас ждёт игра в парах, используя полученные знания. Итак, а сейчас небольшая разминка.
- кого называют гроссмейстером? (высшее звание в шахматной квалификации)
- Имена каких гроссмейстеров, чемпионов мира вы знаете? (ответы детей)
- Кто из гроссмейстеров мужчин и женщин являются в настоящее время чемпионами мира по шахматам (Магнус Карлсен, Цзюй Вэньцзюнь).
Педагог показывает портреты чемпионов мира.
- как называется Международная шахматная федерация (ФИДЕ).
Педагог показывает логотип ФИДЕ.
Педагог: Хорошо! Всё правильно! А теперь вспомним
-какие поля составляют центр на шахматной доске шахматной доске? (е4,е5, d4,d5)
- что называют флангом на шахматной доске (края доски, которые расположены на вертикалях a,b,c и f,g,h)
- какой фланг называется королевским? (фланг, ближайший к королю в начале партии и располагающийся на вертикалях f,g,h – называется королевским)
- какой фланг называется ферзевым? (фланг, ближайший к ферзю в начале партии и располагающийся на вертикалях a,b,c – называется королевским)
- Что называют дебютом в шахматной игре? (это начало игры партии в шахматах)
Педагог. Правильно ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с дебютом «Английское начало». Это фланговый дебют. Английский шахматист Стаунтон (1810-1874) использовал его в матче 1843г против Аманта. К слову, Стаунтон, часто использовал ход 1.с2-с4. и, поэтому, эта тактика получила название «Английское начало»
Дебют отличает многообразие стратегических замыслов, чрезвычайная гибкость формирующихся в нем схем, широкие возможности для различных перестановок ходов и перехода в другие дебюты. Форсированная, темповая игра для многих систем Английского начала не характерна. В большинстве своем действия сторон определяет позиционная составляющая. В Английском начале нередко допускается произвольный порядок первых ходов.
Сейчас мы рассмотрим короткую партию с дебютом Английское начало и спёртым матом. Для примера возьмём партию Франкеля – NN, сыгранную в Гельсингфорсе в 1934 году. Определим в партии ошибки чёрных.
№ хода |
Ход белых Франкель |
Ход черных NN |
1 |
c2 – c4
|
c7 – c5 |
2 |
Kb1-c3
|
e7-e6 |
3 |
Kg1-f3
|
Kg8-e7 |
4 |
Kc3-e4
|
f7-f5 |
5 |
Ke4-d6#
|
|
Педагог: Итак, ребята, вы сегодня познакомились с ещё одной короткой партией – мат в 5 ходов. Теперь проанализируем игру черных. Где была упущена возможность перехода к активным действиям?
Ответы детей.
Педагог: Наше занятие продолжается. Познакомимся с новым термином – «перекрытие»
Перекрытие в шахматах – это ход, которым шахматист располагает свою фигуру между вражеской фигурой или слабым полем и их защитником.
В результате перекрытия противник не может защитить фигуру или важное поле и несёт материальные потери или получает мат. Предлагаю вам решить задачу мат в 2 хода ферзём при том, что перекрытие не защищено.
Рассмотрим учебный пример. Ход белых.
1. Фе1-е5+ Фd8-f6
2. Фе5:f6 #
Педагог: Всё верно, ребята! Теперь решите самостоятельно похожую задачу из партии Жибо- Лазар, 1904 года. Ход черных.
1 .... Фd8-h4+
2. g2-g3 Фh4:g3#
Педагог: Ребята, что нового вы узнали на занятии?
Ответы детей.
Педагог: предлагаю сыграть партию в парах, используя полученные знания дебюта Английского начала, спёртого мата и перекрытия!
Дети играют в парах, показывают педагогу свои ходы.
Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу! Как положено, пожмите друг другу руки, а потом сложите шахматы! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Участники занятия благодарят педагога за занятие и прощаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.