Знакомство с игрой в шахматы. "Профилактическая эвакуация короля."
Оценка 4.7

Знакомство с игрой в шахматы. "Профилактическая эвакуация короля."

Оценка 4.7
docx
07.08.2024
Знакомство с игрой в шахматы. "Профилактическая эвакуация короля."
Знакомство с игрой в шахматы. Профилактическая эвакуация короля.docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Профилактическая эвакуация короля»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.

 

 

Тема занятия:  «Профилактическая эвакуация короля»

 

 Цель - познакомить со стратегическим приёмом – профилактической эвакуацией короля.

 

Задачи:

- повторить знания шахматной доски- центр, фланги

- повторить понятие «рокировка»

- познакомить со стратегическим приёмом – профилактической эвакуацией короля.

- познакомить с профилактической эвакуацией короля на примере партий «Беккер – Нимцович, Бреслау, 1925 г.», «Бирн- Котов, Нью-Йорк, 1954г», «Диез Дель Корраль – Петросян, Пальма-де-Майорка, 1969 г.»

- ознакомить с шахматной партией по шахматной нотации «А.Ф. Гончаров- Ю. Б. Френкель.»

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

- электронные шахматные часы

- распечатанная партия «Гортвиц- Бледов, Берлин, 1827 г.»

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии, на котором познакомитесь с профилактической эвакуацией короля.  Чтобы наше занятие прошло успешно, вспомните, какие поля шахматной доски являются центром?

 Ответы детей. Центр в шахматах — центральные поля шахматной доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 — f6-f3.

 

Педагог. Какие вертикали относятся к флангам шахматной доски?

Ответы детей. К флангам шахматной доски относятся:

1.     Королевский фланг — правая половина доски, если вы играете белыми фигурами, либо левая половина, если вы играете чёрными, это вертикали - f,g,h

2.     Ферзевый фланг — левая половина доски для белых фигур и правая для чёрных, это вертикали -a,b.c

 

 

Педагог. Что такое рокировка и для чего она нужна в шахматной игре?

Ответы детей.

-Рокировка это ход в шахматах, который заключается в следующем:

1. Король перемещается в сторону ладьи своего цвета на две клетки. 2. Ладья переносится через короля и ставится на следующее за ним поле.

-Рокировка позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля, переместив его в менее опасное место, и одновременно вывести на центральные вертикали сильную фигуру — ладью.

Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.

 

Педагог. Правильно, ребята! Кроме рокировки как хода или искусственной рокировки, существуют ещё профилактические ходы эвакуации короля в безопасное место.  Одной из распространённых профилактических идей является продвижение ладейной пешки рядом с рокированным королём, что может быть сделано для обеспечения безопасности  короля; другая заключается в переносе своего короля на поле « b» после рокировки на ферзевом  фланге, чтобы, среди прочего, защитить неподвижную пешку «а». Профилактика является отличительной чертой позиционной игры, часто не позволяющей соперникам заходить на рискованные, обоюдоострые линии, а также наказывать соперников, которые играют слишком агрессивно. Использование профилактики является важным навыком на продвинутых уровнях игры.

Сегодня рассмотрим примеры  более или менее «добровольного» перехода короля на противоположный фланг. Мы рассмотрим случаи, когда

1) король покидает свою резиденцию, чтобы уйти из-под запланированной или уже начавшейся атаки соперника; или

2) король покидает тот участок доски, на котором его войско запланировало наступательные действия.

 

Рассмотрим пример 1. Партия Беккер – Нимцович прошла в Бреслау в 1925 году. Ход чёрных.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись ходов на ученической доске.

 

Педагог. Чёрным угрожает пешка 14 –м ходом:  g2-g4, в ответ чёрные могут предпринять ход конём Kf5-e7

15.g4-g5   h6-h5

16.g5-g6    Ke7xg6

17.Kf3-g5      или  Л h1-g1 с опасной активностью на королевском фланге. Что чёрным против этого предпринять?

 

Бреслау, 1925 г.

Профилактическая эвакуация короля.

 

Беккер

Нимцович

13…….

Кре8-d7! - король отправляется на ферзевый фланг- там ему будет намного спокойнее. К тому же таким образом предотвращается продвижение неприятельской пешки «g» до g5, так как ладья h8 теперь защищена   

14. g2-g4

Kf5-e7

15. Kf3-d2    

Фd8-e8!?

16.Cc1-a3

Крd7-c7

 

Переводом короля на «с7» чёрные обезвредили неприятельские угрозы на королевском фланге. Кроме этого, на поле «е8» теперь удобно расположился их ферзь - находясь здесь, он атакует слабую пешку «а4». В конечном итоге Нимцович добился победы. Очень важно не упустить правильный момент для эвакуации малейшее промедление может стать решающим

 

Педагог. Теперь рассмотрим пример 2. Бирн –Котов. Эта партия была сыграна в Нью-Йорке в 1954 году. Ход чёрных.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись ходов на ученической доске.

