Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Правила Капабланки при одноцветных слоновых эндшпилях»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «Правила Капабланки при одноцветных слоновых эндшпилях»
Цель- познакомить с правилами Капабланки при одноцветных слоновых эндшпилях
Задачи:
- повторить расположение слона на шахматной доске, стадии игры в шахматах
- повторить виды дебютов, гамбит, дебют «испанской партии»
- познакомить с правилами Капабланки при одноцветных слоновых эндшпилях на примере партий: Полугаевский- Мекинг и Войткевич- Халифман.
- познакомить с дебютом – «Гамбит Руссо»
- познакомить с партией Капабланка -Адамс
- закрепление знаний шахматной нотации
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
-демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
-распечатанная в шахматной нотации партия Капабланка – Адамс
-электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с правилами Капабланки при одноцветных слоновых окончаниях или эндшпилях. Эти правила составил исходя из своего опыта кубинский шахматист, выдающийся спортсмен начала ХХ века Хосе Рауль Капабланка-и-Граупера (19 ноября 1888 — 8 марта 1942).
Ребята, назовите стадии игры в шахматах
Ответы детей. Дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Педагог. На каких полях шахматной доски расположены белые и черные слоны?
Ответы детей. Белые слоны расположены на полях с1 и f1, а чёрные слоны – с8 и f8.
Педагог. Слоны расположенные на белых полях f1 и с8 это белопольные слоны или их называют одноцветом. Также одноцветом называют слонов, расположенных на чёрных полях с1 и f8, так как они являются чернопольными слонами. Вспомним 2 правила Капабланки, при котором, если на доске есть слоны
Правило №1
Если соперник располагает слоном (одним), а у нас не имеется ни одного, тогда пешки следует помещать на поля, соответствующие цвету этого слона. Иными словами, при белопольном слоне противной стороны свои пешки должны быть расположены на белых полях, при чернопольном – на черных.
Правило №2
Если в числе наших фигур имеется слон (один), тогда пешки рекомендуется располагать на полях, противоположных цвету собственного слона. И это справедливо вне зависимости от того, есть у противника одноименный оппонент для нашей фигуры или же нет.
На следующих примерах разберём, как идеи Капабланки работают в слоновых окончаниях с одноцветами.
Педагог. Рассмотрим пример одноцвета на примере партии Полугаевский- Мекинг, сыгранной в Мар-дель-Плата в 1971 году. Игру продолжают белые и перед нами 40-й ход.
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
Педагог. 40.h2-h4 !дополнительная профилактика против g6-g5
40… Сg2-f3
41.b3-b4 !
В соответствии с правилом №2 Полугаевский делает все возможное, чтобы его белопольный слон имел как можно большее пространство для маневров.
41… Сf3-h1
42.Сd3-e2 Сh1-g2
43.Сe2-g4 Сg2-e4
44.Сg4-c8 Крd6-c7
45.Сc8-e6 Крc7-d6
46.Сe6-g8 h7-h6
47.Сg8-f7 h6-h5
48.Сf7-e8 Сe4-c2
49.Сe7-f7 Сc2-e4
50.f4-f5 ! Сe4xf5
альтернативное взятие
50…g6xf5 проигрывает в следующем варианте:
51.Сf7xh5 Крd6-e6
52.Сh5-d1 Сe4-g2
53.Сd1-b3 Сg2-f3
54.h4-h5 Сf3xh5
55.Сb3xd5+ Крe6-d6
56.Сd5xb7 Сh5-e2
57.Сb7-c8
51.Сf7xd5 Сf5-c8
52.e3-e4 Крd6-e7
не лучше иные продолжения:
52… Крd6-d7
53.Крd4-c5 Крd7-c7
54.Сd5-f7 g6-g5
55.h4xg5 h5-h4
56.g5-g6
52…Крd6-c7
53.Сd5-f7 и белые побеждают в обоих случаях
53.Крd4-e5= цугцванг53…g5
54.h4xg5 h5-h4
55.g5-g6 h4-h3
56.g6-g7 h3-h2
57.g7-g8=Ф h2-h1=Ф
58.Фg8-f7+ Крe7-d8
59.Фf7-f8+ в этом положении черные сдались по причине:59…Крd7
60.Сd5-e6+ Крd7-c6
61.Фf8-c5# 1–0
Разобранный одноцвет отчетливо доказывает справедливость выраженного Капабланкой правила относительно расположения пешек при собственном слоне. А вот следующий пример иллюстрирует обратную картину.
