Знакомство с игрой в шахматы. "Тактический приём "отвлечение" на примере партии Карделла- Олдиса, Штеттин, 1968".
Оценка 4.9

Знакомство с игрой в шахматы. "Тактический приём "отвлечение" на примере партии Карделла- Олдиса, Штеттин, 1968".

Оценка 4.9
docx
15.06.2024
Знакомство с игрой в шахматы. "Тактический приём "отвлечение" на примере партии Карделла- Олдиса, Штеттин, 1968".
Знакомство с игрой в шахматы. Тактический приём отвлечение.docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Тактический прием «отвлечение»

на примере партии Карделла – Олдис, Штеттин, 1968г»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Ижевск, 2024 год.

 

Тема  занятия

«Тактический приём «отвлечение»

на примере партии Карделла – Олдис, Штеттин, 1968г»

 

Цель- познакомить с тактическим приёмом «отвлечение» на примере партии Карделла – Олдис, сыгранной в Штеттине в 1968г

 

Задачи:

- закрепить понятие «перекрытие»

- введение в игру ферзя на примере партии Ларсен- Й. Кристиансен,

-знакомство с тактическим приёмом «отвлечение»

 

Оборудование:

- демонстрационная шахматная доска

- ученическая доска

- комплекты шахмат

 

Педагог.

Перекрытие в шахматах - ход, которым шахматист располагает свою фигуру между вражеской фигурой или слабым полем и их защитником. В результате перекрытия противник не может защитить фигуру или важное поле и несет материальные потери или получает мат. Рассмотрим на учебном примере.

 

Педагог на демонстрационной доске расставляет фигуры, ведёт запись ходов.

 

Ход белых.

 

 1. Фf6-h8+   Ce7-f8

 2. Фh8х 8#

 

 

 

 

 

Педагог.

Второй пример из партии Молинари – Кабрал, 1943г.

 

Ход чёрных

 

 1 ....            Фf4-h6+

2. Cg3-h4    Фh6хh4#

 

 Педагог. Теперь рассмотрим более сложную задачу, которую можно решить 2-мя вариантами . Это эндшпиль партии Ларсен- Й. Кристиансен, сыгранной в Дании в 1991 году. Внимательно проанализируем расположение и определим, как позицию, так и материальное преимущество каждой стороны.

 

 Педагог на демонстрационной доске расставляет фигуры, ведёт запись ходов.

 

Ход белых.

 

 

Как ввести в игру ферзя? Надо просто пожертвовать ладью.

В партии Ларсен- Й. Кристиансен,

Дания, 1991год.

Ларсен

Й. Кристиансен

 

1-й вариант

Лd8-g8+!!

 Kpg7-h6

Ke5-g4+

                    Kph6xh5

Kg4- e3+

Kph5-h6

Kp g1- g3

……

Фd1-h1#

 

 

 

2-й вариант

Лd8-g8+!!

Kpg7x g8

Фd1- d8+

Kpg8- g7

h5- h6+

Kpg7-х h6

Ке5-g4+

Крh6 -g7

Ф df6+

Крg7-g8

Kg4- h6#

 

 

Педагог. Таким образом, ребята, мы рассмотрели 2 варианта мата. Однако существует ещё в шахматах тактический прием- «отвлечение».

 

Отвлечение фигуры, тактический приём, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии). Отвлечение часто достигается при помощи жертвы.

 

Ребята, на примере партии Карделла – Олдис, Штеттин, 1968г мы рассмотрим прием тактический «отвлечение». Отвлечение белыми защиты ферзя черного короля, очень эффективный способ быстро закончить партию. Вариантов может быть несколько. Поэтому мы с вами запишем 5 ходов.  а вы в парах доведете игру до победы белых (чёрные сдаются) и закрепляя знания шахматной нотации, самостоятельно запишите ходы ваших партий.

 

Педагог на демонстрационной доске расставляет фигуры, ведёт запись ходов.

 

№ хода

Ход белых

Карделл

Ход черных

Олдис

1

e2 – e4

e7 – e5

 

2

Cf1-c4

 

d7-d6

3

d2-d4

 

Kg8-e7

4

d4xe5

 

d6xe5

5

Cc4xf7+

 

 

 

Педагог. Ребята, предлагаю  в парах довести  игру до победы белых (чёрные сдаются) и, закрепляя знания шахматной нотации, самостоятельно запишите ходы ваших партий.

 

Напомню, что шахматы расставляете вместе, пожимаете друг другу руку до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете рук. После игры складываете фигуры вместе.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

 

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей.

 

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

 

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.


 

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия «Тактический приём «отвлечение» на примере партии

Тема занятия «Тактический приём «отвлечение» на примере партии

Педагог. Второй пример из партии

Педагог. Второй пример из партии

Как ввести в игру ферзя? Надо просто пожертвовать ладью

Как ввести в игру ферзя? Надо просто пожертвовать ладью

Kg8-e7 4 d4xe5 d6xe5 5

Kg8-e7 4 d4xe5 d6xe5 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2024