Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Мат черному королю двойным шахом – конём и ферзём в партии Мика и неизвестного, Новый Орлеан, 1855 г»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель: Протопопова Е.А., воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия: «Мат черному королю двойным шахом – конём и ферзём в партии Мика и неизвестного, Новый Орлеан, 1855 г»
Цель- ознакомить с матом черному королю двойным шахом – конём и ферзём по партии Мика и неизвестного, Новый Орлеан, 1855 г
Задачи:
- повторить знание шахматной доски
-решение задач мат в 2 хода на взятие фигуры.
- повторить шахматными понятия «шах», «двойной шах»
- закрепить навыки шахматной нотации
- ознакомить с матом черному королю двойным шахом – конём и ферзём в партии Мика и неизвестного, Новый Орлеан, 1855 г
- решение задачи мата в 4 хода на примере партии Адгейстен-Ходжсон
- проведение тренировочной игры.
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска для записи шахматных ходов.
Ход занятия.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Как у вас настроение? Замечательно! Сегодня на занятии вы потренируетесь в решении задач мата в 2 хода, в 4 хода. На примере партии партии Мика и неизвестного сыгранной в Новом Орлеане в 1855 году с матом черному королю двойным шахом – конём и ферзём. Готовы к занятию?
Тогда посмотрите на шахматную доску и ответьте:
1. Назовите цвет следующих полей: «b7», «е6», «f2», «f5», «h6».
- «b7» - белое, «е6» - белое, «f2» - черное, «f5» - белое, «h6» - черное.
2. Назовите все поля диагонали: «с1-h6».
- Диагональ «с1-h6» состоит из полей: с1-d2-e3-f4-g5-h6».
3. Может ли белый слон «b6» забрать неподвижную черную пешку «h5»?
- Белый слон «b6» не может забрать неподвижную черную пешку «h5».
Педагог. Сейчас потренируемся в решении задач мата в 2 хода на взятие фигуры. Первая задача – это учебный пример.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске. Дети анализируют ситуацию и предлагают варианты. Педагог записывает ответы на ученической доске.
Ход белых
1. Ле7-е8+ Ла8хе8
2. Леlхе8#
Педагог. Всё правильно, ребята! Следующая задача - партия Орев- Рашев, 1976.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске. Дети анализируют ситуацию и предлагают варианты. Педагог записывает ответы на ученической доске.
Ход белых.
1. Фh5хh7+ Фg7хh7
2. 2. Лh4хh7#
Педагог. Сейчас прошу вас ответить, что в шахматах означает понятие
- шах?
Ответы детей. Нападение на короля, от которого можно защититься.
- двойной шах?
Ответы детей. Шах, при котором на короля противника нападают одновременно две фигуры или фигура и пешка.
Педагог. Обычно двойной шах получается так: первая фигура ставит шах и одновременно с этим открывает линию действия другой фигуре, которая тем самым объявляет второй шах.
Из-за указанных свойств двойной шах особенно опасен. В двойном шахе не может участвовать король атакующей стороны. Двойной шах не может быть объявлен двумя конями или слонами.
Сейчас вы познакомитесь с двойным шахом конём и ферзём на примере партии Мик и неизвестного, сыгранной в Новом Орлеане в 1855 году.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске.
Педагог записывает ходы на ученической доске.
№ хода |
Ход белых Мик |
Ход черных NN
|
1 |
e2-e4 |
e7-e5
|
2 |
f2-f4 |
e5 x f4
|
3 |
Kg1-f3 |
d7-d5
|
4 |
Kb1-c3 |
d5 x e4
|
5 |
Kc3 x e4 |
Cc8-g4
|
6 |
Фd1-e2 |
Cg4 x f3
|
7 |
Ke4- f6 ++ #!
|
|
Педагог. Ребята, познакомились с короткой партией, в которой Мик смог поставить двойной шах конём и ферзём! Будьте внимательны с соперниками и, составляя свой план игры, задумывайтесь о планах партнёра.
А теперь вместе рассмотрим эндшпиль партии гроссмейстеров Адгейстен-Ходжсон, сыгранной в Ганстингсе в 1992 году. Мат в 4 хода.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске. Дети анализируют ситуацию и предлагают варианты. Педагог записывает ответы на ученической доске.
Ход белых.
1.f4xg5 Ле4 xg4
2. Cd4 – f6 …………. ход, который предложат дети
3. Лd1-d8+ Kpg8-h7
4.Л d8-h8#
Педагог. Молодцы, ребята! Справились! Теперь предлагаю вам разделиться на пары и сыграть тренировочную игру. Как вы помните, перед началом игры и после игры нужно вместе расставить и потом убрать фигуры, пожать друг другу руку; при спорных вопросах – поднять руку, пригласив педагога.
Дети расставляют фигуры, играют в парах по предложенным дебютам.
Педагог. Наше занятие подходит к завершению. Понравилось ли вам оно? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Педагог. Дорогие ребята! Спасибо за внимание, активность и интерес к игре шахматы! Жду вас на следующем занятии.
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.