Знакомство с игрой в шахматы. Позиционная ничья. Крепости в этюдах.
Оценка 4.8

Знакомство с игрой в шахматы. Позиционная ничья. Крепости в этюдах.

Оценка 4.8
docx
18.07.2024
Знакомство с игрой в шахматы. Позиционная ничья. Крепости в этюдах.
Знакомство с игрой в шахматы. 2.Позиционная ничья. Крепости в этюдах.docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

                               (Реабилитационный центр «Адели»)     

 

 

 

 

                                                                                                                

Знакомство с игрой в шахматы.

«Позиционная ничья. «Крепость» в этюдах»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.

 

Тема занятия:  «Позиционная ничья. «Крепость»  в этюдах»

Цель- познакомить с  позиционной ничьей «крепость» в этюдах  

Задачи:

- повторить понятия – этюд, виды этюдов, позиционная ничья «крепость»

- познакомить с понятием позиционная ничья «крепость» в этюдах М. Симховича и А. Троицкого

 - закрепление знаний шахматной нотации

- провести тренировочную игру

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

- электронные шахматные часы

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на       нашем занятии, которое посвящено позиционной ничьей и разновидностью позиционной ничьей – крепость. Ребята, давайте вспомним, что называют «крепостью» в шахматах?

Ответы детей. «Крепостью» в шахматах называется позиция, в которой слабейшая сторона, при значительном, как правило, недостатке в соотношении материала, добивается спасения путем построения определенной конструкции из фигур, проникнуть за пределы которой не представляется возможным и, таким образом, неуязвимой для противной стороны. Является одной из разновидностей позиционной ничьей.

 

Педагог. Что такое этюды в шахматах?

Ответы детей Шахматные этюды – это особые упражнения, которые помогают шахматистам совершенствовать свои навыки игры. Они представляют собой тщательно составленные позиции на доске, где одна сторона должна добиться определенного результата, например, поставить мат королю противника, добиться ничьей или продемонстрировать красивую комбинацию.

 

Педагог. Этюды – это искусственно созданные шахматные позиции, в которых одна сторона имеет преимущество или обязана добиться определенного результата. Целью этюда является не просто выиграть партию, а продемонстрировать конкретный шахматный навык или идею. Этюды могут быть разной сложности, от простых до очень сложных. Шахматные этюды имеют различные особенности и подразделяются на несколько видов в зависимости от целей и концепций:

·         Тематические – созданы для изучения конкретных тем или тактических приемов в шахматах, таких как мат в один ход, проходную пешку, атаку на короля и т.д.

·         На перемещение фигур – задачи, цель которых – найти наилучшее местоположение для определенной фигуры или группы фигур.

·         На превращение пешек – здесь игрокам предлагается найти оптимальный способ продвижения пешки к превращению и использования новой фигуры для достижения победы.

·         На пешечные концовки – задачи, в которых рассматривается игра с ограниченным числом пешек на доске, часто с фокусом на тонкости пешечных эндшпилей.

·         Артистические – эти этюды созданы для эстетического удовольствия и часто имеют неожиданные и красивые решения, которые не всегда соответствуют практическим игровым ситуациям.

·         Грандмастерские – сложные и глубокие задачи, созданные для опытных игроков и часто имеющие нестандартные и неочевидные решения.

Педагог. Сегодня мы рассмотрим тематические этюды на закрепление позиционной ничьей «крепости». Пример 1-й.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение.

 


 

Педагог. Ход белых. 1.Сd1-a4+ жертвуя слоном, белые начинают форсированное построение неприступной пешечной крепости1…Крxa4, но возможен и вариант 1…Крc4, это ничего не меняет.

2.b2-b3+        Крa4-b5

3.c2-c4+        Крb5-c6

4.d4-d5+        Крc6-d7

5.e5-e6+        Крd7xd8

6.f4-f5

от подавляющего материального преимущества черных нет никакого прока — клиновидная белая стена намертво закрыта, пробить в ней брешь нет никакой возможности

 

Педагог. Второй этюд автора Симхович, Фроим Маркович (Фроим-Лейб Меерович) (1896—1945) — советский шахматный теоретик и этюдист. Данный этюд Фроим Маркович составил в 1926 году.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение.

 

 

 


8

7

6

5

4

3

2

 

Основной вариант

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4        вариант

1.Сf6 ! Крd6

2.Сe7+Крc6

3.f6      h2

4.Сf8   h1=Ф

5.Сh6   Фh2

6.Крf8   Фb8+

7.Крg7

 

1.f6 ?  h2

2.Крf8  h1=Ф

 3.Крg7  Крd7

 4.Сf8  Крe6 

5.Крg8  Фa8 !

