Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Тактический приём – извлечение короля»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «Тактический приём – извлечение короля»
Цель- познакомить с тактическим приёмом – извлечение короля.
Задачи:
- повторить понятия – рокировка, «форточка» для короля
- познакомить с понятием извлечение короля.
- показать примеры извлечения короля на примере шахматной тактики – гамбит Кохрена, «Греческий Дар» и «Жертва Ласкера»
- закрепление знаний шахматной нотации
-провести тренировочную игру.
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
- электронные шахматные часы
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с тактическим приёмом – извлечение короля. Итак, сначала вспомним:
Педагог. Что такое рокировка?
Ответы детей. Ход в шахматах, который заключается в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующем перемещении ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля.
Педагог. В каких направлениях возможно рокировка?
Ответы детей. Рокировка возможна в двух направлениях: в сторону королевского фланга (в короткую сторону) и в сторону ферзевого фланга (в длинную сторону).
Педагог. Сколько можно делать рокировок за одну партию?
Ответы детей. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.
Педагог. Для чего нужна рокировка?
Ответы детей. Рокировка позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля, переместив его в менее опасное место, и одновременно вывести на центральные вертикали сильную фигуру — ладью.
Педагог. Какой шахматный приём называют «форточкой» для короля?
Ответы детей. Форточка – это ход одной из пешек прикрытия короля, чтобы избежать мата на последней горизонтали.
Педагог. В шахматной игре есть возможность рокировки короля с ладьёй. Обычно это делают в дебюте. Соперник старается своими ходами или поставить спёртый мат или извлечь короля из его защиты. Для предупреждения спёртого мата прибегают к приёму «форточка» для короля. Однако, в миттельшпиле существует тактический приём как - извлече́ние короля́, который используется с целью вынудить неприятельского короля покинуть пешечное прикрытие, а затем подвергнуть его атаке. Извлечение короля достигается путём жертв, нападения или угроз. Рассмотрим первую комбинацию.
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
Педагог. Эта комбинация направлена на то, чтобы поставить вражеского короля в незащищённое положение, часто даже ценой некоторого материала. В следующей позиции белые могут разыграть Гамбит Кохрена, начиная с 4.Nxf7. Идея этого безумного хода состоит в том, чтобы заставить чёрного короля пойти к центру и атаковать его там.
Педагог. Рассмотрим одну из самых известных комбинаций, которая называется «Греческий Дар»
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение
Педагог. Белые жертвуют слона на h7
Сd3хh7+ Крg8хh7
Кf3-g5+ Крh7- g8
Фd1-h5
и, конечно, это представляет матовые угрозы.
Педагог. Сейчас рассмотрим более сложную комбинацию, называется она «Жертва Ласкера»
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
Педагог. Эта шахматная тактика похожа на «Греческий дар» и также начинается с Сxh7. Разница в том, что здесь приносятся в жертву оба слона! Идея состоит в том, чтобы вскрыть чёрного короля и поставить мат на открытых линиях g и h.
Таким образом, после
1.Сд3хxh7 Kрg8xh7
2.Фе2xh5 + Kрh7-g8
3.Се5xg7 Kрg8xg7
4.Фh5-g4 + Kрg7 -h8,
5.Лf1-f3 Лf8-g8
6. Лf3-h3#
Педагог расставляет шахматные фигуры на демонстрационной доске и проводит объяснение.
Педагог. Ребята, сейчас вам предложу задачу, которая называется «охота на короля» . Задача эта - мат в 3 хода и имеет 2 варианта решения, при одинаковом первом ходе. Давайте найдём эти 2 варианта.
1. 1. Сh6-g7 + Крh8-g8
2. Сg2-d5+ Ле8-е6
3. Сd5хе6 #
Педагог. Ребята, с каким тактическим приёмом вы познакомились на нашем занятии?
Ответы детей.
Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе, пожимаете друг другу руку до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете рук. После игры складываете фигуры вместе.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей.
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.