Знакомство с игрой в шахматы. "Фланговый дебют- Английское начало"
Оценка 4.7

Знакомство с игрой в шахматы. "Фланговый дебют- Английское начало"

Оценка 4.7
docx
09.06.2024
Знакомство с игрой в шахматы. "Фланговый дебют- Английское начало"
Знакомство с игрой в шахматы.Фланговый дебют – английское начало и вариант спёртого мата.docx

Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы

«Фланговый дебют – Английское начало и вариант спёртого мата

 на примере партии Франкеля – NN, Гельсингфорс,1934г»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель: Протопопова Е.А., воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Ижевск, 2024 год.

 

 

 

 

 

 Фланговый дебют – Английское начало и вариант спёртого мата

 на примере партии Франкеля – NN, Гельсингфорс ,1934г.

 

Цель- знакомство с дебютом «английское начало» и вариантом спёртого мата на примере партии Франкеля – NN, Гельсингфорс ,1934г.

 

Задачи:

-ознакомить с гроссмейстерами современности

-закрепить знания шахматной доски

- ознакомить с фланговым дебютом – английское начало и вариантом спёртого мата на примере партии Франкеля – NN, Гельсингфорс ,1934г.

- закрепление знаний шахматной нотации

-ознакомить с понятием «перекрытие» в шахматной игре, обучение решению мата в 2 хода используя «перекрытие» 

- закрепление этики поведения шахматиста в парной игре

 

Оборудование:

- демонстрационная шахматная доска

- комплекты шахмат

- портреты гроссмейстеров современности - М.Карлсена, Цзюй Вэньцзюнь

- логотип ФИДЕ

 

Ход  занятия:  

 

Педагог: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня на занятии мы продолжим закрепление знаний шахматной доски, ознакомитесь с термином «перекрытие» с практическим применением , рассмотрим дебют «английское начало» с закреплением шахматной нотации. И, конечно, вас ждёт игра в парах, используя полученные знания. Итак, а сейчас небольшая разминка. 

- кого называют гроссмейстером? (высшее звание в шахматной квалификации)

- Имена каких гроссмейстеров, чемпионов мира  вы знаете? (ответы детей)

-  Кто из гроссмейстеров мужчин и женщин являются в настоящее время чемпионами мира по шахматам (Магнус Карлсен, Цзюй Вэньцзюнь).

Педагог показывает портреты чемпионов мира.

- как называется Международная шахматная федерация (ФИДЕ).

Педагог показывает логотип ФИДЕ.

Педагог: Хорошо! Всё правильно! А теперь вспомним

-какие поля составляют центр на шахматной доске шахматной доске? (е4,е5, d4,d5)

- что называют флангом на шахматной доске (края доски, которые расположены на вертикалях a,b,c и f,g,h)

- какой фланг называется королевским? (фланг, ближайший к королю в начале партии и располагающийся на вертикалях f,g,h – называется королевским)

- какой фланг называется ферзевым? (фланг, ближайший к ферзю в начале партии и располагающийся на вертикалях a,b,c  – называется королевским)

- Что называют дебютом в шахматной игре? (это начало игры партии в шахматах)

 

Педагог. Правильно ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся  с дебютом «Английское начало». Это фланговый дебют. Английский шахматист Стаунтон (1810-1874) использовал его в матче 1843г против Аманта. К слову, Стаунтон,  часто использовал ход 1.с2-с4. и, поэтому, эта тактика получила название «Английское начало»

 Дебют отличает многообразие стратегических замыслов, чрезвычайная гибкость формирующихся в нем схем, широкие возможности для различных перестановок ходов и перехода в другие дебюты. Форсированная, темповая игра для многих систем Английского начала не характерна. В большинстве своем действия сторон определяет позиционная составляющая. В Английском начале нередко допускается произвольный порядок первых ходов.

Сейчас мы рассмотрим короткую партию с дебютом Английское начало и спёртым матом. Для примера возьмём  партию Франкеля – NN, сыгранную в Гельсингфорсе в  1934 году. Определим в партии ошибки чёрных.

 

№ хода

Ход белых

Франкель

Ход черных

NN

1

c2 – c4

 

c7 – c5

2

                   Kb1-c3                  

 

e7-e6

3

Kg1-f3

 

Kg8-e7

4

Kc3-e4

 

f7-f5

5

Ke4-d6#

 

 

 

Педагог: Итак, ребята, вы сегодня познакомились с ещё одной короткой партией – мат в 5 ходов. Теперь проанализируем игру черных. Где была упущена возможность перехода к активным действиям?

 

Ответы детей.

 

Педагог: Наше занятие продолжается. Познакомимся с новым термином – «перекрытие»

 

Перекрытие в шахматах – это ход, которым шахматист располагает свою фигуру между вражеской фигурой или слабым полем и их защитником.

В результате перекрытия противник не может защитить фигуру или важное поле и несёт материальные потери или получает мат. Предлагаю вам решить задачу мат в 2 хода ферзём при том, что перекрытие не защищено.

Рассмотрим учебный пример. Ход белых.

 

 

1. Фе1-е5+  Фd8-f6

2. Фе5:f6 #

 

Педагог: Всё верно, ребята! Теперь решите самостоятельно похожую задачу из партии Жибо- Лазар, 1904 года. Ход черных.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ....       Фd8-h4+

 2. g2-g3   Фh4:g3#

 

 

Педагог: Ребята, что нового вы узнали на занятии?

 

Ответы детей.

 

Педагог: предлагаю сыграть партию в парах, используя полученные знания дебюта Английского начала, спёртого мата и перекрытия!

 

Дети играют в парах, показывают педагогу свои ходы.

 

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу! Как положено, пожмите друг другу руки, а потом сложите шахматы! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

 

Участники занятия благодарят педагога за занятие и прощаются.


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Фланговый дебют – Английское начало и вариант спёртого мата на примере партии

Фланговый дебют – Английское начало и вариант спёртого мата на примере партии

Что называют дебютом в шахматной игре? (это начало игры партии в шахматах)

Что называют дебютом в шахматной игре? (это начало игры партии в шахматах)

В результате перекрытия противник не может защитить фигуру или важное поле и несёт материальные потери или получает мат

В результате перекрытия противник не может защитить фигуру или важное поле и несёт материальные потери или получает мат

Педагог: Ребята, что нового вы узнали на занятии?

Педагог: Ребята, что нового вы узнали на занятии?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2024