Знакомство с игрой в шахматы. "Пешка - душа шахматной партии"
Оценка 4.7

Знакомство с игрой в шахматы. "Пешка - душа шахматной партии"

Оценка 4.7
docx
06.08.2024
Знакомство с игрой в шахматы. "Пешка - душа шахматной партии"
Знакомство с игрой в шахматы. Пешка- душа шахматной партии..docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Пешка-душа шахматной партии. Виды пешечных стуктур»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.

 

 

Тема занятия:  «Пешка- душа шахматной партии. Виды пешечных структур»

Цель- познакомить с видами пешек, расставленных на шахматной доске в начальном положении и в процессе игры.

Задачи:                                                                                                               

- повторить расстановку пешек, ход пешек, стоимость, взятие, взятие на проходе, превращение пешки

- познакомить с видами пешек при начальной расстановке на шахматной доске и в процессе игры.

- показать  примеры разных видов  расстановки пешек в процессе игры.

- ознакомить с шахматной партией по шахматной нотации «NN-Злыбин»

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

- электронные шахматные часы

- распечатанные партии «NN-Злыбин, Петербург, 1902 г.», «Потёмкин- Алехин, Петербург, 1912 г.»

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии, на котором узнаете, как называются пешками, расставленные на доске на разных полях. Чтобы наше занятие прошло успешно, вспомним, что вы знаете о пешках  из предыдущих занятий.

Ответы детей:

- Пе́шка — это самая слабая шахматная фигура и основная единица измерения (равняется 1 пешке) шахматного материала: в пешечном эквиваленте измеряют «вес» фигур (лёгкая фигура — конь и слон по отдельности примерно эквивалентны трём пешкам, ладья — пяти, ферзь — девяти). Сама пешка равна 1 очку.

-Пешка может превратиться во все фигуры, кроме короля.

- Пешка может ходить вперёд на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали.

- С исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты.

- Пешка ходит на поле, занимаемое фигурой или пешкой противника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру или пешку.

- Пешка, атакующая поле, пересечённое пешкой партнёра, который продвинул её с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется «взятием на проходе».

 

- Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена, по выбору игрока, на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода; эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением пешки».

 

- Буквенное обозначение — п. в шахматной нотации обычно используется только при записи положения фигур на диаграмме, а в процессе партии опускается.

 

Педагог. Правильно, ребята! Франсуа-Андре Даникан Филидор (7 сентября 1726 — 31 августа 1795) — французский шашечный и оперный композитор, шахматист, шахматный теоретик. В своё время считался сильнейшим шахматистом в мире. Как композитор, Филидор завоевал  широкую известность прежде всего своими мелодически привлекательными комическими операми, которых за свою жизнь написал свыше 30.

Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века.

Именем Филидора назван и шахматный дебют — «Защита Филидора».

 По Ф. Филидору пешка — «душа шахматной партии», структура пешечного расположения определяет стратегический рисунок партии. В эндшпиле роль пешек значительно возрастает, особенно далеко продвинутых (близких к полю превращения).

 

Педагог. Итак, рассмотрим виды пешек.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  виды пешек.

 

Виды пешек:  в зависимости от вертикали, на которой пешка находится, различают:

Название пешки

вертикаль

                      Королевская

е

Ферзевая

d

слоновая

c, f,

Коневая

b,g

ладейная

a,h

центральная

d

крайняя

a,h

фланговая

a,b,с,f,g,h

 

а6 и b6 — «пешки-недотроги»

В зависимости от взаимного расположения пешек существуют пешечные структуры:

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет пешечные структуры..

·         Блокированная пешка — пешка, продвижение которой остановлено неприятельской фигурой или пешкой, стоящей непосредственно перед ней. Чаще всего блокированию подвергается изолированная пешка.

·         Изолированная пешка — пешка, на соседних вертикалях с которой отсутствуют пешки того же цвета.

Изолированные пешки. У белых изолированная пешка d4, у черных  f5.

·         Отсталая пешка ― пешка, которая при наличии на соседних вертикалях других пешек того же цвета, продвинутых вперёд, сама не может двигаться (блокирована или поля перед ней находятся под боем).

 

После хода чёрных g6-g5, одна белая пешка держит три

чёрных пешки – f7 и h7

·         Проходная пешка — пешка, на одной вертикали перед которой отсутствуют пешки противника, а на соседних вертикалях или нет пешек противника или они не держат под боем поля, через которые пешка должна пройти до поля превращения.

o    Защищённая проходная — проходная пешка, защищённая пешками того же цвета. В данном случае проходные пешки а5,с5, hf4. Защищённые пешки   hf4.

 


o    Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек. Здесь – а5.

·         Разрозненные пешки — пешки одного цвета, разделённые одной или несколькими вертикалями, на которых нет пешек того же цвета. На представленном следующем примере и белых и чёрных по 4 пешки. Однако, чёрные пешки защищенные, а белые разрозненные.

