Знакомство с игрой в шахматы. "Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите""
Оценка 4.9

Знакомство с игрой в шахматы. "Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите""

Оценка 4.9
docx
06.08.2024
Знакомство с игрой в шахматы. "Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите""
Знакомство с игрой в шахматы.Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите..docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

 

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Город Ижевск, 2024 год.

 

 

Тема занятия:  «Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите »

 

 Цель- познакомить с вариантами пешечных структур в ферзевом гамбите

 

Задачи:                                                                                                               

- повторить понятия – гамбит, ферзевый гамбит, оказанный ферзевый гамбит

- повторить знания центра шахматной доски и подрыв центра как основную стратегию во всех стадиях шахматной игры.

- познакомить с краткой биографией Эндрю Иден Солтиса 

- познакомить с пешечными структурами

·        Пешечная структура с висячими пешками

·        Пешечная структура с изолированной пешкой

·        Пешечная Карлсбадская структура

- познакомить с шахматной партией «Аткинс- Гунсберг, Ганновер 7 августа 1902 г.»

- познакомить с понятием «форпост» в шахматах.

 

Оборудование:

 – демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

- электронные шахматные часы

- распечатанная партия «Лилиенталь- Шамкович, Баку в 1964 г. Ферзевый гамбит»

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии. Гроссмейстер Эндрю Солтис классифицировал пешечные структуры. На наших занятиях вы будете знакомиться с вариантами пешечных структур.

Педагог. Эндрю Иден Солтис (родился 28 мая 1947 г.) - американский шахматный гроссмейстер писатель и обозреватель. Он был включен в Зал шахматной славы США в сентябре 2011 года.

Солтис узнал, как двигаются шахматные фигуры, в возрасте 10 лет, когда наткнулся на книгу с инструкциями по игре в публичной библиотеке в Астории, Квинс, где он вырос. Он больше не проявлял интереса к игре, пока ему не исполнилось 14 лет, когда он присоединился к шахматному клубу Astoria, затем к Marshall Chess Club и принял участие в своем первом турнире, юниорском чемпионате Нью-Йорка 1961 года.

Турниры и чемпионаты.

В 1970 году Солтис играл на второй доске в составе команды США, завоевавшей золотые медали на 17-м чемпионате мира среди студенческих команд, и показал лучший общий результат 8-1. Он также был членом команд США, завоевавших серебряные медали на 14-м и 18-м чемпионатах мира среди студенческих команд.

Солтис выиграл ежегодный международный турнир в Реджо-Эмилия, Италия, в 1972 году и два года спустя был удостоен звания Международный мастер. Его первые места на международных турнирах в Нью-Йорке в 1977 и 1980 годах привели к тому, что в 1980 году ему был присвоен титул Международного гроссмейстера (который обычно называют "Гроссмейстер").

Солтис выиграл чемпионат престижного шахматного клуба "Маршалл" рекордные девять раз: в 1967, 1969, 1970, 1971, 1974, 1977, 1979, 1986, и 1989. Он также участвовал в четырех (закрытых) чемпионатах США в 1974, 1977, 1978 и 1983 годах. Солтис сыграл вничью за первый приз в 1977 и 1982 открытых чемпионатах США.

Солтис не принимал участия в турнирах с 2002 года. Он достиг своего игрового пика как конкурентоспособный игрок, когда в январе 1971 года был признан 74-м лучшим игроком мира.

Писатель    

Он ведет еженедельную шахматную колонку для New York Post с 1972 года. Его ежемесячная колонка "Шахматы для наслаждения" в Chess Life, официальном издании Шахматной федерации США, началась в 1979 году и является самой продолжительной колонкой в этом журнале. В 1988 и 2002 годах шахматные журналисты Америки называли его "Шахматным журналистом года".

Солтис был одним из немногих американцев 20 века, получивших титул Международного гроссмейстера, но не был профессиональным шахматистом. Он работал репортером и редактором в New York Post с 1969 года до выхода на пенсию в 2014 году. Он продолжил вести свою еженедельную шахматную колонку для the Post после выхода на пенсию.

Он считается одним из самых плодовитых шахматных писателей, автором или соавтором более 100 книг и первых монографий по шахматам. Его книги переведены на испанский, французский, немецкий, итальянский и польский языки. В 2014 году его работа «Михаил Ботвинник: Жизнь и игры чемпиона мира по шахматам» была названа книгой года шахматными журналистами Америки и Английской шахматной федерацией. Другие награды за его книги включают премию Британской шахматной федерации 1994 года за «Фрэнка Маршалла, чемпиона США» и премию Крамера 2006 года за книги «Советские шахматы 1917-1991» и в 2006 году за «Почему Ласкер имеет значение»

 

Педагог. Сегодня на занятии мы познакомимся с пешечными структурами в ферзевом гамбите и отказанном ферзевом гамбите.  Чтобы занятие прошло успешно, вспомним.

Педагог. Какие поля составляют центр шахматной доски?

Ответы детей. На  шахматной  доске — поля е4, d4, е5 и d5 называют главным центром, или малым центром. К расширенному центру, или большому центру относятся также клетки вокруг главного центра: с3, d3, e3, f3, c4, f4, c5, f5, c6, d6, e6, f6.

 

Педагог.Какой стратегический приём встречается во всех стадиях шахматной партии?

Ответы детей. Подры́в це́нтра — стратегический приём в шахматной партии, применяемый с целью ослабления или разрушения неприятельского центра. Встречается во всех стадиях шахматной партии.

