Знакомство с игрой в шахматы. "Мат Легаля. Варианты мата Легаля за чёрных в партии Эллдин-Андерсон и за белых в партии Тейлор- Дрейер"
Оценка 5

Знакомство с игрой в шахматы. "Мат Легаля. Варианты мата Легаля за чёрных в партии Эллдин-Андерсон и за белых в партии Тейлор- Дрейер"

Оценка 5
docx
17.06.2024
Знакомство с игрой в шахматы. "Мат Легаля. Варианты мата Легаля за чёрных в партии Эллдин-Андерсон и за белых в партии Тейлор- Дрейер"
Знакомство с игрой в шахматы. Мат Легаля. Варианты мата Легаля за чёрных и белых.docx

Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

« Мат Легаля. Варианты мата Легаля

  за чёрных в партии Эллдин- Андерсон

и за белых в партии Тейлор- Дрейер»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель: Протопопова Е.А., воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Ижевск, 2024 год.

 

 

 

Тема занятия

« Мат Легаля. Варианты мата Легаля:

  за чёрныхв партии Эллдин- Андерсон

и за белых в партии Тейлор- Дрейер»

 

Цель- ознакомить с матом Легаля  и вариантами мата Легаля  за чёрных

в партии Эллдин- Андерсон, Эскильстуна, 1915 и за белых в партии Тейлор- Дрейер, Антверпен, 1934г.

Задачи:

1.     Закрепление знаний шахматной доски

2.     повторить понятия равноценного и неравноценного обмена

3.     Решение задач – мат в 2 хода с равноценного обмена

4.     Решение задач – мат в 2 хода с равноценного обмена

5.     Знакомство с матом Легаля

6.     Закрепление знаний шахматной нотации по мату Легаля  и вариантами  за чёрных в партии Эллдин- Андерсон, Эскильстуна, 1915 и за белых в партии партии Тейлор- Дрейер, Антверпен, 1934г

7.     тренировочная игра

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска для записи шахматных ходов.

- напечатанные листочки с шахматной нотацией партий Эллдин- Андерсон и Тейлор- Дрейер.

 

Ход занятия.

 

Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Как у вас настроение? Замечательно! Сегодня на занятии вы повторите уже знакомые понятия равноценного и неравноценного обмена, потренируетесь в решении задач мата в 2 хода. Познакомитесь с выдающимся матом Легаля и затем самостоятельно в парах сыграете варианты мата Легаля за чёрных и за белых по шахматной нотации. А сейчас потренируемся в знании шахматной доски.

 

1. Назовите цвет следующих полей: «d4», «f2», «h2», «h5», «h8».

d4» - черное, «f2» - черное, «h2» - черное, «h5» - белое, «h8» - черное.

 

2. Назовите все поля диагонали: «е1-h4».

 -Диагональ «e1-h4» состоит из полей е1-f2-g3-h4».

 

3. За сколько ходов белый С «d2» съест неподвижные пешки: «а7», «b6», «с5», «d7»?

-Белый слон «d2» за 5 ходов сможет съесть пешки: «а7», «b6», «с5»,  и не сможет съесть пешку «d7».

 

Педагог. Замечательно! Назовите, какие 2 вида обмена существуют в шахматах?

 

Ответы детей.

Различают 2 вида обмена:

1.Равноценный обмен- когда стороны обмениваются фигурами, имеющими одинаковую ценность.

2.Неравноценный обмен- обмен фигурами с неодинаковой ценностью. 

 

Педагог. Верно! Сейчас  потренируетесь в решении задач мат в 2 хода.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске. Дети анализируют ситуацию и предлагают варианты. Педагог записывает ответы на ученической доске.

 

 

ход белых

1. Лd7-d8+     Лb8хd8

2. Лdlхd8#

 

 

Педагог. Хорошо! Справились! А теперь рассмотрим мат с равноценного обмена на примере партии Елнашев-Молнар, 1948

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске. Дети анализируют ситуацию и предлагают варианты. Педагог записывает ответы на ученической доске.

 

 

 ход белых

1.Фh5-h6+   Kgh6

 2. Cclхh6#

 

Педагог. Франсуа  Антуан де Легаль или  Легаль де Кермюр родился 4 сентября 1702 году в Версале, прожив 90 лет. Это замечательный французский шахматист. Он был учителем известного шахматиста  Франсуа Филидора. Уступив первенство своему ученику, Легаль до конца жизни оставался вторым по силе шахматистом Парижа. Имя Легаля носит комбинация, впервые осуществлённая в единственной известной его партии.  

Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 или 1787 году. Сен-Бри был очень слабым игроком и Легаль играл без ладьи a1.

Немецкий историк Людвиг Бахман отметил в своей работе в 1924 году, что это единственная шахматная партия Легаля де Кермюр, ход которой остался в истории! Поэтому при изучении шахматной игры придаём большое значение достижению Легаля, поскольку существует очень много вариантов этого мата как за белых, так  и за чёрных.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и ведёт шахматную нотацию на ученической доске.

1.     е2-e4    е7- e5

2.     С f1-c4       d7- d6

3.      Кg1-f3   Кb8-c6

4.     Кb1-c3  Сс8-g4, далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, «зевая» ферзя,  чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 

5.     К f3 хe5? С g4 хd1?? Лучше было 5…К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5…de, но после хода 6.Ф:g4 у белых лишняя пешка. Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 

6.     Сс4хf7+  Крe8-e7

7.      К c3-d5# — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Именно конь ставит в этой комбинации мат противнику.

 

Педагог. Ребята, сегодня на занятии вы  познакомитесь  2 –мя вариантами мата Легаля – за чёрных в партии Эллдин- Андерсон, сыгранной в Эскильстуне в 1915 году. Экильстуна, это городок в Швеции. Иногда эту партию называют «русской партией за чёрных». 

В партии Тейлор- Дрейер, которая прошла в Антверпене в 1934 году выигрывают белые. Эта разновидность комбинации мата Легаля (с матующим ходом слона) встречается много реже основного мата конём.

Сейчас в парах вы расставите шахматы. Каждая пара получит  распечатанные листочки с партиями за чёрных и за белых. Вы самостоятельно, используя знания шахматной нотации, играете по этим записям.

 

Дети расставляют шахматы. Педагог раздаёт листочки с распечатанными партиями. Дети играют по шахматной нотации

 

Знакомство с матом Легаля  

в партии Эллдин- Андерсон, Эскильстуна, 1915

 

№ хода

Ход белых

Эллдин

Ход черных

Андерсон

 

1

е2- е4

 

е7-е5

2

Kg1 – f3

Kg8 – f6

 

3

Kf3 x e5

Kb8- c6

 

4

Ke5 x c6

d7 x c6

 

5

d2 – d3

C f8 – c5

 

6

Cc1 – g5

K f3 x e4

 

7

C g5 x d8

Cc3 x f2 +

 

8

Kрe1 – e2

Cc8 – g4 #!

 

 

Знакомство с матом Легаля 

в партии Тейлора-Дрейер, Антверпен, 1934

 

№ хода

Ход белых

Тейлор

 

Ход черных

Дрейер

1

е2- е4

 

е7-е5

2

Сf1- с4

Kg8 – f6

 

3

Kg1 – f3

K f3 x e4

 

4

Кb1-c3

K e4 х с3

 

5

d2 х с3

d 7- d6

 

6

0-0

Сс8- g4

 

7

Kf3-е5

Сg4 х d1

 

8

Сс4 х f7+

Кре8-е7

 

9

Сс1- g5#

 

 

 

 

Педагог.  Как видите, вариантов мата Легаля несколько. Теперь предлагаю вам поменяться парами и сыграть тренировочную игру. Как вы помните, перед началом игры и после игры нужно вместе расставить и потом убрать фигуры, пожать друг другу руку; при спорных вопросах – поднять руку, пригласив педагога.

 

Дети расставляют фигуры, играют в парах по предложенным дебютам.

 

Педагог. Наше занятие подходит к завершению. Понравилось ли вам оно? Что нового вы узнали?

 

Ответы детей.

 

Педагог. Дорогие ребята! Спасибо за внимание, активность и интерес к игре шахматы! Жду вас на следующем занятии.

 

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.


 

Скачано с www.znanio.ru

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия « Мат Легаля

Тема занятия « Мат Легаля

За сколько ходов белый С « d 2» съест неподвижные пешки: «а7», « b 6», «с5», « d 7»? -Белый слон « d 2» за…

За сколько ходов белый С « d 2» съест неподвижные пешки: «а7», « b 6», «с5», « d 7»? -Белый слон « d 2» за…

Ф h 5- h 6+ Kg 8х h 6 2

Ф h 5- h 6+ Kg 8х h 6 2

Сс4хf7+ Крe8-e7 2.

Сс4хf7+ Крe8-e7 2.

Знакомство с матом Легаля в партии

Знакомство с матом Легаля в партии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024