·         Связанные пешки — две или более пешек одного цвета на соседних вертикалях, имеющие возможность защищать друг друга. На диаграмме видно, что связанными пешками являются е3 и f4 у белых, b7 и с6 у чёрных. Они же являются пешечными парами.

o    Пешечная пара — две пешки одного цвета, расположенные рядом на соседних вертикалях.

o    «Висячие» пешки — две связанные пешки (обычно центральная и слоновая) на одной горизонтали, не защищённые другими пешками. По определению Арона Нимцовича они унаследовали характерную черту изолированной пешки — соединение статической слабости и динамической силы: «висячие» пешки требуют постоянной защиты, но могут быть использованы как средство острой контратаки. Борьба против «висячих пешек» чаще всего сводится к тому, чтобы вынудить продвижение одной из них, затормозить их дальнейшее продвижение и атаковать отставшую пешку. Здесь на диаграмме «висячие пешки» белых – е3 и f4.

·         Сдвоенные пешки (строенные пешки) — две (три) пешки одного цвета на одной вертикали. На представленной диаграмме у белых – с2,с3,с4 – строенные пешки,е2и е3 – сдвоенные пешки. У черных представлены связанная пара g6 и h5 и «волнорез»- это защищённые три пешки с7, d4 и е5.

 

·        Пешечное большинство означает, что на одном фланге больше пешек одного цвета, чем у соперника. Пешечное большинство- ценный актив, потому что оно часто приводит к ряду разменов и созданию проходной пешки. На представленной ниже диаграмме у белых пешечное большинство на ферзевом фланге и хорошая возможность выиграть партию.

Педагог. Сейчас по шахматной нотации воспроизведем партию«NN- Злыбин», которая была сыграна в Петербурге в конце 1902 года. Встреча игралась в так называемом турнире- гандикапе, где все соперники были разделены на категории в соответствии с силой игры. Во встречах шахматистов разных категорий применялись заранее оговоренные форы. В данной  В  игре черные играют без пешки f7.

Петербург. 1902 год

 

NN

Злыбин

 

1.е2-e4

Kb8-c6

                                                            

2.d2-d4

E7-e6

 

3.d4xe5

Kb6xe5

 

4.f2-f4

Ke5-f7

 

5.Cf1-c4

Кg8-h6

 

6.Фd1-d4

Cf8-e7

 

7.Фd4xg7

d7-d5!

 

8.Cc4-d5

Ce7-f6

 

Белые сдались. 0-1

 

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили о фигуре пешки. Узнали о видах пешек на шахматной доске, о возможных вариантах расстановки пешек. Учились оценивать в расстановке пешек слабые и сильные позиции. Сыграли по шахматной нотации партию  неизвестного с Глыбиным.

                       

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру Потёмкин- Алехин, которая была сыграна в Петербурге 1912 году.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

Петербург, 1912 год

Потёмкин

Алехин

1.   е2-е4

c7-с5

2.   g2-g3

g7-g6

3.   Cf1-g2

Cf8-g7

4.   Kg1-e2

Kb8-c6

5.   c2-c3

Kg8-f6

6.   Kb1-a3

d7-d5

7.   e4xd5

Kf6xd5

8.   d2-d4

c5xd4

9.   c3xd4

0-0

10.                    Ka3-c2

Cc8-g4

11.                    f2-f3

Cg4-f5

12.                    Kc2-e3

Фd8-a5+

13.                    Kpe1-f2

Kd5-b4

14.                    Ke3xf5

Фa5xf5

15.                    g3-g4

Kb4-d3+

16.                    Kpf2-g3

Kc6xd4!!

17.                    g4xf5

Kd4xf5+

18.                    Kpg3-h3

Kd3-f2#

или

18.Kpg3-g4

h7-h5+

19.Kpg4-g5

Cg7-f6#

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия: «Пешка- душа шахматной партии

Тема занятия: «Пешка- душа шахматной партии

Пешка ходит на поле, занимаемое фигурой или пешкой противника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру или пешку

Пешка ходит на поле, занимаемое фигурой или пешкой противника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру или пешку

Коневая b , g ладейная a , h центральная d ,е крайняя a,h фланговая a , b ,с, f ,g, h а6 и b6 —…

Коневая b , g ладейная a , h центральная d ,е крайняя a,h фланговая a , b ,с, f ,g, h а6 и b6 —…

Отсталая пешка ― пешка, которая при наличии на соседних вертикалях других пешек того же цвета, продвинутых вперёд, сама не может двигаться (блокирована или поля перед…

Отсталая пешка ― пешка, которая при наличии на соседних вертикалях других пешек того же цвета, продвинутых вперёд, сама не может двигаться (блокирована или поля перед…

Разрозненные пешки — пешки одного цвета, разделённые одной или несколькими вертикалями, на которых нет пешек того же цвета

Разрозненные пешки — пешки одного цвета, разделённые одной или несколькими вертикалями, на которых нет пешек того же цвета

Пешечное большинство означает, что на одном фланге больше пешек одного цвета, чем у соперника

Пешечное большинство означает, что на одном фланге больше пешек одного цвета, чем у соперника

Ф d1-d4 Cf8-e7 7

Ф d1-d4 Cf8-e7 7

Петербург, 1912 год

Петербург, 1912 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2024