Знакомство с игрой в шахматы. "Мат Бодена"
Оценка 4.8

Знакомство с игрой в шахматы. "Мат Бодена"

Оценка 4.8
docx
23.06.2024
Знакомство с игрой в шахматы. "Мат Бодена"
Знакомство с игрой в шахматы. Мат Бодена.docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Мат Бодена»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.       

 

 

Тема занятия : «Мат Бодена»

 

Цель- познакомить с матом Бодена

Задачи:

- повторить знания шахматной доски

-повторить понятия – шах, мат, вертикаль, горизонталь, диагональ

-повторить пройденный материал – мат Легаля

- познакомить с матом Бодена

- закрепить знания шахматной нотации

-провести тренировочную игру.    

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

- таблица с шахматной нотацией мата Легаля

- электронные шахматные часы

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с  матом Бодена.

Итак, повторяем знания шахматной доски и шахматных понятий:

-Показать на шахматной доске – горизонтали, вертикали и диагонали.

- что такое шах/ нападение на короля, от которого есть защита

- что такое мат/ нападение на короля , от которого нет защиты «король умер»

- оцените особенность мата Легаля от мата Дамиано на основе предложенной таблицы.

Мат Легаля

1.     е2-e4          е7- e5

2.     Сf1-c4        d7- d6

3.     Кg1-f3        Кb8-c6

4.     Кb1-c3        Сс8-g4,

5.     Кf3 хe5       Сg4 хd1 

6.     Сс4хf7+      Крe8-e7

7.     Кc3-d5#

 


Педагог.

Сегодня на занятии мы познакомимся с матом Бодена. Назван в честь Сэмюэля Бодена (Родился 4 апреля 1826 года, Кингстон-апон-Халл, Великобритания - 13 января 1882 года (55 лет), Лондон. Это один из сильнейших английских шахматистов второй половины XIX века. Свой первый турнир выиграл в 1851 году в Лондоне. В финале турнира в Манчестере в 1857 сыграл вничью с Иоганном Лёвенталем.  Сэмюэль Боден первым поставил такой красивый и неожиданный  мат в матче Шулдер—Боден в 1853 в Лондоне. Итак, Мат Бодена —  это мат, поставленный при помощи двух слонов. Один из слонов объявляет шах, второй — отнимает клетки у неприятельского короля, на которые тот мог бы уйти от объявленного шаха (остальные клетки заняты неприятельскими фигурами и мешают собственному королю). Чаще всего встречается в случае длинной рокировки (у стороны, которой ставят мат)

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.

Их партия шла так:

Шулдер

Боден

1.     е2-е4

2.     Кg1-f3

3.     с2-с3

4.     Сf1-с4

5.     d2-d4

6.     d4хе5

7.     е5хf6

8.     gf3

9.     f2-f4

10.  Cс1-е3

11.  Kb1-d2

12. Фdf3

13. 0-0-0  ошибка, лучше было с д5

14. Сс4хd5- решающая ошибка, которая позволяет форсировать мат. Лучше было бы Лd1-е1

15. b2хс3

 

1.     е7-е5

2.     d7-d6

3.     f7-f5

4.     Кg8-f6

5.     f5хе4

6.     е4хf3

7.     Фdf6

8.     Кb8-с6

9.     Сс8-d7

10. 0-0-0

11. Лd8-е8

12. Сd7-f5

13. d6-d5

14. Фf6хс3

15. Сf8-а3#

 

 

 

Первоначальная позиция перед матом

Финальная позиция

 

Чёрный слон преграждает дорогу белому королю. Хотя в тоже время королю не совсем обязательно покидать своё место. Слоны и ферзь чёрных действовали в связке. Это позволило перекрыть доску так, что король белых лишился всех возможных ходов. Исход поединка во многом зависел от расположения фигур на доске. Белые случайно заблокировали своему королю пути отступления.

 

1. Сс4хd5                      Фf6хс3+

2. b2хс3                          Сf8-а3#

 

Педагог. Ребята! Сейчас я вам предложу задачу, называется она «призрак Бодена».  Мат в этой задаче ставится  в 3 хода.  Проанализируем ситуацию и найдем правильное решение.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.

 

1.     Фс4хс6       b7хс6

2.     Сf1ха6+     Фb4-b7

3.     Кd5хе7#

Педагог. Ребята, с каким матом вы познакомились на нашем занятии?

Ответы детей.

Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе, пожимаете друг другу руку до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей.

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия : « Мат Бодена »

Тема занятия : « Мат Бодена »

Педагог. Сегодня на занятии мы познакомимся с матом

Педагог. Сегодня на занятии мы познакомимся с матом

Первоначальная позиция перед матом

Первоначальная позиция перед матом

Фс4хс6 b 7хс6 2.

Фс4хс6 b 7хс6 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2024