Знакомство с игрой в шахматы. "Тактический приём волнорез"
Оценка 4.9

Знакомство с игрой в шахматы. "Тактический приём волнорез"

Оценка 4.9
docx
25.06.2024
Знакомство с игрой в шахматы. "Тактический приём волнорез"
Знакомство с игрой в шахматы. Тактический приём волнорез..docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Тактический приём волнорез»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.       

 

Тема занятия : «Тактический приём волнорез»

 

Цель- познакомить с тактическим приёмом волнорез.

Задачи:

- повторить знания шахматной доски

-повторить знания о шахматной фигуре пешке

- познакомить с тактическим примером волнорезом.

- рассмотреть тактический приём волнорез на примере партии Тайманов- Тимман и Котов – Ботвинник

- закрепить знания шахматной нотации

-провести тренировочную игру.    

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска,

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска     

- электронные шахматные часы

- книга «Стратегические приёмы» авторов В. Бронзика и А. Терёхова.

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с тактическим приёмом волнорезом. Авторы книги «Стратегические приёмы» Валерий Бронзик и Анатолий Терёхов очень доступно знакомят с этим приёмом в шахматной игре. Этот тактический приём составляют пешки.  Пешка — это наиболее многочисленная фигура на шахматной доске, и правильное использование ее ходов и особенностей может иметь решающее значение в исходе партии. Итак, вспоминаем пешки.

Педагог. На каких горизонталях расставляются пешки?

Ответы детей. На 2-й горизонтали расставляются белые пешки, а на 7-й горизонтали – чёрные пешки.

 

Педагог. Как ходит пешка?

Ответы детей. Пешка может ходить вперёд на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали. С исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты.

Педагог. Как пешка может совершить взятие?

Ответы детей. Пешка ходит на поле, занимаемое фигурой или пешкой противника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру или пешку.

 

Педагог. Что означает « взятие на проходе»?  

Ответы детей. Пешка, атакующая поле, пересечённое пешкой партнёра, который продвинул её с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется «взятием на проходе».

 

Педагог. Что означает правило игры «превращение пешки»?

Ответы детей. Пешка, достигшая последней горизонтали (восьмой для белых, первой для чёрных), становится любой фигурой (кроме короля) того же цвета по выбору игрока, совершающего ход.

Педагог. Сейчас, ребята рассмотрим тактический приём волнорез. Поскольку составляют это приём пешки, то это пешечная структура f2-g2-h4, а также её зеркальные варианты с переменой фланга или цвета.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.

Волнорезы f2-g2-h4 и c7-b6-a5

 

Волнорез f7 -g6-h5

 

Построение волнореза часто является хорошим профилактическим методом, с помощью которого  мы можем ограничить пешечную активность соперника на соответствующем фланге.

 

 

Педагог. Рассмотрим первый пример из партии Тайманова- Тиммана, сыгранной в Вейк-ан-Зее в 1981 году.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.

 

 

 

 

На 21 ходу партии Тимман принял решение. Ход чёрных . 21. ….. h5! С идеей хода h5-h4 ослабить позицию неприятельского короля. 22. h4! Белые немедленно возводят волнорез, предупреждают развитие неприятельской инициативы. Позиция остаётся примерно равной.

Педагог. Сейчас рассмотрим второй пример.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной шахматной доске и проводит объяснение и ведёт запись шахматных ходов.

 

 

В партии Котов- Ботвинник, сыгранной в Москве в 1944 году можно увидеть упущенную возможность белых.  Белые должны были ходом 23.h4! построить волнорез, чтобы предотвратить продвижение h5-h4. Но Котов выбрал другой ход.

Ход белых.

1.Фd3-d1     h5-h4.

2. Фd1-f3     Крf8-g8

3. Лf1-d1      Кf6-е4

4. Кf4-е3      Лh8-h6!

5.Фf3-е2       hg3

6.fg3         Фе7-g5

 И черные развили  сильную атаку. 

Педагог. Итак, волнорез – это не просто пешечная структура f2-g2-h4, но ещё и стратегический контрприём против вскрытия линии и тарана. Этот прием является основным способом защиты от приемов  «запасная проходная» и «вскрытие линии». В этом смысле он является контрприемом. Другая важная область его применения – защита от фронтального наступления. Ребята, у вас есть вопросы?  Всё понятно?

Ответы детей.

Педагог. Ребята, что нового вы узнали  на нашем занятии?

Ответы детей.  Узнали о тактическом приёме в шахматах – волнорезе.

Педагог. Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе.

 

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей.

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

 

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия : «Тактический приём волнорез »

Тема занятия : «Тактический приём волнорез »

Ответы детей. Пешка ходит на поле, занимаемое фигурой или пешкой противника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру или пешку

Ответы детей. Пешка ходит на поле, занимаемое фигурой или пешкой противника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру или пешку

Педагог. Рассмотрим первый пример из партии

Педагог. Рассмотрим первый пример из партии

Л f 1- d 1 К f 6-е4 4

Л f 1- d 1 К f 6-е4 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2024