6.Крg7  Крf5

7.Крg8 Крg4

8.Крg7Фh1

9.Крg8 Фxh7+

10.Крxh7   Крxg5

 

1.Сf8  h2

2.Сh6  h1=Ф

3.Крf8  gxf5

4.Кf6  f4

 

1.Сf6 !  н2

2.Се5+  Крe5

3.fxg6   fxg6    4.Сf6+  Крf4 

 5.g7  h1=Ф  6.g8=Ф  Фa8+  7.Сd8

 

1.Сf6 !  н2

2.Се5+  Крe5

3.fxg6   h2   

4.Крd7 Крf5     5.Сd6

 

 

8

7

6

5

4

3

2

 

Педагог. 1.Сf6!

Белые стремятся перебросить своего слона на h6, зафиксировать пешечную структуру ходом f5-f6 и завести в организованное сооружение своего короля, но для грамотной реализации этой идеи потребуется точная игра; в следующих продолжениях черные побеждают:

1…Крd6

на1…h2следует2.Сe5+

2.Сe7+Крc6 черные вынуждены перекрыть своим королем диагональ h1-a8, по которой в дальнейшем должен был действовать ферзь; но этот ход единственный, позволяющий рассчитывать на успех — другие сразу уравнивают позицию, например как 3 и 4 вариант.

 7.Крg7 темп в темп белый монарх успевают укрыться в крепости, которая оказывается неприступной для черных; белопольный слон действует только по белым полям и не может оказать никакого влияния на игру, совместных усилий короля с ферзем недостаточно для штурма, цугцванга, благодаря маневренности коня, тоже нет.

 

  Педагог. Предлагаю разобрать  решить этюд Алексея Алексеевича Троицкого( 14.03.1866, Санкт – Петербург- 14 августа 1942 года, Ленинград), шахматного композитора, основоположник художественного шахматного этюда, мастера спорта по шахматной композиции.
Данный этюд называетс «Тидскрифт фор шак», 1910 г. белые начинают и побеждают.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение.

 

8

7

6

5

4

3

2

1

 

1.Кb8-c6 для черных важнее сохранить пешку, нежели убрать из-под боя слона 1d4-d3

2.Кxa7 !   белые не стремятся задержать вражескую пешку, т.к. не успевают этого сделать

1.Кb8-c6        d4-d3

2.Кc6xa7!      d3-d2

3.Кf7-b5        d2-d1=Ф

4.Кb5-c3       Фd1-d6+

5.Крh2-h1    Фd6-g3

6. Кc3-e4      Фg3-e5, ферзь лишен возможности объявить шах и выиграть темп для отступления короля, а на 5…Крg3 или 5…Крg5 следует 6.Кe4 – двойной удар; в позиции на 4-м ходу такой ход как, например, 4…Фb3 с идеей 5…Фb5 опровергается тем же самым 5.Кe4 и после 6.g3 белые вовсе побеждают 5…Фg3 ; 6.Кe4  Фe5.  Белый конь запирает вражеского короля в изоляции от борьбы, одинокому ферзю не по силам развить действенную угрозу положению белых; попытка сыграть на цугцванг не несет выгоды, в связи с тем, что при короле на h2 белые всегда готовы поставить мат ходом 7/ 7.g2-g3.       Крh4-h3

8.Кe4-f2 # 

 

Педагог. Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?

Ответы детей. Узнали о позиционной ничьей в конструкции фигур «крепость» в этюдах шахматных композиций.   

Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе, приветствуете друг друга пожатием  руку до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей.

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия: «Позиционная ничья

Тема занятия: «Позиционная ничья

Этюды могут быть разной сложности, от простых до очень сложных

Этюды могут быть разной сложности, от простых до очень сложных

Кр c 6-d7 5.e5- e 6+

Кр c 6-d7 5.e5- e 6+

Педагог. 1.Сf6! Белые стремятся перебросить своего слона на h6, зафиксировать пешечную структуру ходом f5-f6 и завести в организованное сооружение своего короля, но для грамотной реализации…

Педагог. 1.Сf6! Белые стремятся перебросить своего слона на h6, зафиксировать пешечную структуру ходом f5-f6 и завести в организованное сооружение своего короля, но для грамотной реализации…

Кxa7 ! белые не стремятся задержать вражескую пешку, т

Кxa7 ! белые не стремятся задержать вражескую пешку, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024