Педагог. Сейчас рассмотрим пример из шахматной партии Войткевич- Халифман, которая состоялась в Раквере в 1993 году.
8
7
6
5
4
3
2
1
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
Педагог. Перед вами , ребята, уже 30- й ход и делают его белые фигуры.
30.a3-а4 !
Это решение, идущее вразрез со вторым правилом Капабланки, заключает в себе конкретную идею, а именно препятствовать движению сдвоенной пары b6 и b7. Вслед за e3-e4 и разменом пешек e4 и d5, пешка b7 будет представлять ключевую слабость чёрных. После естественного30.Крd4 чёрные отвечают 30…b5 c дальнейшим b7-b6, что, как минимум, затрудняет для белых игру на выигрыш.
30…g7-g5
31.Крc3-d4 Сe6-f7
32.Сg2-f3 Сf7-e6
33.f4-f5 !
Белые снова передвигают одну из своих пешек на белое поле. Ограничить неприятельского слона для них является ключевой идеей, несмотря на то, что от этого страдает собственная фигура. Кроме того, чёрные отныне лишаются возможности f6-f5.
33… Сe6-f7
34.b2-b4 Сf7-e8
35.b4-b5 !
Правило Капабланки нарушается в третий раз, но чёрный слон теперь, в дополнение к полю e6, теряет еще один важнейший пункт.
35… Сe8-f7
36.Сf3-d1 Сf7-g8
37.Сd1-b3 Сg8-f7
38.e3-e4
Последовательно утратив поля e6 и с6, с которых слон имел возможность защищать пешку d5, находясь под защитой короля, чёрные становятся немыми свидетелями проигрыша своего центрального пехотинца и, как следствие, партии.
38… Сf7-g8
39.Сb3-a2 Сg8-f7
40.Сa2xd5 Сf7xd5
41.e4xd5 Крd6-c7
42.Крd4-c3 Крc7-d6
43.Крc3-c4 Крd6-e5
в случае43…Крc7или 43…Крd7 выигрывает 44.Крb4 с грядущим 45.a5
44.a4-a5 b6xa5
45.Крc4-c5 a5-a4
46.d5-d6 b7-b6+
47.Крc5-c6 a4-a3
48.d6-d7 a3-a2
49.d7-d8=Ф a2-a1=Ф
50.Фd8-d6+ Крe5-e4
51.Крc6xb6 и белые победили.1–0
В данном типе слоновых окончаний материального превосходства одной из сторон в лишнюю пешку обычно достаточно для победы, а при разноцветных слонах в подавляющем большинстве случаев ситуация складывается прямо противоположная.
Правило Капабланки №2
Если в числе наших фигур имеется слон (один), тогда пешки рекомендуется располагать на полях, противоположных цвету собственного слона. И это справедливо вне зависимости от того, есть у противника одноименный оппонент для нашей фигуры или же нет.
Следующая партия свидетельствует о несостоятельности второго правила Капабланки в позициях типа «крепость».
8
7
6
5
4
3
2
1
Тайманов
Котов
1953Цюрих
Оценка позиция не вызывает сомнений — у белых явное преимущество. Их конь доминирует в центре доски, бедственное положение на e8 занимает неприятельский слон, положение его белого оппонента на d3 заметно лучше. Ко всему к этому существенно ослаблено прикрытие черного короля. События в партии развивались следующим образом:
35.h4Крg736.Фg3Фd637.f4
Белые следуют второму правилу Капабланки и, при наличии у себя белопольного слона, располагают свои пешки на черных полях. Прямо противоположной стратегии придерживаются черные, чем нарушают указанный принцип.