 

Педагог. Дайте определение понятию гамбит.

Ответы детей. Общее название дебютов в шахматах и шашках, в которых одна из сторон (в большинстве случаев белые) в интересах быстрейшего развития, захвата центра или просто для обострения игры жертвует материал (обычно пешку или шашку, но иногда и лёгкую фигуру).

Педагог. Какими ходами начинается ферзевый гамбит?

Ответы детей. Ферзевый гамбит — дебют в шахматах, начинающийся ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4.

 

Педагог. Что означает отказанный ферзевый гамбит?

Ответы детей. Отказанный ферзевый гамбит — разновидность ферзевого гамбита, в которой чёрные не принимают жертву пешки с4.

 

Педагог. Правильно! Сегодня мы разберём 3 варианта пешечных структур ферзевого гамбита по классификации Эндрю Солтиса.

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  варианты пешечной структуры в ферзевом гамбите.

 

Пример 1. Пешечная структура с висячими пешками

 

7. Пешечная структура с висячими пешками

 

·         Дебют: Отказанный Ферзевый гамбит, Новоиндийская защита

·         Характер Позиции: открытая

·         Идеи Белых: вскрытие центра, атака на королевском фланге

·         Идеи Черных: форсировать продвижение пешек, ослабление пешек

Педагог. Теперь рассмотрим пример 2. Структура с изолированной пешкой

 

9. Структуры с изолированной пешкой

 

·         Дебют: Ферзевый гамбит, Французская защита

·         Характер Позиции: открытая

·         Идеи Белых: подрыв d4-d5, атака в центре, форпост на e5, атака на королевском фланге

·         Идеи Черных: блокада, переход в эндшпиль

Педагог. И перед вами уже пример 3. Карлсбадская структура

 

11. Карлсбадская структура

·         Дебют: Отказанный Ферзевый гамбит, Каро-Канн за белых

·         Характер Позиции: полуоткрытая

·         Идеи Белых: атака пешечного меньшинства, подрыв e3-e4

·         Идеи Черных: форпост e4, атака на королевском фланге.

Педагог.  Форпост - поле, где на фигуру не может напасть пешка противника. Выгодно расположить здесь фигуру, если ее защищает своя пешка, и она держит под боем ключевые поля в позиции противника. Форпосты являются важным элементом стратегии в шахматах, позволяя игроку контролировать центр и создавать угрозы противнику. ПРИМЕР: партия между Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым в 1986 году, Каспаров создал форпост пешки на e5, охраняемый ладьей, что дало ему преимущество в центре доски и контроль над пространством. 

Педагог. Теперь рассмотрим короткую партию с дебютом Ферзевый гамбит на примере партии Аткинс- Гунсберг, которая была сыграна в Ганновере 7 августа 1902 года.

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  варианты пешечной структуры в ферзевом гамбите.

Ганновер, 7 августа 1902.

Аткинс

Гунсберг

1.d2-d4

d7-d5

2.c2-c4

d5xc4

3.Kg1-f3

c7-c5

4.e2-e3

Cc8-g4

5.Cf1xc4

e7-e6

6.Фd1-a4+

Kb8-d7

7.Kf3-e5

Cg4-f5

8.Ke5xd7

Чёрные  сдались

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили ферзевый гамбит. Узнали о биографии шахматиста и писателю Эндрю Солтиса. Познакомились с видами  пешечных структур ферзевого гамбита. Познакомились с  партией Аткинс- Гунсберг.

                       

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно сыграть партию Лилиенталь- Шамкович, которая была сыграна в Баку в 1964 году.

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

 Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

Баку, 1964 год

№ хода

Лилиеталь

Шамкович

1

d2-d4

d7-d5

2

c2-c4

e7-e6

3

Kb1-c3

c7-c6

4

Kg1-f3

Kg8-f6

5

Cc1-g5

h7-h6

6

Cg5xf6

Фd8 x f6

7

Фd1-b3

Kb8-d7

8

e2-e4

d5xe4

9

Kc3xe4

Фf6-f4

10

Cf1-d3

Cf8-e7

11

0-0

0-0

12

Лf1-e1

b7-b6

13

Cd3-c2!

Cc8-b7

14

Фb3-d3

Фf4-c4

15

Ke4-g3!

Kd7-f6

16

Kf3-e5

Лf8-d8

17

Kg3-h5

Kpg8-f8

 

 

 

18

Фd3-g3!

Kf6-e8

19

Kh5xg7

а.Ke8xg7

б. Лd8xd4

20

Ke5-g6+

……….

……….

20

или Kg7xe8

Kpf8xe8

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия: «Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите »

Тема занятия: «Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите »

В 1970 году Солтис играл на второй доске в составе команды

В 1970 году Солтис играл на второй доске в составе команды

Педагог. Какие поля составляют центр шахматной доски?

Педагог. Какие поля составляют центр шахматной доски?

Идеи Черных: форсировать продвижение пешек, ослабление пешек

Идеи Черных: форсировать продвижение пешек, ослабление пешек

Педагог. Теперь рассмотрим короткую партию с дебютом

Педагог. Теперь рассмотрим короткую партию с дебютом

Ответы детей. Да! Понравилось!

Ответы детей. Да! Понравилось!

Знакомство с игрой в шахматы. "Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите""

Знакомство с игрой в шахматы. "Варианты пешечных структур в ферзевом гамбите""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2024