Знакомство с модулями курса Основы религиозных культур и светской этики
Оценка 4.7

Знакомство с модулями курса Основы религиозных культур и светской этики

Оценка 4.7
docx
27.03.2024
Знакомство с модулями курса Основы религиозных культур и светской этики
Родительское собрание по ОРКСЭ 2024 год.docx

 

Родительское  собрание  № 3

Тема «Знакомство с модулями курса Основы религиозных культур
и светской этики

учитель начальных классов Ковалева Татьяна Викторовна

Дата проведения:

Место проведения : кабинет №13

Цель: создать условия для выбора родителями модуля ОРКСЭ

Задачи:

Ознакомить родителей с целями и задачами экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Оказать помощь в определении выбора модуля обучения по курсу ОРКСЭ

Участники: родители, зам. директора по УВР, классный руководитель.

Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Организация родительского собрания:

анкетирование родителей по проблеме собрания;

выставка литературы по теме собрания;

заполнений заявлений;

разработка сценария.

ХОД СОБРАНИЯ

Введение в урок.

Мотивация. Формулирование темы.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наше собрание пройдет в форме информационного лектория с элементами практикума, на котором мы с вами поговорим о введении курса ОРКСЭ в начальной школе.

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственное, чем воспитать в человеке Человека?

Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.

Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.

Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины?

Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

2) Входная диагностика, заполнение анкеты (в начале урока заполняется ответ № 1, в конце урока – ответ №2):

Вопрос

Ответ №1

Ответ №2

1

Почему, на Ваш взгляд, появилась необходимость ведения этого курса, считаете ли Вы актуальным ведение ОРКСЭ?

2

Сформулируйте цель этого курса.

3

В чём состоит задача взаимодействия с родителями, на Ваш взгляд?

4

Сколько модулей включает этот курс?

5

Выскажите (запишите) свои опасения по отношению к этому курсу.

6

Что, как Вы думаете, будут изучать Ваши дети на этих уроках?

7

Какой результат Вы ожидаете?

II. Формулирование задач курса.

Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время.

Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это детям?

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

III. Знакомство с модулями курса.

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их:

1.     Основы православной культуры;

2.     Основы исламской культуры;

3.     Основы буддийской культуры;

4.     Основы иудейской культуры;

5.     Основы мировых религиозных культур;

6.     Основы светской этики.

Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

Базовые национальные ценности

Отечество

Семья

Культурная традиция

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

МодульОсновы мировых религиозных культур. С учётом возрастных особенностей учащихся 4 класса даёт элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.Это модуль раскрывает такие темы, как: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.

Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль Основы православной культуры знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Этот модуль раскрывает темы близкие только христианской религии. Это - Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура.

Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции и др.

Модуль Основы исламской культуры знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

Этот модуль изучает такие темы, как: Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Для чего построена и как устроена мечеть.

МодульОсновы буддийской культуры в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: с её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

И изучает темы: Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Отношение к природе. Буддийские святые.

МодульОсновы иудейской культуры знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает ее значение в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России. Примерные темы вы видите на слайде.

МодульОсновы светской этики знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным?

В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.

Все шесть модулей соединяются общими тематическими блоками и содержат общие обязательные темы:

1. Россия – наша родина.

2.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

3. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

IV. Рефлексия

Диагностика (заполнение анкеты, колонка ответов № 2).

Анализ ответов анкеты. Что изменилось?

Формулирование своего понимания необходимости курса (выслушать мнения родителей).

Выбор модуля.

Заполнение заявлений.

Уважаемые родители, выбор за вами!


 

Родительское собрание № 3

Родительское собрание № 3

Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь

Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь

Что, как Вы думаете, будут изучать

Что, как Вы думаете, будут изучать

Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить…

Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить…

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

Столпы ислама и исламской этики

Столпы ислама и исламской этики

Заполнение заявлений. Уважаемые родители, выбор за вами!

Заполнение заявлений. Уважаемые родители, выбор за вами!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024