Знакомство с игрой в шахматы. "Тактический приём "отвлечение" на примере партии Карделла- Олдиса, Штеттин, 1968".

  • docx
  • 15.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Знакомство с игрой в шахматы. Тактический приём отвлечение.docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Тактический прием «отвлечение»

на примере партии Карделла – Олдис, Штеттин, 1968г»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Ижевск, 2024 год.

 

Тема  занятия

«Тактический приём «отвлечение»

на примере партии Карделла – Олдис, Штеттин, 1968г»

 

Цель- познакомить с тактическим приёмом «отвлечение» на примере партии Карделла – Олдис, сыгранной в Штеттине в 1968г

 

Задачи:

- закрепить понятие «перекрытие»

- введение в игру ферзя на примере партии Ларсен- Й. Кристиансен,

-знакомство с тактическим приёмом «отвлечение»

 

Оборудование:

- демонстрационная шахматная доска

- ученическая доска

- комплекты шахмат

 

Педагог.

Перекрытие в шахматах - ход, которым шахматист располагает свою фигуру между вражеской фигурой или слабым полем и их защитником. В результате перекрытия противник не может защитить фигуру или важное поле и несет материальные потери или получает мат. Рассмотрим на учебном примере.

 

Педагог на демонстрационной доске расставляет фигуры, ведёт запись ходов.

 

Ход белых.

 

 1. Фf6-h8+   Ce7-f8

 2. Фh8х 8#

 

 

 

 

 

Педагог.

Второй пример из партии Молинари – Кабрал, 1943г.

 

Ход чёрных

 

 1 ....            Фf4-h6+

2. Cg3-h4    Фh6хh4#

 

 Педагог. Теперь рассмотрим более сложную задачу, которую можно решить 2-мя вариантами . Это эндшпиль партии Ларсен- Й. Кристиансен, сыгранной в Дании в 1991 году. Внимательно проанализируем расположение и определим, как позицию, так и материальное преимущество каждой стороны.

 

 Педагог на демонстрационной доске расставляет фигуры, ведёт запись ходов.

 

Ход белых.

 

 

Как ввести в игру ферзя? Надо просто пожертвовать ладью.

В партии Ларсен- Й. Кристиансен,

Дания, 1991год.

Ларсен

Й. Кристиансен

 

1-й вариант

Лd8-g8+!!

 Kpg7-h6

Ke5-g4+

                    Kph6xh5

Kg4- e3+

Kph5-h6

Kp g1- g3

……

Фd1-h1#

 

 

 

2-й вариант

Лd8-g8+!!

Kpg7x g8

Фd1- d8+

Kpg8- g7

h5- h6+

Kpg7-х h6

Ке5-g4+

Крh6 -g7

Ф df6+

Крg7-g8

Kg4- h6#

 

 

Педагог. Таким образом, ребята, мы рассмотрели 2 варианта мата. Однако существует ещё в шахматах тактический прием- «отвлечение».

 

Отвлечение фигуры, тактический приём, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии). Отвлечение часто достигается при помощи жертвы.

 

Ребята, на примере партии Карделла – Олдис, Штеттин, 1968г мы рассмотрим прием тактический «отвлечение». Отвлечение белыми защиты ферзя черного короля, очень эффективный способ быстро закончить партию. Вариантов может быть несколько. Поэтому мы с вами запишем 5 ходов.  а вы в парах доведете игру до победы белых (чёрные сдаются) и закрепляя знания шахматной нотации, самостоятельно запишите ходы ваших партий.

 

Педагог на демонстрационной доске расставляет фигуры, ведёт запись ходов.

 

№ хода

Ход белых

Карделл

Ход черных

Олдис

1

e2 – e4

e7 – e5

 

2

Cf1-c4

 

d7-d6

3

d2-d4

 

Kg8-e7

4

d4xe5

 

d6xe5

5

Cc4xf7+

 

 

 

Педагог. Ребята, предлагаю  в парах довести  игру до победы белых (чёрные сдаются) и, закрепляя знания шахматной нотации, самостоятельно запишите ходы ваших партий.

 

Напомню, что шахматы расставляете вместе, пожимаете друг другу руку до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете рук. После игры складываете фигуры вместе.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

 

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей.

 

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

 

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.