Знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении
Оценка 5

Знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении

Оценка 5
doc
22.05.2021
Знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении
Знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении.doc

Знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении

 

Задачи:

- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса, окончания как значащих частей слов,

- приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,

-провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

     Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их существенных признаков: семантической общности (общий смысл) и структурной общности (наличие общего корня). Поэтому нужно прежде всего создать условия для осознания учащимися совокупности этих признаков. Практически это означает развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, обращать внимание на единообразное написание корня.

    Нужно выяснение того факта, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что-то свое: это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, различает их друг от друга. Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет привлечь внимание детей к определенным признакам слов, на которых базируется их общность.

   Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум признакам, проводится противопоставление этих слов и синонимов, слов, имеющих корни-омонимы.

Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Это создает основу для сознательного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Например, при ознакомлении учащихся с написанием слов, которые пишутся в соответствии с традиционным принципом, важно научить правильно писать не только то слово, которое дано в словаре, но и всю группу родственных слов (например, мороз, заморозки, морозить, морозец; рисунок, нарисовать, рисование)

   В процессе ознакомлении учащихся с однокоренными словами складываются и их первоначальные представления  о морфемах как значимых частях слова.

   Сходство и различие однокоренных слов между собой обусловлены их составом.

  Вот один из вариантов ознакомления с приставкой, суффиксом, окончанием. Методический путь работы определяется взаимодействием всех морфем в слове, сходством словообразовательных функций приставок и суффиксов и своеобразием грамматической функции окончания. Наиболее целесообразным является использование словообразовательного задания, в процессе выполнения которого учащиеся получают группу однокоренных слов, образованных с использованием определенных морфем, и наглядно убеждаются в их роли.

    Учитель предлагает написать слово лететь и подобрать к нему родственное, которое обозначало бы перемещение с одного места на другое (перелететь). Выясняется, что для образования слова перелететь бала использована часть «пере-», стоящая перед корнем.

«Как называют птиц, которые в поисках пищи перелетают в теплые края»? -ставит вопрос учитель. Устанавливается, что слово перелетные образовалось от слова перелет с помощью части «–н», которая стоит после корня. На основе сравнения роли и места в слове частей «пере-» и «–н» делается первоначальное обобщение, вводятся термины «приставка», «суффикс»

    Для элементарного ознакомления с окончанием предлагается сравнить два слова: «перелетная» и «перелетные» по смыслу и форме.

  На этом этапе учитель может использовать подобные задания.

 

     «Упражнения на знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении» 

 

 а) Упражнение «Ассоциации».

 Для того, чтобы ребята лучше запомнили условные обозначения корня, приставки, суффикса, окончания, можно предложить нарисовать предметы, в которым есть похожие элементы.

б)  Упражнение «Гнезда»

   Найди группу однокоренных слов, докажи свой выбор.

   Малина, лист, лиса, малинник, мирный, листик, малиновый, полистать, мир, миражи, помирить.

в) Упражнение «Найди лишнее»

 Какое слово лишнее? Докажи.

Гора, гореть, горный, горняк.

Часовой, часовщик, часто, часики, час.

г) Упражнение «Подбор однокоренных слов»

Подбери к данным словам однокоренные: сад, лес, кран. Объясни написание корня.

д) Творческая работа учеников «Веселое знакомство»


Знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении

Знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении

Учитель предлагает написать слово лететь и подобрать к нему родственное, которое обозначало бы перемещение с одного места на другое (перелететь)

Учитель предлагает написать слово лететь и подобрать к нему родственное, которое обозначало бы перемещение с одного места на другое (перелететь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021