Автономное учреждение социального обслуживания
Удмуртской Республики
«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
(Реабилитационный центр «Адели»)
Знакомство с игрой в шахматы.
«Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите»
Возраст обучающихся от 10 до 14 лет
Контингент обучающихся – дети- инвалиды
Уровень обучения детей - разный
Автор-составитель:
Протопопова Е.А.,
воспитатель
Город Ижевск, 2024 год.
Тема занятия: «Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите »
Цель- познакомить с вариантами пешечных структур в ферзевом гамбите
Задачи:
- повторить понятия – гамбит, ферзевый гамбит, оказанный ферзевый гамбит
- повторить знания центра шахматной доски и подрыв центра как основную стратегию во всех стадиях шахматной игры.
- познакомить с краткой биографией Эндрю Иден Солтиса
- познакомить с пешечными структурами
· Пешечная структура с висячими пешками
· Пешечная структура с изолированной пешкой
· Пешечная Карлсбадская структура
- познакомить с шахматной партией «Аткинс- Гунсберг, Ганновер 7 августа 1902 г.»
- познакомить с понятием «форпост» в шахматах.
Оборудование:
– демонстрационная шахматная доска,
- комплекты шахматных фигур
- ученическая доска
- электронные шахматные часы
- распечатанная партия «Лилиенталь- Шамкович, Баку в 1964 г. Ферзевый гамбит»
Ход занятия.
Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии. Гроссмейстер Эндрю Солтис классифицировал пешечные структуры. На наших занятиях вы будете знакомиться с вариантами пешечных структур.
Педагог. Эндрю Иден Солтис (родился 28 мая 1947 г.) - американский шахматный гроссмейстер писатель и обозреватель. Он был включен в Зал шахматной славы США в сентябре 2011 года.
Солтис узнал, как двигаются шахматные фигуры, в возрасте 10 лет, когда наткнулся на книгу с инструкциями по игре в публичной библиотеке в Астории, Квинс, где он вырос. Он больше не проявлял интереса к игре, пока ему не исполнилось 14 лет, когда он присоединился к шахматному клубу Astoria, затем к Marshall Chess Club и принял участие в своем первом турнире, юниорском чемпионате Нью-Йорка 1961 года.
Турниры и чемпионаты.
В 1970 году Солтис играл на второй доске в составе команды США, завоевавшей золотые медали на 17-м чемпионате мира среди студенческих команд, и показал лучший общий результат 8-1. Он также был членом команд США, завоевавших серебряные медали на 14-м и 18-м чемпионатах мира среди студенческих команд.
Солтис выиграл ежегодный международный турнир в Реджо-Эмилия, Италия, в 1972 году и два года спустя был удостоен звания Международный мастер. Его первые места на международных турнирах в Нью-Йорке в 1977 и 1980 годах привели к тому, что в 1980 году ему был присвоен титул Международного гроссмейстера (который обычно называют "Гроссмейстер").
Солтис выиграл чемпионат престижного шахматного клуба "Маршалл" рекордные девять раз: в 1967, 1969, 1970, 1971, 1974, 1977, 1979, 1986, и 1989. Он также участвовал в четырех (закрытых) чемпионатах США в 1974, 1977, 1978 и 1983 годах. Солтис сыграл вничью за первый приз в 1977 и 1982 открытых чемпионатах США.
Солтис не принимал участия в турнирах с 2002 года. Он достиг своего игрового пика как конкурентоспособный игрок, когда в январе 1971 года был признан 74-м лучшим игроком мира.
Писатель
Он ведет еженедельную шахматную колонку для New York Post с 1972 года. Его ежемесячная колонка "Шахматы для наслаждения" в Chess Life, официальном издании Шахматной федерации США, началась в 1979 году и является самой продолжительной колонкой в этом журнале. В 1988 и 2002 годах шахматные журналисты Америки называли его "Шахматным журналистом года".
Солтис был одним из немногих американцев 20 века, получивших титул Международного гроссмейстера, но не был профессиональным шахматистом. Он работал репортером и редактором в New York Post с 1969 года до выхода на пенсию в 2014 году. Он продолжил вести свою еженедельную шахматную колонку для the Post после выхода на пенсию.
Он считается одним из самых плодовитых шахматных писателей, автором или соавтором более 100 книг и первых монографий по шахматам. Его книги переведены на испанский, французский, немецкий, итальянский и польский языки. В 2014 году его работа «Михаил Ботвинник: Жизнь и игры чемпиона мира по шахматам» была названа книгой года шахматными журналистами Америки и Английской шахматной федерацией. Другие награды за его книги включают премию Британской шахматной федерации 1994 года за «Фрэнка Маршалла, чемпиона США» и премию Крамера 2006 года за книги «Советские шахматы 1917-1991» и в 2006 году за «Почему Ласкер имеет значение»
Педагог. Сегодня на занятии мы познакомимся с пешечными структурами в ферзевом гамбите и отказанном ферзевом гамбите. Чтобы занятие прошло успешно, вспомним.
Педагог. Какие поля составляют центр шахматной доски?
Ответы детей. На шахматной доске — поля е4, d4, е5 и d5 называют главным центром, или малым центром. К расширенному центру, или большому центру относятся также клетки вокруг главного центра: с3, d3, e3, f3, c4, f4, c5, f5, c6, d6, e6, f6.
