Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Тактический прием «отвлечение»
на примере партии Карделла – Олдис, Штеттин, 1968г»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия
«Тактический приём «отвлечение»
на примере партии Карделла – Олдис, Штеттин, 1968г»
Цель- познакомить с тактическим приёмом «отвлечение» на примере партии Карделла – Олдис, сыгранной в Штеттине в 1968г
Задачи:
- закрепить понятие «перекрытие»
- введение в игру ферзя на примере партии Ларсен- Й. Кристиансен,
-знакомство с тактическим приёмом «отвлечение»
Оборудование:
- демонстрационная шахматная доска
- ученическая доска
- комплекты шахмат
Педагог.
Перекрытие в шахматах - ход, которым шахматист располагает свою фигуру между вражеской фигурой или слабым полем и их защитником. В результате перекрытия противник не может защитить фигуру или важное поле и несет материальные потери или получает мат. Рассмотрим на учебном примере.
Педагог на демонстрационной доске расставляет фигуры, ведёт запись ходов.
Ход белых.
1. Фf6-h8+ Ce7-f8
2. Фh8х 8#
Педагог.
Второй пример из партии Молинари – Кабрал, 1943г.
Ход чёрных
1 .... Фf4-h6+
2. Cg3-h4 Фh6хh4#
Педагог. Теперь рассмотрим более сложную задачу, которую можно решить 2-мя вариантами . Это эндшпиль партии Ларсен- Й. Кристиансен, сыгранной в Дании в 1991 году. Внимательно проанализируем расположение и определим, как позицию, так и материальное преимущество каждой стороны.
Педагог на демонстрационной доске расставляет фигуры, ведёт запись ходов.
Ход белых.
Как ввести в игру ферзя? Надо просто пожертвовать ладью. В партии Ларсен- Й. Кристиансен, Дания, 1991год. |
|
Ларсен |
Й. Кристиансен
|
1-й вариант |
|
Лd8-g8+!! |
Kpg7-h6 |
Ke5-g4+ |
Kph6xh5 |
Kg4- e3+ |
Kph5-h6 |
Kp g1- g3 |
…… |
Фd1-h1# |
|
|
|
2-й вариант |
|
Лd8-g8+!! |
Kpg7x g8 |
Фd1- d8+ |
Kpg8- g7 |
h5- h6+ |
Kpg7-х h6 |
Ке5-g4+ |
Крh6 -g7 |
Ф d8хf6+ |
Крg7-g8 |
Kg4- h6# |
|
Педагог. Таким образом, ребята, мы рассмотрели 2 варианта мата. Однако существует ещё в шахматах тактический прием- «отвлечение».
Отвлечение фигуры, тактический приём, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии). Отвлечение часто достигается при помощи жертвы.
Ребята, на примере партии Карделла – Олдис, Штеттин, 1968г мы рассмотрим прием тактический «отвлечение». Отвлечение белыми защиты ферзя черного короля, очень эффективный способ быстро закончить партию. Вариантов может быть несколько. Поэтому мы с вами запишем 5 ходов. а вы в парах доведете игру до победы белых (чёрные сдаются) и закрепляя знания шахматной нотации, самостоятельно запишите ходы ваших партий.
Педагог на демонстрационной доске расставляет фигуры, ведёт запись ходов.
№ хода |
Ход белых Карделл |
Ход черных Олдис |
1 |
e2 – e4 |
e7 – e5
|
2 |
Cf1-c4
|
d7-d6 |
3 |
d2-d4
|
Kg8-e7 |
4 |
d4xe5
|
d6xe5 |
5 |
Cc4xf7+
|
|
Педагог. Ребята, предлагаю в парах довести игру до победы белых (чёрные сдаются) и, закрепляя знания шахматной нотации, самостоятельно запишите ходы ваших партий.
Напомню, что шахматы расставляете вместе, пожимаете друг другу руку до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете рук. После игры складываете фигуры вместе.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей.
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.