Знакомство с симфоническим оркестром
Цель: Создание условий для обобщения знаний у дошкольников о музыкальных инструментах, о симфоническом оркестре.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представление детей о музыкальных инструментах, их изобразительных возможностях.
Закреплять названия и группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Развивающие:
Развивать тембровый слух (различать тембры различных музыкальных инструментов).
Развивать музыкальную память, чувство ритма, творческие способности,
умение анализировать, дискутировать о характере музыки, развивая образное и ассоциативное мышление.
Воспитательные:
Воспитывать желание заниматься музыкальной деятельностью.
Формировать культуру слушания симфонической музыки.
Музыкальный материал: «Вальс», «Жаворонок» П.И. Чайковского, песня «Песенка-Чудесенка» (Слова: А. Кондратьев Музыка: М. Протасов), музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов.
Ход НОД.
Музыкальный руководитель: Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Давайте поздороваемся.
Дети исполняют приветствие «Я здороваюсь везде»
Музыкальный руководитель: Я хочу прочесть вам замечательные слова великого музыканта и композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.
«Музыка не только доставляет нам удовольствие.
Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».
Д. Б. Кабалевский.
А сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.
Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс»
Музыкальный руководитель: Теперь я попрошу вас описать характер прослушанного музыкального фрагмента. Музыка какая?
Дети. Нежная, радостная, ласковая, взволнованная.
Музыкальный руководитель: Очень хорошее описание музыки, молодцы! Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
Дети. Скрипки, флейты, кларнет, фагот, валторна, трубы, литавры, треугольник, бубен, тарелки, колокольчики, фортепиано.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Много инструментов назвали. А кто же исполнял эту замечательную мелодию?
Дети. Симфонический оркестр.
Музыкальный руководитель: Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты. Тема нашей беседы «В мире волшебных инструментов». А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. А в наше время оркестр – это музыкальный коллектив, который может состоять из очень большого количества (до 100!) музыкальных инструментов. Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей, падает гром с небосвода –
Это мелодией вечно своей мир наполняет природа!
Тихие слёзы свои ива роняет у брода,
Трелью приветствуют ночь соловьи,
Звоном ветвей, песней дождей мир наполняет природа.
Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт, — только прислушаться надо.
Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. Каких только инструментов здесь нет! Вглядитесь внимательнее, и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты, виолончели, скрипки, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство деревянных духовых инструментов – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Чуть дальше разместились их родственники — медные духовые инструменты – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют?
Дети. Дирижер.
Музыкальный руководитель: Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется полная тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.
Музыкальный руководитель:
В некотором царстве, а может государстве,
Жила была Гармония, по — имени Любовь.
Жили, поживали, друг друга уважали,
И всегда в оркестре место звуку уступали.
Но в один ненастный день, холодный и дождливый.
Появилась злая тень – тень раздора, ссоры, злобы.
Музыка пропала и людям страшно стало.
И целый день звучит лишь дребедень.
Гармония рыдала, ведь палочки не стало,
А злая тень так громко хохотала,
Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.
Теперь в том государстве не слышны инструменты,
Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.
Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите.
А чтобы помочь Гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы? Ну, тогда, в путь!
Музыкальный руководитель:
Музыканты долго думали, как быть?
И решили их по группам разделить.
Чтоб не путали в оркестре никогда
Инструментов этих чудо — голоса!
Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?
Дети. Духовые, струнные, ударные, клавишные.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?
Дети. Барабан, бубен, треугольник, румба, трещотки.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?
Дети. Труба, губная гармошка, саксофон, туба, флейта.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?
Дети. Рояль, баян, гармонь, аккордеон, фортепиано, орган.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные?
Дети. Арфа, гусли, гитара, балалайка, скрипка.
Музыкальный руководитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.
А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка.
Чтобы все вы отдохнули, будем танцевать, но, не на стуле.
Танец «Доброта».
Музыкальный руководитель: Продолжим наше путешествие.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?
Дети. Арфа, баян, дудочка.
Музыкальный руководитель: Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час.
Жила-была песенка в доме моём,
Мы с нею везде появлялись вдвоём.
Но ветер однажды её подхватил,
И в гнёздышко вместо птенца посадил.
Она провожала корабль в океан,
Присела вздремнуть на строительный кран,
Но кран был в работе и ночью, и днём,
Конечно, сидеть было трудно на нём.
Потом в облаках зазвенела она,
Потом в зоопарке была у слона,
Потом малышу помогала уснуть…
Пусть будет счастливый у песенки путь!
Давайте одну из них споём.
Песня «Песенка-Чудесенка» (Слова: А. Кондратьев Музыка: М. Протасов)
Музыкальный руководитель: А теперь для вас, ребятки, музыкальные загадки. Выясним их названия, их голоса и то, как на них играют.
1 загадка — Про до, ре, ми, фа, соль, ля, си
Ты меня расспроси…
Дети. Пианино.
(после того, как дети отгадали текст загадки, появляется Слайд №15)
Музыкальный руководитель: Голос пианино легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют пальцами игру на пианино).
2 загадка — В руки ты ее возьмешь
И смычком ты проведешь…
Дети. Скрипка.
Музыкальный руководитель: Скрипка – королева оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке.
(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на скрипке).
3 загадка — Деревянные подружки
Пляшут на его макушке
Бьют его, а он гремит
В ногу всем шагать велит….
Дети. Барабан.
Музыкальный руководитель: А с барабаном вы уже встречались на наших занятиях. Звук его отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте? (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на барабане).
4 загадка – Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи….
Дети. Труба.
Музыкальный руководитель: Звук трубы яркий, блестящий. Покажите, как играют на духовом инструменте — трубе?
(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на трубе).
5 загадка – У него рубашка в складку
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет
Если в руки попадет,
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем,
Весельчак, а не буян,
Голосистый мой …
Дети. Баян.
Музыкальный руководитель: Давайте покажем, как играют на клавишном инструменте – баяне. (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на баяне)
6 загадка — Круглый, звонкий, озорной
Поиграть зовет с собой…
Дети. Бубен.
Музыкальный руководитель: Давайте покажем, как играют стоя на ударном инструменте –бубне. (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на бубне)
Музыкальный руководитель: А теперь проверим, знаете ли вы голоса инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов. (звучат музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов, если дети отгадали звучание инструмента, тогда на экране появляется его изображение)
1 – пианино
2 – барабан
3 — баян
4 – скрипка
5 — труба
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Мы справились, все задания выполнили. (Достает дирижерскую палочку). Вот и наша дирижерская палочка! Давайте, проверим, ушла ли из оркестрового государства тень раздора, ссоры и злобы?
Вы сегодня молодцы! Постарались от души!
Доброе сердце вернуло любовь,
И музыку счастья услышим мы вновь.
Звучит музыкальный фрагмент симфонического оркестра, дети имитируют движения дирижера.
Музыкальный руководитель: Мы справились с вами с трудностями и помогли обрести оркестру гармоничное звучание! А теперь давайте подведём итог нашей беседы. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. (струнные, духовые, клавишные, ударные). Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы детей). Ребята, нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале, из ваших рисунков, мы создадим свой симфонический оркестр.
Музыкальный руководитель (поет): До свидания.
Дети (поют): До свидания.
Дети под «Вальс» П. И. Чайковского покидают зал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.