Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Вариант мата Легаля за черных на примере партии
Арнольда – Ханауэра, Филадельфия ,
1936 год»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель: Протопопова Е.А., воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия : «Вариант мата Легаля за черных на примере партии Арнольда – Ханауэра, Филадельфия ,1936 год»
Цель- ознакомить с вариантом мата Легаля за чёрных на примере партии Арнольда – Хангауэра, сыгранной в Филадельфии в 1936 году.
Задачи:
- повторить знание шахматной доски
- повторить шахматными понятиями – равноценный и неравноценный обмен
- закрепить навыки шахматной нотации
- ознакомить с вариантом мата Легаля за чёрных на примере партии Арнольда – Ханауэра, сыгранной в Филадельфии в 1936 году.
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска для записи шахматных ходов.
Ход занятия.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Как у вас настроение? Замечательно, что хорошее! Сегодня на занятии вы познакомитесь с вариантом мата Легаля за чёрных на примере партии Арнольда – Ханауэра, сыгранной в Филадельфии в 1936 году. А теперь проведем небольшую разминку.
Педагог показывает ответы детей на демонстрационной доске.
- что называют центром в шахматах? (это центральные поля шахматной доски е4,d4,e5,d5.)
- какой центр называют открытым? (если в ходе партии центральные поля свободны от пешек)
- какой центр называется фиксированным? (если в центре есть по одной блокированной пешке)
-какой центр называется закрытым? (если в центре имеется лишённая подвижности пешечная цепь)
-какой центр называется подвижным? (если один из соперников начинает движение пешек в центре, используя пешечный перевес)
Педагог. Всё правильно, ребята! Сейчас мы познакомимся с вариантом мата Легаля за чёрных на примере партии Арнольда – Ханауэра, сыгранной в Филадельфии в 1936 году. Здесь проявите внимание черным фигурам по захвату центра.
№ хода |
Ход белых Арнольд |
Ход черных Ханауэр
|
1 |
d2 – d4 |
Kg8 – f6
|
2 |
c2-c4 |
e7-e5
|
3 |
d4- d5
|
Сf8-c5
|
4 |
Cc1- g5
|
Kf6- e4!
|
5 |
Cg5xd8 |
Сc5- f2#
|
Педагог. Итак, ребята, вы ознакомились с одним из вариантов мата Легаля за черных. Как видим из партии здесь был непринятый гамбит. Размена фигур не произошло. Вспомним, что такое размен в шахматах и какие 2 вида обмена бывают? Размен — ход или серия ходов, при котором или которых стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В свое время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
Ответы детей. Различают 2 вида обмена: 1) Равноценный обмен- когда стороны обмениваются фигурами, имеющими одинаковую ценность. 2) Неравноценный обмен- обмен фигурами с неодинаковой ценностью. Сегодня решаем задачи с неравноценного обмена – мат в два хода с предварительным анализом ситуации на шахматной доске.
Педагог. Ребята, сейчас предлагаю разобрать задачу мат в 2 хода с неравноценного обмена. 1-я задача из партии Дуз- Хотимирского – Робине. Проанализируем ситуацию на доске. Ход белых.
1. Фh5хh6+ Лh8хh6
2. Cclх h6 #
Теперь решите 2-ю задачу самостоятельно из партии Мандольфо-Кольина, сыгранную в 1859 году. Ход черных
1 .... Kg3-e2+
2. Фе1хе2 Kd4хe2 #
Педагог. Ребята! У вас всё получилось правильно! А теперь предлагаю сыграть в парах, очень внимательно отнеситесь к выбранному вами дебюту и обратите внимание на центр. Как вы уже знаете, фигуры расставляете вместе, и, пожав друг другу руку, начинаете игру.
Дети расставляют фигуры и играют в парах.
Педагог. Дорогие ребята, наше занятие подходит к завершению. Понравилось ли вам оно? Что нового узнали? Пожмите друг другу руку, сложите шахматы. Пожмите друг другу руку, сложите шахматы.
Ответы детей.
Педагог. Очень рада, ребята, что занятие вам понравилось! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога и прощаются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.