Знакомство с игрой в шахматы. Позиционная ничья. Крепость.
Оценка 4.9

Знакомство с игрой в шахматы. Позиционная ничья. Крепость.

Оценка 4.9
docx
18.07.2024
Знакомство с игрой в шахматы. Позиционная ничья. Крепость.
Знакомство с игрой в шахматы. 1.Позиционная ничья. Крепость..docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

                               (Реабилитационный центр «Адели»)     

 

 

 

 

                                                                                                                

Знакомство с игрой в шахматы.

«Позиционная ничья. Крепость»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.

 

 

Тема занятия:  «Позиционная ничья. Крепость»

Цель- познакомить с  позиционной ничьей «крепость» или конструкцией из фигур для защиты короля и своих позиций.

Задачи:

- повторить понятие пат, спёртый мат

- познакомить с понятием позиционная ничья  и конструкцией из фигур для защиты короля и своих позиций.

- показать  пример Львовского гамбита и спёртого мата на примере партии Шрёдер- Блэйк.

- закрепление знаний шахматной нотации

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

- электронные шахматные часы

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на       нашем занятии, которое посвящено позиционной ничьей и разновидностью позиционной ничьей – крепость. Ребята, давайте вспомним, что такое пат?

Ответы детей. Пат – это положение в партии в шахматах и других играх шахматного типа, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки, находящиеся на доске, лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом.

Педагог. Позиционная ничья — этот термин был введён Ф.М Симховичем, советским этюдистом и шахматным теоретиком в 1928 года. Позиционная ничья применяется к позиции в шахматах, в которой невозможно реализовать материальный перевес (порой значительный) в силу некоторых её особенностей.

Позиционная ничья часто реализуется в шахматных этюдах.

Различают несколько разновидностей позиционных ничьих:

·         «крепость»,

·         блокада,

·         связывание и привязывание,

·         «вечное» нападение,

·         повторение ходов с другими мотивами.

 

Педагог. Сегодня мы рассмотрим разновидность позиционной ничьей – «крепость». Итак.

Крепостью в шахматах называется позиция, в которой слабейшая сторона, при значительном, как правило, недостатке в соотношении материала, добивается спасения путем построения определенной конструкции из фигур, проникнуть за пределы которой не представляется возможным и, таким образом, неуязвимой для противной стороны. Является одной из разновидностей позиционной ничьей.

Рассмотрим 3 примера конструкции фигур «крепость». П

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение.

 

7

6

5

4

3

2

1

 

 

 

 

                                                                                        

 

В задачу белых входит защита пешек f3 и g3 и полей вторжения ладьи по линии «h». Для этого достаточно держать короля в непосредственной близости от этих пунктов, что несложно.

8

7

6

5

4

3

2

1

 

Педагог. Теперь рассмотрим 2-й пример.

                Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение.

 

 

 

 

Педагог. Черный ферзь не способен взломать позицию неприятеля без помощи своего короля. Поэтому белые должны быть внимательны к тому, чтобы черный монарх не пробрался за линию выстроенной конем и слоном крепости. Контуры крепости должны постоянно просматриваться: король не должен покидать ее пределы, а фигурам полагается сохранять плотность.

8

7

6

5

4

3

2

1

 

Педагог. Теперь рассмотрим 3-й пример.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение.

 

 

 

 

примере, прячется на g1 или h2. Во всех остальных случаях ладья барражирует по полям f3 и h3.

Концепция крепости широко разработана в этюдном творчестве, однако характерные для нее идеи нередко находят применение в практических партиях.       

На последующих занятиях мы разберем позиции на тему возникновения «крепости» в этюдах и на практике.

Педагог. При объявлении шахов белый король, как и в предыдущем

 

Педагог. Продолжим наше занятие и какими ходами начинается дебют Рети?

Ответы детей. Дебю́т Ре́ти  начинается ходом 1. Kg1-f3. 

 

Педагог. Есть продолжение дебюта Рети ходами Kg1-f3 d7-d5; 2. e2- e4 d5хe4;  3. Kf3-g5. И такое продолжение получило название Львовский гамбит.

Какой мат называют спёртым?

Ответы детей. Спёртый мат — мат, объявляемый конём, при этом матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.

 

 

 

 

Педагог. Сейчас рассмотрим короткую партию Шрёдер- Блэйк, сыгранную в Бруклине в 1912 году. Постарайтесь определить ошибки чёрных.

 

Номер хода

Шрёдер

Блэйк

1

Kg1-f3

 

d7-d5

2

e2-e4

 

d5xe4

3

                     Kf3-g5        

 

Kg8-f6

4

                     Kb1-c3         

 

Cc8-f5

5

Фd1-e2

 

c7-c6

6

Kg5xe4

 

Kb8-d7

7

Ke4xf6#

 

 

 


Педагог. Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?

Ответы детей. Узнали о позиционной ничьей, конструкции фигур «крепость», узнали о Львовском гамбите.    

Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе, приветствуете друг друга пожатием  руку до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей.

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия: «Позиционная ничья

Тема занятия: «Позиционная ничья

Педагог. Сегодня мы рассмотрим разновидность позиционной ничьей – «крепость»

Педагог. Сегодня мы рассмотрим разновидность позиционной ничьей – «крепость»

Контуры крепости должны постоянно просматриваться: король не должен покидать ее пределы, а фигурам полагается сохранять плотность

Контуры крепости должны постоянно просматриваться: король не должен покидать ее пределы, а фигурам полагается сохранять плотность

Педагог. Сейчас рассмотрим короткую партию

Педагог. Сейчас рассмотрим короткую партию

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024