 

Педагог. Вне всяких сомнений, белые связывают свой план с продвижением  пешки g2-g4-g5. У чёрного монарха есть единственный шанс на спасение – побег.

 

Нью-Йорк, 1954г

Профилактическая эвакуация короля.

 

Бирн

Котов

17….

Кр g8-f7

18.Лf1-f3

Крf7-e7

19.Кg3-f1

Крe7-d8

20. Лf3-h3

Лf8-h8

21.g2-g4

Крd8-c7

22.Кf1-g3

Крc7-b8

 

Королю удалось добраться до безопасного места. В итоге партия завершилась вничью.

 

Педагог. Рассмотрим пример 3.  Диез Дель Корраль – Петросян. Партия была сыграна в городе  Пальма-де-Майорка в 1969. Это как раз тот случай, когда король покидает тот участок доски, на котором его войско запланировало наступательные действия. Мы начнем с 22 хода и начинают его чёрные.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение, ведёт запись ходов на ученической доске.

 

Педагог. Белые собираются подготовить и провести h4-h5, чтобы вскрыть линию «h» для атаки на неприятельского короля. Помешать продвижению этой пешки чёрные не в состоянии. Ну и что же…

Пальма-де-Майорка, 1969.

 

Профилактическая эвакуация короля.

 

Диез Дель Корраль

Петросян

22…..

Крg8-f8!

23.Фf4-g5

Крf8-e8

24.Лa1-c1

Крe8-d7

25.h7-h5

g6xh5

26.Лh1xh5

Лa8-g8

27.Лh5-h7

Крd7-e8

28.Фg5-h4

Фf7-g6

29.Лh7-h8

Лg8xh8

30. Фh4xh8+

Крc8-b7   здесь король чувствует себя несравнимо надёжнее.

31. Фh8-f8

Лc7-c8

32.Фf8-d6

Фg6-e8

33.a3-a4

Лc8-d8

34.Фd6-a3

Фe8-e7

35.Фa3-c3

Лd8-c8

36.Сe3-d2

g7-g5!

37.Фc3-c2

f5-f4!

 

И белому монарху пришлось несладко. Петросян выиграл партию прямой атакой.

 

Педагог. Сейчас по шахматной нотации сыграем партию А. Ф. Гончаров - Ю. Б. Френкель. Вы сами сможете  определить ошибку чёрных.

А.Ф. Гончаров

Ю.Б.Френкель

1.е2-е4

е7-е5

2.Кg1-f3

Кb8-c6

3.d2-d4

е5хd4

4.Сf1-c4

Сf8-b4+

5.с2-с3

d4xc3

6.0-0

с3хb2

7.Сс1хb2

Кg8-e7

8. Кf3-g5

0-0

9. Фd1-h5

h7-h6

10. Сс4хf7

Лf8xf7

11.Фh5xf7+

Крg8-h8

12.Сb2xg7#

 

 

 

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили о центре и флангах шахматной доски, рокировка – это ход- перемещение короля и ладьи  для защиты короля Узнали о профилактической эвакуации короля на примере партий опытных шахматистов. Учились оценивать в расстановке пешек слабые и сильные позиции. Сыграли по шахматной нотации партию Гончаров- Френкель.

                       

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно сыграть партию Гортвиц- Бледов, которая была сыграна в Берлине в 1827 году.

 

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

 

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются

 

 

Берлин, 1827г

Профилактическая эвакуация короля

Гортвиц

Бледов

1.е2-е4

е7-е5

2.Кg1-f3

Кb8-c6

3.Сf1-c4

Сf8-c5

4.с2-с3

Фd8-e7

5.d2-d4

Сс5-b6

6.d4-d5

Кс6-d8

7.Сс4-е2

d7-d6

8.h2-h3

f7-f5

9.Сс1-g5

Кg8-f6

10.Кb1-d2

0-0

11.h3-h4

d5xe4

12.Кd2xe4

Кf6xe4!

13.Сg5xe7

Сb6xf2+

14.Кре1-f1

Ке4-g3#

0

1

 


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия: «Профилактическая эвакуация короля»

Тема занятия: «Профилактическая эвакуация короля»

Педагог. Что такое рокировка и для чего она нужна в шахматной игре?

Педагог. Что такое рокировка и для чего она нужна в шахматной игре?

Бреслау, 1925 г. Профилактическая эвакуация короля

Бреслау, 1925 г. Профилактическая эвакуация короля

Нью-Йорк, 1954г Профилактическая эвакуация короля

Нью-Йорк, 1954г Профилактическая эвакуация короля

Пальма-де-Майорка, 1969.

Пальма-де-Майорка, 1969.

Ф h5xf7+ Кр g8-h8 12

Ф h5xf7+ Кр g8-h8 12

Сс5- b6 6. d4-d5

Сс5- b6 6. d4-d5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2024