Педагог.Какой стратегический приём встречается во всех стадиях шахматной партии?
Ответы детей. Подры́в це́нтра — стратегический приём в шахматной партии, применяемый с целью ослабления или разрушения неприятельского центра. Встречается во всех стадиях шахматной партии.
Педагог. Дайте определение понятию гамбит.
Ответы детей. Общее название дебютов в шахматах и шашках, в которых одна из сторон (в большинстве случаев белые) в интересах быстрейшего развития, захвата центра или просто для обострения игры жертвует материал (обычно пешку или шашку, но иногда и лёгкую фигуру).
Педагог. Какими ходами начинается ферзевый гамбит?
Ответы детей. Ферзевый гамбит — дебют в шахматах, начинающийся ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4.
Педагог. Что означает отказанный ферзевый гамбит?
Ответы детей. Отказанный ферзевый гамбит — разновидность ферзевого гамбита, в которой чёрные не принимают жертву пешки с4.
Педагог. Правильно! Сегодня мы разберём 3 варианта пешечных структур ферзевого гамбита по классификации Эндрю Солтиса.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет варианты пешечной структуры в ферзевом гамбите.
Пример 1. Пешечная структура с висячими пешками
· Дебют: Отказанный Ферзевый гамбит, Новоиндийская защита
· Характер Позиции: открытая
· Идеи Белых: вскрытие центра, атака на королевском фланге
· Идеи Черных: форсировать продвижение пешек, ослабление пешек
Педагог. Теперь рассмотрим пример 2. Структура с изолированной пешкой
· Дебют: Ферзевый гамбит, Французская защита
· Характер Позиции: открытая
· Идеи Белых: подрыв d4-d5, атака в центре, форпост на e5, атака на королевском фланге
· Идеи Черных: блокада, переход в эндшпиль
Педагог. И перед вами уже пример 3. Карлсбадская структура
· Дебют: Отказанный Ферзевый гамбит, Каро-Канн за белых
· Характер Позиции: полуоткрытая
· Идеи Белых: атака пешечного меньшинства, подрыв e3-e4
· Идеи Черных: форпост e4, атака на королевском фланге.
Педагог. Форпост - поле, где на фигуру не может напасть пешка противника. Выгодно расположить здесь фигуру, если ее защищает своя пешка, и она держит под боем ключевые поля в позиции противника. Форпосты являются важным элементом стратегии в шахматах, позволяя игроку контролировать центр и создавать угрозы противнику. ПРИМЕР: партия между Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым в 1986 году, Каспаров создал форпост пешки на e5, охраняемый ладьей, что дало ему преимущество в центре доски и контроль над пространством.
Педагог. Теперь рассмотрим короткую партию с дебютом Ферзевый гамбит на примере партии Аткинс- Гунсберг, которая была сыграна в Ганновере 7 августа 1902 года.
Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет варианты пешечной структуры в ферзевом гамбите.
Ганновер, 7 августа 1902. |
|
Аткинс |
Гунсберг |
1.d2-d4 |
d7-d5 |
2.c2-c4 |
d5xc4 |
3.Kg1-f3 |
c7-c5 |
4.e2-e3 |
Cc8-g4 |
5.Cf1xc4 |
e7-e6 |
6.Фd1-a4+ |
Kb8-d7 |
7.Kf3-e5 |
Cg4-f5 |
8.Ke5xd7 |
Чёрные сдались |
Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей. Повторили ферзевый гамбит. Узнали о биографии шахматиста и писателю Эндрю Солтиса. Познакомились с видами пешечных структур ферзевого гамбита. Познакомились с партией Аткинс- Гунсберг.
Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку. После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно сыграть партию Лилиенталь- Шамкович, которая была сыграна в Баку в 1964 году.
Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.
Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?
Ответы детей. Да! Понравилось!
Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!
Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.
Баку, 1964 год |
|||
№ хода |
Лилиеталь |
Шамкович |
|
1 |
d2-d4 |
d7-d5 |
|
2 |
c2-c4 |
e7-e6 |
|
3 |
Kb1-c3 |
c7-c6 |
|
4 |
Kg1-f3 |
Kg8-f6 |
|
5 |
Cc1-g5 |
h7-h6 |
|
6 |
Cg5xf6 |
Фd8 x f6 |
|
7 |
Фd1-b3 |
Kb8-d7 |
|
8 |
e2-e4 |
d5xe4 |
|
9 |
Kc3xe4 |
Фf6-f4 |
|
10 |
Cf1-d3 |
Cf8-e7 |
|
11 |
0-0 |
0-0 |
|
12 |
Лf1-e1 |
b7-b6 |
|
13 |
Cd3-c2! |
Cc8-b7 |
|
14 |
Фb3-d3 |
Фf4-c4 |
|
15 |
Ke4-g3! |
Kd7-f6 |
|
16 |
Kf3-e5 |
Лf8-d8 |
|
17 |
Kg3-h5 |
Kpg8-f8 |
|
|
|
||
18 |
Фd3-g3! |
Kf6-e8 |
|
19 |
Kh5xg7 |
а.Ke8xg7 |
б. Лd8xd4 |
20 |
Ke5-g6+ |
………. |
………. |
20 |
или Kg7xe8 |
Kpf8xe8 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.