37…h5 !
Последняя пешка черных встает на белое поле. Котов проигнорировал второе правило Капабланки насколько это возможно. Значит ли это, что позиция черных в перспективе терпит крах? Вовсе нет, в данном случае черные построили крепость. Все слабости в их лагере надежно прикрыты, осуществить действенный подрыв организованной обороны невозможно: ходом h6-h5 черные пресекли возможность продвижения не только белой пешки h (h5-h4), но и соседней g (g2-g4).
Тем не менее эту партию черные проиграли, когда соблазнились выигрышем пешки b4, позволив фигурам белых вторгнуться в неприятельские тылы. Однако же к объективному суждению о позиции на 39-м ходу это отношения не имеет, на доске – ничья.
Белые избрали неверную стратегию на борьбу, сыграв 35.h4 и допустив закрытие позиции. Слабости черных располагаются на белых полях, и потому именно белые поля должны быть атакованы. Для развития своего преимущества у Тайманова имелось две перспективные возможности:
В обоих случаях белые расставляют свои пешки по белым полям и нарушают второе правило Капабланки, но они действуют по позиции.
Подводя итог, можно заключить следующее: Если дело идет к организации крепости, тогда атакующая сторона должна вести свою игру в подготовке к прорыву линии обороны и его реализации, а защищающаяся – в противодействии этим идеям. Часто в подобных случаях ходы с обеих сторон противоречат сформулированному Капабланкой второму принципу размещения пешек.
Педагог. Ребята, какие основные 3 вида дебютов вы знаете?
Ответы детей. Дебюты можно разделить на три вида:
Открытые — игра начинается ходами e2-e4, e7-е5;
Полуоткрытые — на ход e2-e4 чёрные отвечают любым ходом кроме e7-е5;
Закрытые — белые начинают партию любым ходом кроме e2-e4.
Педагог. Правильно! Классификация дебютов носит формальный характер, однако она проста и удобна в использовании. Сегодня вспомним дебют «Испанской партии» и познакомимся шахматным дебютом «Гамбитом Руссо»
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
Дебют «Испанской партии»
|
Гамбит Руссо́ |
1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-b5
|
1.
e2-e4 e7-e5
|
|
Чёрные ходом f7-f5 стремятся устранить белую пешку на е4, захватить центр, а также вскрыть линию «f» с целью подготовки атаки ладьёй пункта f2. В то же время положение белого слона на поле с4 делает позицию чёрных довольно уязвимой и создаёт трудности с рокировкой в короткую сторону. Несмотря на это, гамбит Руссо, будучи малоисследованным шахматным началом, часто приводит к нестандартным позициям, незнакомым сопернику, что даёт чёрным неплохие шансы на успех. |
Относятся к открытым началам.
|
Педагог. Сейчас мы разберём короткую партию Капабланка – Адамс, которую провели в Вашингтоне в 1909 году. В игре соперники применили дебют Руссо. Капабланка 9-м ходом поставил мат Адамсу.
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись шахматной нотации на ученической доске.
№ хода |
Х.Р.Капабланка |
Адамс |
1 |
е2-е4 |
е7-е5 |
2 |
Кg1-f3 |
Кb8-c6 |
3 |
Кb1-c3 |
Cf8-c5 |
4 |
Kf3xe5 |
Kc6xe5 |
5 |
d2-d4 |
Cc5xd4 |
6 |
Фd1xd4 |
Фd8-f6 |
7 |
Kc3-b5! |
Kpe8-d8 |
8 |
Фd4-c5 |
Ke5-c6 |
9 |
Фc5-f8! |
|
Педагог. Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?
Ответы детей. Познакомились с правилами Хосе Рауля Капабланки с одноцветным слоновым эндшпилем. Узнали дебют Руссо.
Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуете друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей.
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.