Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Каро- Каннская» ловушка за белых и вариант спёртого мата
на примере партии Флориана – NN, Брно, 1945»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «Каро- Каннская» ловушка за белых и вариант спёртого мата
на примере партии Флориана – NN, Брно, 1945»
Цель- познакомить с дебютом «Каро- Каннская защита» и «Каро- Каннской» ловушкой за белых и вариантом спёртого мата на примере партии Флориана – NN, сыгранной в Брно в 1945.
Задачи:
- повторить знание шахматной доски
- повторить понятие «перекрытие»
- познакомить с дебютом «защита Каро- Канна»
-познакомить «Каро- Каннской» ловушкой за белых и вариантом спёртого мата на примере партии Флориана – NN, сыгранной в Брно в 1945году.
- закрепить навыки шахматной нотации
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска для записи шахматных ходов.
Ход занятия.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Как у вас настроение? Замечательно! Сегодня на занятии мы рассмотрим тактический приём «перекрытие», познакомимся с дебютом «каро- каннская защита» и на примере партии Флориана – NN, сыгранной в Брно в 1945 году и ловушкой за белых, вариантом спёртого мата. А для начала вспомним с вами что тактое тактический приём и какие тактические приёмы вы уже знаете?
Ответы детей.
Педагог. Одним из тактических приёма в шахматах является
«перекрытие»
Перекрытие в шахматах – тактический ход,
которым шахматист располагает свою фигуру между вражеской фигурой или слабым
полем и их защитником. В результате перекрытия противник не может защитить фигуру
или важное поле и несет материальные потери или получает мат.
Очень часто в шахматной партии атака на короля ведётся по открытым линиям линейными фигурами - ладьёй, слоном или ферзём. 3ащищающаяся сторона может перекрыться от нападения, но защита недолговечна и вторым ходом уничтожается. Найдите, по какой линии надо атаковать вражеского короля, чтобы одержать победу.
Первый пример из партии Тисдал-Марц, США, 1973.
Педагог на демонстрационной доске показывает тактический приём.
Ход чёрных.
1. ……….. Фс3-с1+
2. Сс2- d1 Фc1x d1#
Педагог. Со вторым примером «перекрытия» познакомимся на примере партии Стейниц- NN , Лондон, 1864г.
Педагог на демонстрационной доске показывает тактический приём и на ученической доске записывает ходы.
Ход белых.
1. Ле7-е8+ Фf2-f8
2. Лс8хf8#
Педагог. Таким образом, вы познакомились с тактическим приёмом «перекрытие». А сейчас познакомимся с дебютом «Защита Каро-Канн». Этот дебют изобрели два шахматиста: австриец Маркус Канн и немец Горацио Каро. Именно Каро в 1886 году сделал публикацию, в которой и проанализировал защиту. «Защита Каро- Канн» — это полуоткрытый дебют в шахматах, который возникает на доске после ходов 1.e4 c6. Обычно дебют разыгрывают в 4 хода.
Педагог на демонстрационной доске показывает тактический приём и ведёт запись ходов на ученической доске.
1. е2-е4 с7-с6
2. d2-d4 d7-d5
3. Kb1-c3 d5xe4
4. Kc3xe4 Kg8-f6
Играя c7-c6, чёрные в обязательном порядке предполагают провести на следующем ходу d7-d5 и атаковать белую пешку e4.
Чёрные добиваются хорошей пешечной структуры, как правило, без каких-либо слабостей, и не имеют особо плохих фигур. Однако, ребята, два шахматиста Флориан и его неизвестный партнёр сыграли в Брно в 1945 году партию, начиная с дебюта каро- каннская защита. И, к удивлению зрителей, победа была за белыми на 5 ходу игры. Это самая короткая редакция известнейшей «каро- каннской» ловушки. В партиях А. Алёхина и П. Кереса встречались похожие образцы.
Г. Каро М. Канн
|
Флориан NN
|
1. е2-е4 с7-с6
|
e2 – e4 с7 – с6
|
2. d2-d4 d7-d5
|
Фd1-е2 d7-d5
|
3. Kb1-c3 d5xe4 |
Kb1-c3 d5xe4
|
4. Kc3xe4 Kg8-f6 |
Kc3xe4 Kb8-d7
|
|
Ke4-d6# Спёртый мат. Пешка е7 не может совершить взятие коня, так как король окажется под шахом Фе2!
|
Педагог. Итак, ребята, что нового вы узнали на занятии?
Ответы детей. Познакомились с дебютом «каро- каннская защита» и вариантом спёртого мате на примере игры Флориана и неизвестного партнёра.
Педагог: Теперь предлагаю сыграть партию в парах, воспользовавшись полученными сегодня знаниями и соблюдая правила поведения шахматистов. Если что- то вам покажется непонятным, поднимайте руку, я обязательно подойду и отвечу на ваши вопросы.
Дети играют в парах.
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей.
Педагог: Очень рада, что вам было интересно, и вы узнали новое из шахматной игры! До свидания, друзья! Жду вас на следующем занятии!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.