Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Контроль времени в шахматах»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «Контроль времени в шахматах»
Цель- ознакомить с контролем времени в шахматах
Задачи:
- ознакомить с необходимостью введения контроля времени в шахматах.
- познакомить о видах шахматной игры – классической, рапид и блиц
- ознакомить с механизмом действия шахматных часов и правилами их использования в игре.
- познакомить с понятием «цейтнот»
- обучить игре рапид с шахматными часами
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
- электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас видеть на нашем занятии! Сегодня вы узнаете, для чего нужен контроль времени в шахматах. Какие есть виды шахматной игры с контролем времени и, самое интересное – узнаете механизм действия шахматных часов и, ознакомившись с правилами использования их в игре – сыграете по две партии.
Ребята, кто знает, почему введён контроль времени в шахматной игре?
Ответы детей. Раньше играли без шахматных часов и игра затягивалась, а игроки могли уснуть.
Педагог. Верно. Контроль времени был впервые использован в 1853 году на матче Даниэля Гарвица с Иоганном Левенталем. Тогда были использованы песочные часы, рассчитанные на ход – 10 минут. Через 30 лет на Лондонском международном турнире были применены шахматные часы. Механические часы приобрели современный вид в 1900 году, а в 1990 –х появились электронные часы. Ребята, а вы знаете, сколько времени выделяется на стандартный лимит классических шахмат, рапид или быстрые шахматы и блиц- турнирах?
Ответы детей.
Педагог. Общепринято на игру по стандартному лимиту классических шахмат выделяется : на первые 40 ходов – 2часа, на следующие 20 ходов – 1 час и на оставшиеся ходы до конца партии – 30 минут. Но, существует и другой вариант в этом виде турнира. На турнире по быстрым шахматам даётся от 10 до 30 минут. А в блиц- турнирах всего лишь от 3 до 10 минут! Представляете, как быстро нужно принять решение, чтобы суметь выиграть партию!
Ребята, в шахматной игре случается и такое – когда возникает недостаток времени для обдумывания ходов во время партии. Такое положение названо «цейтнот»- от 20-х немецких слов «Zeit» - время и «Not»- нужда. Жёсткий цейтнот возникает тогда, когда игрок вообще не имеет времени обдумывать ход и только успевает передвигать фигуры. В современных шахматных соревнованиях всё чаще стал применяться контроль времени, предложенный Робертом Фишером- после каждого хода игроку добавляется немного времени. При таком контроле времени «жёсткий» цейтнот не возникает, хотя «мягкий» всё же может остаться.
Педагог. У нас нет механических часов. Зато вы познакомитесь с устройством электронных часов.
Это два циферблата, объединённые одним механизмом, с разными вариантами остановки одних часов и запуском вторых. Нужно нажимать поочередно на кнопки после того, как сделали ход. Современные модификации электронных шахматных часов могут считать количество ходов каждого игрока и использовать различные схемы контроля времени. Сейчас, ребята, посмотрите часы и установите время – 10минут. Те ребята, которые уже имеют опыт игры с часами, помогут тем, кто ещё не знаком с шахматными часами.
Ребята рассматривают шахматные часы и устанавливают контроль времени на 10 минут.
Педагог. Прежде чем сесть играть партию быстрых шахмат – рапид, вспомним или познакомимся с общими правилами игры с шахматными часами.
Ответы детей.
- часы всегда располагаются рядом с игровой доской. Они хорошо видны и шахматистам, и зрителям;
- когда партия начинается, прибор запускает либо судья, либо шахматист, играющий за чёрных;
- после хода игрок нажимает на кнопку. Она останавливает его таймер и запускает таймер противника;
- нажать на кнопку можно только после того, как все действия с фигурами будут выполнены: своя переставлена, битая убрана с доски;
- нажимать можно только той рукой, которой совершался ход;
- если время у кого-то из игроков полностью вышло, то победа присуждается его оппоненту.
Педагог. Всё правильно! Молодцы, ребята! Теперь предлагаю сыграть в парах партию рапид, соблюдая правила контроля времени. Напоминаю о том, что вы в парах расставляете и собираете фигуры; приветствуете друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса в игре, приглашаете педагога, подняв руку.
Участники занятие расставляют фигуры, играют в парах 2 партии рапида с шахматными часами.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению! Понравилось ли вам оно? Что нового узнали?
Ответы детей.
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.